Тематическое планирование по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

В материале представлены рабочие программы по данному УМК, созданные на осноке методических материалов издательства "Учитель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_2_kl.rar725.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому плану уроков по учебной программе

«Изобразительное искусство и художественный труд»

Развернутый тематический план составлен применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2007 год). Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.

Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).

Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся 2 классов ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.

Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

-  обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-  прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.

Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 2 учебных часов в неделю (всего 68 часов за учебный год) из них 34 часа – по предмету «Изобразительное искусство» и 34 часа – «Художественный труд». Ниже представлено тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство».

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:

■  развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;

■  воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;

■  создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов (базовый уровень)

Учащиеся 2 классов должны знать/понимать:

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

 уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И.Левитан);

•  сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

•  применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений иекусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов (продвинутый уровень)        

 Учащиеся 2 классов должны уметь:

•  узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);

• использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);

• решать творческие задачи на уровне импровизаций;

• создавать творческие работы на основе собственного замысла;

•  выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;

• моделировать предметы бытового окружения человека;

• применить навыки несложных зарисовок с натуры;

•  создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;

• сформулировать замысел;

• построить несложную композицию;

• воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

• анализировать результаты сравнения;

•  использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;

•  передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

№ п/п

Система уроков

Дидактическая модель

обучения

Педагогические средства

Вид

деятельности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-методическое обеспечение






Компетенции







Учебно-познавательная

Информационно-коммуникативная







Базовый уровень

Продвинутый уровень



1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел 1. ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ (8 часов)

Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов.

1

Три основные

краски,

строящие

многоцветие

мира

Объясни-

тельно-

иллюстра-

тивная,

игровая

Рассказ, бесе-

да, демонстра-

ция наглядных

пособий, цве-

товой круг,

игра

Индивидуаль-

ная, изображе-

ние цветов (без

предваритель-

ного рисунка)

по памяти и впечатлению

Уметь:

- различать основные и состав-

ные цвета;

- применять первичные живо-

писные навыки;

- использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по памяти и впечатлению. Продуктивный (СП, К)

Развитие ком-

позиционного

мышления и

воображения.

Творческий

(ЛС)

Умение участ-

вовать в диало-

ге, высказывать

свое мнение

Стихотворе-

ния и загадки

о цветах; иг-

ра-упражне-

ние «Два

в одном»

2

Пять красок -

все богатство

цвета и тона

Репродук-

тивная,

объясни-

тельно-ил-

люстра-

тивная, игровая

Рассказ, бесе-

да, демонстра-

ция наглядных

пособий, цве-

товой круг,

игра

Индивидуаль-

ная, изображе-

ние природных

стихий круп-

ными кистями

без предварительного рисунка

Знать жанр произведений изо-

бразительного искусства - пей-

заж.

Уметь:

- различать основные и состав-

ные цвета и смешивать их с белой и черной краской;

- использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по воображению;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. И. Левитан).

Творческий (ЛС, СП, К)

Развитие ком-

позиционного

мышления и

воображения,

навыков по-

строения композиции. Творческий (ЛС)

Умение участ-

вовать в диало-

ге, адекватно

воспринимать

произведения

художников

Стихотворе-

ния И. Буни-

на; игра-

упражнение

«Осенняя па-

литра»

1

2

3

4

5

6

1

8

9

3

Пастель и цветные

Репродуктивная,

Рассказ, беседа,

Индивидуальная, изображе-

Знать жанр произведений изобразительного искусства - пей-

Овладение навыками построения

Умение участвовать в диало-

Игра-упражнение «Живая

мелки, аква-

объясни-

демонстрация

ние осеннего

заж.

