ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМАМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ НОВЫХ ТИПОВ
статья

Кузнецова Елена Васильевна

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила один из приоритетов: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов…».

Скачать:


Предварительный просмотр:

3. Инновационные подходы к формам организации учебного процесса. Типология современных уроков и особенности построения уроков новых типов.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила один из приоритетов: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов…».

Признание права любого ребенка на получение достойного образования, отвечающего его образовательным потребностям и учитывающая возможности развития, определило важные ориентиры и инициативы новой образовательной политики.

В этой связи инновационным подходом в специальной педагогике является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Это позволяет повысить эффективность коррекционной работы и обеспечить в дальнейшем успешную социализацию данной категории детей.

Следует отметить, что выбор инклюзивной формы обучения ребенка с ОВЗ обусловлен с одной стороны, вариантом АООП; сведениями о готовности ребенка к усвоению учебного материала, учитывающими соотношение актуального и потенциального уровня развития; с другой, готовностью образовательной среды к предоставлению специальных образовательных условий (технологических, организационно-методических, нравственно-психологических и др.).

В настоящее время с введением ФГОС актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной образовательной деятельности.

Но, обучающиеся с ОВЗ, испытывают затруднения при самостоятельном получении знаний.

Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии личности, которое складывается не только из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий понять все потенциальные возможности конкретного ребенка.

Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

Инновационным подходом в обучении детей выступит системно-деятельностный, т.е. учение в форме проектной деятельности, которая предполагает:

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и др.;

- соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.;

- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.

В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию детей с ОВЗ к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Для достижения цели применяются различные формы организации учебного процесса. Остановлюсь на проектной форме.

В ходе внедрения проектных форм, обучающиеся с ОВЗ получают возможность наравне с остальными детьми классов инклюзии освоить формы взаимодействия, позволяющие эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, продуктивно общаться в различных коллективах, разнообразно применяя сформированные навыки.

Проектные формы учебной деятельности предполагают использование учителем личностно – ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, инновационными дидактическими принципами.

Принцип детоцентризма и принцип кооперации. Принцип опоры на субъектный опыт и принцип учета индивидуальности ученика. Принцип свободного выбора

        Особо отмечу принцип связи исследования с реальной жизнью, когда происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат.

Инновационность проектного подхода заключается в построении целостной системы проектных форм учебной работы, включающей в себя организации разного уровня и направленности образовательной деятельности.

Современные подходы в образовании позволяют определить перспективы в организации работы с детьми с ОВЗ, совершенствовать созданную в школе модель на основе принципов системности и доступности.

Дополнение

        Принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности – ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.

         Принцип кооперации.  В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности.

         Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый ученик имеет возможность применить уже имеющиеся у него знания и опыт.

         Принцип учета индивидуальности ученика. Темперамент, темп работы, уровень обученности, собственные интересы.

         Принцип свободного выбора: темы проекта, под темы, партнеров в разработке проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности.

         Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса

Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных  дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...

Схема для подбора методов и форм организации учебно-познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающего

В построении образовательного процесса, при выборе технологий и методик обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым ученик...

Урок-как основная форма организации учебного процесса

В этой презентации вы найдете, что такое урок, общие требования к уроку, компоненты урока, цели и задачи урока....

«Использование интерактивных форм организации учебного процесса и инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.»

Педсовет по теме: «Использование интерактивных форм организации учебного процесса и инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.»...

Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе

В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как  новая коронавирусная инфекция.  Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...