Влаеологический подход в организации учебного процесса. Что это такое?
статья по теме
Что такое валеологический подход? Для чего он нужен?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valeologicheskiy_podhod_k_organizacii_pedagogicheskogo_processa.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Валеологический подход к организации педагогического процесса. Что это такое?
Здоровый бедняк богаче здорового короля
(Народная мудрость)
Мы с этой песней вышли в путь,
Большие рубежи наметив.
Ведь впереди не что-нибудь,
А наше будущее – ДЕТИ!..
(В.Петухов)
В 90-х годах наша страна переживала сложное время. Не все смогли перестроиться и приспособиться к новым рыночным отношениям, что стало причиной появления негативных социальных явлений. Все эти явления распространились и на детей. Сегодня мы говорим в школах о наркомании, бродяжничестве, суициде – как результате неумения детей найти своё место в жизни, отсутствия понимания со стороны родителей, педагогов, сверстников. Сегодня остро стоит вопрос об оздоровлении нации, о том, что современная школа стала «школой болезней». Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уход от проблемы самочувствия, физической и психической переносимости детьми непомерных нагрузок. Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). В последнее время наряду с этим определением упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей.
Здоровье – одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью и т.п., определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные функции. Наукой о здоровье, закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания и укрепления его выступает валеология.
Ребёнок – барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения россиян. Помочь своей стране могут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению).
На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Данный процесс предполагает использование соответствующих методологических подходов к оценке индивидуального здоровья школьника, поскольку от этого зависит разработка систем и технологий, формирование социальной потребности жить и быть здоровым, организация и методика проведения уроков.
Последние наблюдения учёных доказали, что показателями хорошего состояния здоровья человека являются:
постоянно высокий уровень его работоспособности, а так же умение быстро восстанавливать этот уровень за счёт внутренних резервов организма;
способность сохранять внутренний покой или эмоциональную устойчивость, а также умение быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций;
высокий уровень удовлетворённости от жизни, которая переживается как чувство нежности, радости и любви к себе и к окружающему миру.
Отсюда следует, что путь здоровья (т.е. путь его становления, укрепления, улучшения) – это путь приёма, накопления, сохранения, наращивания и передачи человеком своих жизненных сил за счёт использования всех возможных внутренних и наиболее простых и доступных внешних ресурсов.
Таким образом, сущность валеологично проведённого урока состоит в том, что это урок, обеспечивающий ребёнку и учителю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, т.е. добавляющий и детям, и учителю здоровья.
Валеологично проведённый урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь – это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Каждый валеологично проведённый урок обязательно должен включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя.
Таким образом, валеологический подход к организации педагогического процесса обеспечивает воспитание человека в самом высоком смысле этого слова. Человека с большой буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в организации учебного процесса в начальной школе
Работа по теме самообразования....
«Индивидуальный подход к организации учебного процесса – реальный путь повышения его качества».
"Учитель - человек, который может делать трудные вещи лёгкими" Р.У Эмерсон. Реальный путь к достижению данной цели становится индивидуальный подход к организации учебного процесса....
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.
В статье говорится о современных подходах к организации учебно-воспитательного процесса в школе. Комплексное применение современных подходов имеет большое значение в организации учебного процесса....
Мотивация деятельности учащихся на уроке, как основа системно - деятельностного подхода к организации учебного процесса.
доклад на районную конференцию август 2015г в г. Багратионовске...
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМАМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ НОВЫХ ТИПОВ
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила один из приоритетов: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социал...
Дифференцированный подход в организации учебного процесса в начальной школе
Часто в классе обучаются дети с разными учебными способностями.Как организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик работал в полную силу, сознательно и прочно усваивал программный материа...
Статья "Инновационные подходы к организации учебного процесса"
Статья "Инновационные подходы к организации учебного процесса"...