композиции,

ге, адекватно

клякса»

рель; их выразительные возможности

тельно-иллюстра-тивная, игровая

наглядных  пособий, игра

леса (по памяти и впечатлению)

Уметь использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечатлению. Творческий (ЛС, СП, К)

создания творческих работ на основе собственного замысла, использования художественных материалов (пастель, мелки). Творческий (ЛС)

воспринимать произведения художников

4

Выразитель-

Объясни-

Рассказ,

Парная, созда-

Уметь:

Умение созда-

Ф. И. Тютчев

ные возможности аппликации

тельно-

иллюстра-

тивная,

беседа, демонстрация наглядных по-

ние     аппликации   «Осенний листопад»     по

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоратив-

вать творческие работы на основе собственного

«Листья»

частично-поисковая

собий, игра

памяти  и  впечатлению

но-прикладное творчество);

- использовать художественные материалы (бумага);

- применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. Творческий (К, СП)

замысла, использовать технику аппликации. Творческий (ЛС)

5

Выразительные возможности графических материалов

Продуктивная, объясни-тельно-иллюстра-

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра

Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памя-

Знать вид изобразительного искусства - графика. Уметь:

— сравнивать различные виды изобразительного искусства

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии,

Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства

М. Пришвин «Рассказы о природе», К.Паустов-ский «Пер-

тивная

ти и впечатле-

(графика, живопись);

использовать

выи снег»,

нию), коллективная композиция фриз

- применять средство художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти и впечатлению). Продуктивный (СП)

художественные материалы (тушь, уголь). Творческий (ЛС)

В. P. Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества», с.67

1

2

3

4

5

6

7

8

9


6

Выразительность мате-

Репродуктивная,

Беседа, демонстрация,

Индивидуальная, лепка жи-

Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства,

Развитие художественного

Умение адекватно воспри-

В. Бианки. Рассказы


риалов для работы в объеме

игровая

игра

вотных родного края по впечатлению

особенности ее восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме. Продуктивный (СП, К)

объемно-пространственного мышления, умение применять технологию лепки из одного куска путем вытягивания и вдавливания. Творческий (ЛС)

нимать скульптурные произведения

о животных; игра-упражнение «Пластилиновая угадайка»


7

Выразитель-

ные возмож-

ности бумаги

Репродук-

тивная

Беседа,

демонстрация,

технологиче-

ские карты,

макеты

Групповая,

коллективная,

конструирова-

ние игровой

площадки

Уметь применять основные

средства художественной выра-

зительности в конструктивных

работах, навыки конструктивной

работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Творческий (К, Р)

Умение исполь-

зовать в инди-

видуальной и

коллективной

деятельности технику бумажной пластики. Творческий (ЛС)

Умение участ-

вовать в диало-

ге, выполнять

работы в сме-

шанной технике (конструирование, аппликация, макетирование)

Различные

пособия

по бумаго-

пластике.

Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»






8

Для художни-

ка любой ма-

териал может стать выразительным

(обобщение темы)

Репродук-

тивная,

частично-поисковая

Беседа,

демонстрация

Индивидуаль-

ная, изображе-

ние ночного праздничного города с по-

мощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги

Уметь:

- применять основные средства

художественной выразительности в творческих работах, навыки работы с «неожиданными»

материалами, конструктивной фантазии и наблюдательности; - выполнять живописные упражнения. Творческий (К, Р)

Умение переда-

вать настроение

в творческой работе с помощью компози-

ции и материала, использовать «неожиданные» материалы в декоративных работах. Творческий (СП, ЛС)

Умение выби-

рать и исполь-

зовать адекватные выразительные сред-

ства в творческой работе

С. Баруздин

«Салют»





1

2

3

4

5                                                      6

1

8

9

Р а з д е л 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 часов)

Целн: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой.

1

Изображение

Репродук-

Беседа, упраж-

Индивидуаль-

Уметь:

Умение решать

Умение

В. Бианки.

