Тематическое планирование по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме
В материале представлены рабочие программы по данному УМК, созданные на осноке методических материалов издательства "Учитель".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_2_kl.rar | 725.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Развернутый тематический план составлен применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2007 год). Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).
Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся 2 классов ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.
Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.
Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 2 учебных часов в неделю (всего 68 часов за учебный год) из них 34 часа – по предмету «Изобразительное искусство» и 34 часа – «Художественный труд». Ниже представлено тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство».
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:
■ развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
■ воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
■ создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов (базовый уровень)
Учащиеся 2 классов должны знать/понимать:
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
уметь:
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И.Левитан);
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений иекусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов (продвинутый уровень)
Учащиеся 2 классов должны уметь:
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);
• использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
• решать творческие задачи на уровне импровизаций;
• создавать творческие работы на основе собственного замысла;
• выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
• моделировать предметы бытового окружения человека;
• применить навыки несложных зарисовок с натуры;
• создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
• сформулировать замысел;
• построить несложную композицию;
• воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
• анализировать результаты сравнения;
• использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
• передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п | Система уроков | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения | Информационно-методическое обеспечение |
Компетенции |
Учебно-познавательная | Информационно-коммуникативная |
Базовый уровень | Продвинутый уровень |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Раздел 1. ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ (8 часов) Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов. |
1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира | Объясни- тельно- иллюстра- тивная, игровая | Рассказ, бесе- да, демонстра- ция наглядных пособий, цве- товой круг, игра | Индивидуаль- ная, изображе- ние цветов (без предваритель- ного рисунка) по памяти и впечатлению | Уметь: - различать основные и состав- ные цвета; - применять первичные живо- писные навыки; - использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по памяти и впечатлению. Продуктивный (СП, К) | Развитие ком- позиционного мышления и воображения. Творческий (ЛС) | Умение участ- вовать в диало- ге, высказывать свое мнение | Стихотворе- ния и загадки о цветах; иг- ра-упражне- ние «Два в одном» |
2 | Пять красок - все богатство цвета и тона | Репродук- тивная, объясни- тельно-ил- люстра- тивная, игровая | Рассказ, бесе- да, демонстра- ция наглядных пособий, цве- товой круг, игра | Индивидуаль- ная, изображе- ние природных стихий круп- ными кистями без предварительного рисунка | Знать жанр произведений изо- бразительного искусства - пей- заж. Уметь: - различать основные и состав- ные цвета и смешивать их с белой и черной краской; - использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по воображению; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. И. Левитан). Творческий (ЛС, СП, К) | Развитие ком- позиционного мышления и воображения, навыков по- строения композиции. Творческий (ЛС) | Умение участ- вовать в диало- ге, адекватно воспринимать произведения художников | Стихотворе- ния И. Буни- на; игра- упражнение «Осенняя па- литра» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 8 | 9 |
3 | Пастель и цветные | Репродуктивная, | Рассказ, беседа, | Индивидуальная, изображе- | Знать жанр произведений изобразительного искусства - пей- | Овладение навыками построения | Умение участвовать в диало- | Игра-упражнение «Живая |
мелки, аква- | объясни- | демонстрация | ние осеннего | заж. | композиции, | ге, адекватно | клякса» |
рель; их выразительные возможности | тельно-иллюстра-тивная, игровая | наглядных пособий, игра | леса (по памяти и впечатлению) | Уметь использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечатлению. Творческий (ЛС, СП, К) | создания творческих работ на основе собственного замысла, использования художественных материалов (пастель, мелки). Творческий (ЛС) | воспринимать произведения художников |
4 | Выразитель- | Объясни- | Рассказ, | Парная, созда- | Уметь: | Умение созда- | Ф. И. Тютчев |
ные возможности аппликации | тельно- иллюстра- тивная, | беседа, демонстрация наглядных по- | ние аппликации «Осенний листопад» по | - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоратив- | вать творческие работы на основе собственного | «Листья» |
частично-поисковая | собий, игра | памяти и впечатлению | но-прикладное творчество); - использовать художественные материалы (бумага); - применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. Творческий (К, СП) | замысла, использовать технику аппликации. Творческий (ЛС) |