и реальность

тивная,

нения, нагляд-

ная, изображе-

- использовать художественные

творческие

использовать

Рассказы

объясни-

ные пособия

ние животных

материалы (гуашь);

задачи на уров-

адекватные

о животных;

тельно-

иллюстра-

тивная

или зверей

- применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти). Продуктивный (СП)

не импровизаций. Творческий (Р)

выразительные средства в творческой работе

загадки

2

Изображение

Объясни-

Беседа,

Индивидуаль-

Уметь:

Умение созда-

Умение участ-

Мифы, сказки,

и фантазия

тельно-

демонстрация,

ная, изображе-

- использовать художественные

вать творческие

вовать в диа-

былины

иллюстра-

наглядные

ние сказочных,

материалы (гуашь);

работы на осно-

логе, выбирать

тивная,

пособия

несуществую-

- применять основные средства

ве собственного

и использовать

продуктивная

щих животных

художественной выразительности в рисунке (по воображению). Продуктивный (СП)

замысла. Творческий (ЛС)

адекватные выразительные средства в рисунке

3

Украшение

Объясни-

Беседа,

Индивидуаль-

Уметь:

Умение строить

Умение участ-

и реальность

тельно-

демонстрация,

ная, изображе-

- применять средство художест-

композиции,

вовать в диа-

■^

иллюст-

наглядные

ние паутинок

венной выразительности (линия)

использовать

логе

ративная, продуктивная

пособия

с росой

и веточками

деревьев

в рисунке (по памяти);

- понимать «язык» украшений.

Творческий (ЛС)

художественные материалы (ге-левая ручка). Творческий (СП)

4

Украшение

Репродук-

Беседа, рас-

Индивидуаль-

Уметь применять основные

Умение приме-

Умение участ-

Игра-упраж-

и фантазия

тивная,

сказ, нагляд-

ная, украше-

средства художественной выра-

нять знания об

вовать в диа-

нение «Крес-

объясни-

ные пособия,

ние закладки

зительности при изображении

орнаменте: ритм,

логе

тики-нолики»

тельно-иллю-стратив-ная, игровая

игра

для книги узором заданной формы

орнамента. Продуктивный (СП, К)

цвет, семантика элементов, использовать художественные материалы (ге-левая ручка). Творческий (ЛС)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

Постройка

Репродук-

Беседа, рас-

Индивидуаль-

Уметь:

Развитие худо-

Умение участ-

Различные

и реальность

тивная,

сказ, демонст-

но-коллек-

- применять основные средства

жественного

вовать в диа-

пособия

объясни-

рация

тивная, конст-

художественной выразительно-

объемно-про-

логе

по бумаго-

тельно-

руирование

сти в конструктивных работах;

странственного

п ластике.

иллю-

из бумаги под-

- использовать навыки конст-

мышления.

Н. Докучаева

стратив-ная, игровая

водного мира

руктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Продуктивный (Р, К)

Творческий (ЛС)

«Мастерим

бумажный

мир»

6

Постройка

Репродук-

Беседа, демон-

Индивидуаль-

Уметь:

Развитие худо-

Умение участ-

Фрагменты

и фантазия

тивная,

страция, маке-

ная, групповая,

- применять основные средства

жественного

вовать в диа-

сказок с опи-

объясни-

ты

конструирова-

художественной выразительно-

объемно-про-

логе

санием фанта-

тельно-

ние фантасти-

сти в конструктивных работах;

странственного

стических

иллю-стратив-ная, игровая

ческого города

- использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Продуктивный (Р, К)

мышления. Творческий (ЛС)

зданий. В. И. Коляки-на «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 116

7

Братья-Мас-

Репродук-

Беседа, демон-

Индивидуаль-

Умен»:

Умение выбрать

Умение всту-

Стихотворе-

тера Изобра-

тивная,

страция, тех-

ная, конструи-

- использовать художественные

и применить

пать в общение

ния, посвя-

жения, Укра-

объясни-

нологические

рование (мо-

материалы (бумага) и технику

выразительные

друг с другом

щенные ново-

шения и По-

тельно-

карты, нагляд-

делирование)

бумагопластики;

средства

годнему

стройки все-

иллю-

ные пособия

и украшение

- применять основные средства

для реализации

празднику,

гда работают

стратив-

елочных иг-

художественной выразительно-

собственного

-

фрагменты из

вместе (обоб-

ная, игро-

рушек

сти в декоративных и конструк-

замысла в худо-

балета

щение темы)

вая

тивных работах. Продуктивный (СП)

жественном изделии. Творческий (ЛС)

П. И. Чайковского «Щелкунчик»

1                      

2

3                            

4

5

6

7                    |                  

8

9

Раздел 3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (11 часов)

Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

1

Выражение

Репродук-

Рассказ

Индивидуаль-

Уметь:

Умение решать

Умение выби-

Фрагменты

характера

тивная,

беседа,

ная, изображе-

- использовать художественные

творческие за-

рать и исполь-

сказки Р. Ки-

изображае-

объясни-

наглядные

ние животных

материалы (гуашь);

дачи на уровне

зовать адек-

плинга «Ма-

мых живот-

тельно-

пособия, игра

веселых, стре-

- применять основные средства

импровизаций.

ватные выра-

угли»; игра-

ных

иллюстра-

мительных,

художественной выразительно-

Творческий (ЛС)

зительные

пантомима

тивная, игровая

угрожающих

сти живописи (по воображению). Продуктивный (К, СП)

средства

«Чудесные превращения»

2

Выражение

Объясни-

Рассказ,

Индивидуаль-

Знать жанры изобразительного

Умение созда-

Умение выби-

А. С. Пушкин

характера

тельно-

наглядные

ная, изображе-

искусства - портрет.

вать творческие

рать и исполь-

«Сказка о ца-

человека

иллюстра-

материалы,

ние доброго

Уметь:

работы на осно-

зовать адек-

ре Салта-

в изображе-

тивная,

демонстрация

и злого воина

- использовать художественные

ве собственного

ватные выра-

не...»; отрыв-

нии; мужской

частично-

материалы (гуашь);

замысла, узна-

зительные

ки из былин

образ

поисковая

- применять основные средства художественной выразительности в живописи;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). Творческий (СП, ЦО)

вать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин) Творческий (ЛС)

средства

3,4

Выражение

характера

человека

в изображе-

нии; женский

образ

Объясни-

тельно-

иллюстра-

тивная,

частично-

поисковая

Рассказ,

беседа,

наглядные

пособия,

демонстрация

Индивидуаль-

ная, изображе-

ние противо-

положных по

характеру ска-

зочных образов

Знать жанры изобразительного

искусства - портрет.

Уметь:

- использовать художественные

материалы (гуашь, мелки);

- применять основные средства художественной выразительности в живописи;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). Творческий (СП, ЦО)

Умение создавать

творческие рабо-

ты на основе собственного замысла, использовать

художественные материалы (мелки), узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин). Творческий (ЛС

Умение участ-

вовать в диа-

логе, выбирать

и использовать

адекватные

выразительные средства

А. С. Пушкин

«Сказка о ца-

ре Салтане...»

1

3

3

4

5

6 '

7

8

9

5

Образе челове к а и его характер,

выраженный в объёме

Репродуктивная, объясни-

Рассказ,

беседа,

упражнения,

Индивидуальная, создание в объеме ска-

Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура.

Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). Продуктивный (СП)

Развитие художественного объемно-про-

странственного мышления, умения использовать художественные материалы (пластилин). Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

тельно-

иллюстра-

тивная

демонстрация

зочных образов с ярко выраженным характером

6,7

Изображение природы в разных состояниях

Репродуктивная, объясни-тельно-

иллюстра-тивная

Рассказ, наглядные пособия, демонстрация

Индивидуальная, изображение контрастных состояний

природы

Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж.

Уметь:

- различать и применять теплые и холодные цвета,

- использовать художественные материалы (гуашь). Продуктивный (СП)

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью

цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Айвазовский). Творческий (ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выра-

зительные средства, адекватно воспринимать художественные произведения

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» отрывки из

произведения с описанием природы

8

Человек и его

Репродук-

Рассказ,

Индивидуаль-

Уметь:

Умение созда-

Умение участ-

А. С. Пушкин

украшения. Выражение характера

тивная,

объясни-

тельно-

беседа,

наглядные

пособия

ная, украшение вырезанных из бумаги

- использовать художественные материалы (гуашь);

- применять основные средства

вать творческие работы на основе собственного

вовать в диалоге, использовать источ-

«Сказка о царе Салтане...»; отрыв-

человека через украшения

иллюстра-тивная

богатырских доспехов, кокошников заданной формы

художественной выразительности в декоративных работах. Творческий (ЛС, СП)

замысла. Исследовательский (ЦО)

ники информации

ки из былин

9

Выражение

Репродук-

Рассказ,

Коллективно-

Уметь

Умение постро-

А. С. Пушкин

намерении через украшение. «Морской бой Сал-тана и пиратов»

тивная,

объясни-

те,льно-

иллюстра-

тивная

наглядные пособия

индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов

- различать и применять теплые и холодные цвета;

- использовать художественные материалы (гуашь). Продуктивный (СП)

ить композицию,

формулировать

собственный

замысел.

Творческий (К,

ЛС)

«Сказка о царе Салтане...»; Н. Рерих «Заморские гости»; другие иллюстрации

1

2

3

4

.5

6

7

8

9

10

Образ здания

и его назна-

чение

Объясни-

тельно-

иллюстра-

тивная,

частично-поисковая

Рассказ, бесе-

да, наглядные

пособия, тех-

нологические

карты, макеты

Индивидуаль-

ная, конструи-

рование здания

с определен-

ным образом

Уметь применять основные

средства художественной выра-

зительности в конструктивных

работах.

Продуктивный (СП)

Развитие худо-

жественного

объемно-про-

странственного

мышления. Творческий (ЛС)

Умение выби-

рать и исполь-

зовать адек-

ватные выра-

зительные средства

11

В изображе-

нии, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение

Игровая

Ролевая игра

Выставка

Знать основные жанры и виды

произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Исследовательский (ЦО, Р, К)

Умение всту-

пать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге

«Мы художники и зрители»

Раздел 4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО (8 часов)

Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.

1

Цвет как сред-

Репродук-

тивная,

объясни-

тельно-

иллюстра-тивная

Рассказ, бесе-

да, демонстра-

ция, пособие

по цветоведе-

нию

Индивидуаль-

ная, изображе-

ние угасающе-

го костра

Уметь:

- различать основные и состав-

ные, теплые и холодные цвета;

- использовать художественные

материалы (гуашь). Репродуктивный (ЛС)

Умение участ-

вовать в диа-

логе

Э. Григ «Ут-

ро» (фрагмент

из сюиты

«Пер Гюнт»);

А. Глазунов. Фантазии

ство выраже-

ния: «теплые»

и «холодные»

цвета

2

Цвет как

Объясни-

Рассказ,

Индивидуаль-

Уметь:

- различать основные и состав-

ные, теплые и холодные цвета;

- использовать художественные

материалы (гуашь);

- применять основные средства художественной выразительности в живописи (по воображению). Творческий (СП, Р)

Развитие компо-

зиционного

мышления

и воображения.

Творческий (ЛС)

Умение выби-

Отрывки из

средство

выражения:

«тихие»

(«глухие»)

и «звонкие» цвета

тельно-

демонстрация,

ная, изображе-

рать и исполь-

сказок Н. Но-

иллюстра-

пособие по

ние Солнечно-

зовать адек-

сова «Незнай-

тивная,

цветоведению

го города или

ватные выра-

ка в Солнеч-

продук-

царства Снеж-

зительные

ном городе»

тивная

ной королевы

средства

и Г. X. Андерсена «Снежная королева»

3

Линия как

средство

выражения:

ритм линии

Репродук-

Рассказ,

беседа,

наглядные

пособия, демонстрация

Индивидуаль-

Уметь использовать художест-

венные материалы (гуашь), при-

менять основные средства худо-

жественной выразительности (линия) в живописи. Продуктивный (СП)

Умение

построения

композиции.

Творческий (ЛС)

Умение участ-

вовать в диа-

логе

М. Пришвин

«Лесной ру-

чей»; А. Арен-

ский «Лесной ручей», «Прелюдия»

тивная,

объясни-

тельно-

иллюстра-

тивная

ная, изображе-

ние весенних

ручьев

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4

Линия как

средство вы-

ражения: ха-

рактер линии

Объясни-

тельно-

иллюстра-

тивная, продуктивная

Беседа,

наглядные

пособия

Индивидуаль-

ная, парная,

изображение

ветки с определенным характером и настроением

Уметь:

- использовать художественные

материалы (гуашь);

- применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. Продуктивный (К, СП)

Умение

построения

композиции.

Творческий (ЛС)

Умение участ-

вовать в диа-

логе

Японские

трехстишия

(хокку)

5

Ритм пятен

как средство

выражения

Объясни-

тельно-

иллюстра-

тивная,

поисковая

Рассказ,

упражнения,

наглядные

и методиче-

ские пособия

Парная,

ритмическое

расположение

летящих птиц

на плоскости

Уметь:

- использовать художественные

материалы (гуашь);

- применять основные средства

художественной выразительности (пятно) в творческой работе Продуктивный (К, СП)

Умение

построения

композиции.

Творческий (ЛС)

Фрагменты

произведении

с ярко выра-

женной рит-

мической организацией

6

Пропорции

Репродук-

Рассказ,

Индивидуаль-

Уметь:

Уметь переда-

Умение выби-

Пособия по

выражают

тивная,

наглядные

ная, конструи-

- использовать художественные

вать настроение

рать и исполь-

бумагопла-

характер

объясни-

пособия,

рование птиц

материалы (бумага);

в творческой

зовать адек-

стике.

тельно-

демонстрация

с разным ха-

- применять основные средства

работе с помо-

ватные выра-

Н. Докучаева

иллюстра-

рактером

художественной выразительно-

щью конструи-

зительные

«Мастерим

тивная

пропорции

сти в конструктивных работах. Продуктивный (К, СП)

рования. Творческий (ЛС, СП)

средства

бумажный мир»

7

Ритм линий

Продук-

Беседа,

Коллективная,

Уметь:

Умение постро-

Умение участ-

и пятен, цвет,

тивная

наглядные

создание пан-

- использовать художественные

ения компози-

вовать в диа-

пропорции -средства выразительности

пособия

но «Весна. Шум птиц»

материалы (гуашь, акварель); - применять основные средства художественной выразительности в творческой работе. Творческий (К, СП)

ции, использования художественных материалов (восковых мелков). Творческий (ЛС)

логе

8

Обобщающий

Игровая

Ролевая игра-

Выставка

Знать основные жанры и виды

Умение анали-

Умение участ-

урок года

беседа «Мы художники и зрители»

произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творческий (СП, ЦО)

зировать результаты сравнения. Исследовательский (ЛС, К)

вовать в диалоге, вступать в общение друг с другом по поводу отношения к искусству


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Математика" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Математика" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам...

Тематическое планирование по русскому языку. 3 класс. Начальная школа 21 века

Развёрнутое тематическое планирование по русскому языку в 3 классе по программе Начальная школа 21 века...

Тематическое планирование по окружающему миру.3 класс.Начальная школа 21 века.

Развёрнутое тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе по программе Начальная школа 21 века....

Тематическое планирование по литературному чтению.3 класс.Начальная школа 21 века.

Развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе по программе Начальная школа 21 века....

Тематическое планирование по программе "Начальная школа XXI века" 2 класс

Данный материал окажет помощь учителям , работающим по программе "Начальная школа XXI века. Это тематическое планирование по предметам русский язык 2 кл., математика 2 кл, литературное чтение 2 кл. и ...

Тематическое планирование УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Тематическое планирование. УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс...

Тематическое планирование УМК Перспективная начальная школа 1 класс

Тематическое планирование разработано в соответствии с требованиями ФГОС НОО....