5 | Выразительные возможности графических материалов | Продуктивная, объясни-тельно-иллюстра- | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра | Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памя- | Знать вид изобразительного искусства - графика. Уметь: — сравнивать различные виды изобразительного искусства | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства | М. Пришвин «Рассказы о природе», К.Паустов-ский «Пер- |
тивная | ти и впечатле- | (графика, живопись); | использовать | выи снег», |
нию), коллективная композиция фриз | - применять средство художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти и впечатлению). Продуктивный (СП) | художественные материалы (тушь, уголь). Творческий (ЛС) | В. P. Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества», с.67 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
6 | Выразительность мате- | Репродуктивная, | Беседа, демонстрация, | Индивидуальная, лепка жи- | Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, | Развитие художественного | Умение адекватно воспри- | В. Бианки. Рассказы |
риалов для работы в объеме | игровая | игра | вотных родного края по впечатлению | особенности ее восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме. Продуктивный (СП, К) | объемно-пространственного мышления, умение применять технологию лепки из одного куска путем вытягивания и вдавливания. Творческий (ЛС) | нимать скульптурные произведения | о животных; игра-упражнение «Пластилиновая угадайка» |
7 | Выразитель- ные возмож- ности бумаги | Репродук- тивная | Беседа, демонстрация, технологиче- ские карты, макеты | Групповая, коллективная, конструирова- ние игровой площадки | Уметь применять основные средства художественной выра- зительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Творческий (К, Р) | Умение исполь- зовать в инди- видуальной и коллективной деятельности технику бумажной пластики. Творческий (ЛС) | Умение участ- вовать в диало- ге, выполнять работы в сме- шанной технике (конструирование, аппликация, макетирование) | Различные пособия по бумаго- пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир» |
8 | Для художни- ка любой ма- териал может стать выразительным (обобщение темы) | Репродук- тивная, частично-поисковая | Беседа, демонстрация | Индивидуаль- ная, изображе- ние ночного праздничного города с по- мощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги | Уметь: - применять основные средства художественной выразительности в творческих работах, навыки работы с «неожиданными» материалами, конструктивной фантазии и наблюдательности; - выполнять живописные упражнения. Творческий (К, Р) | Умение переда- вать настроение в творческой работе с помощью компози- ции и материала, использовать «неожиданные» материалы в декоративных работах. Творческий (СП, ЛС) | Умение выби- рать и исполь- зовать адекватные выразительные сред- ства в творческой работе | С. Баруздин «Салют» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 6 | 1 | 8 | 9 |
Р а з д е л 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 часов) Целн: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой. |
1 | Изображение | Репродук- | Беседа, упраж- | Индивидуаль- | Уметь: | Умение решать | Умение | В. Бианки. |
и реальность | тивная, | нения, нагляд- | ная, изображе- | - использовать художественные | творческие | использовать | Рассказы |
объясни- | ные пособия | ние животных | материалы (гуашь); | задачи на уров- | адекватные | о животных; |
тельно- иллюстра- тивная | или зверей | - применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти). Продуктивный (СП) | не импровизаций. Творческий (Р) | выразительные средства в творческой работе | загадки |
2 | Изображение | Объясни- | Беседа, | Индивидуаль- | Уметь: | Умение созда- | Умение участ- | Мифы, сказки, |
и фантазия | тельно- | демонстрация, | ная, изображе- | - использовать художественные | вать творческие | вовать в диа- | былины |
иллюстра- | наглядные | ние сказочных, | материалы (гуашь); | работы на осно- | логе, выбирать |
тивная, | пособия | несуществую- | - применять основные средства | ве собственного | и использовать |
продуктивная | щих животных | художественной выразительности в рисунке (по воображению). Продуктивный (СП) | замысла. Творческий (ЛС) | адекватные выразительные средства в рисунке |
3 | Украшение | Объясни- | Беседа, | Индивидуаль- | Уметь: | Умение строить | Умение участ- |
и реальность | тельно- | демонстрация, | ная, изображе- | - применять средство художест- | композиции, | вовать в диа- |
■^ | иллюст- | наглядные | ние паутинок | венной выразительности (линия) | использовать | логе |
ративная, продуктивная | пособия | с росой и веточками деревьев | в рисунке (по памяти); - понимать «язык» украшений. Творческий (ЛС) | художественные материалы (ге-левая ручка). Творческий (СП) |
4 | Украшение | Репродук- | Беседа, рас- | Индивидуаль- | Уметь применять основные | Умение приме- | Умение участ- | Игра-упраж- |
и фантазия | тивная, | сказ, нагляд- | ная, украше- | средства художественной выра- | нять знания об | вовать в диа- | нение «Крес- |
объясни- | ные пособия, | ние закладки | зительности при изображении | орнаменте: ритм, | логе | тики-нолики» |
тельно-иллю-стратив-ная, игровая | игра | для книги узором заданной формы | орнамента. Продуктивный (СП, К) | цвет, семантика элементов, использовать художественные материалы (ге-левая ручка). Творческий (ЛС) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
5 | Постройка | Репродук- | Беседа, рас- | Индивидуаль- | Уметь: | Развитие худо- | Умение участ- | Различные |
и реальность | тивная, | сказ, демонст- | но-коллек- | - применять основные средства | жественного | вовать в диа- | пособия |
объясни- | рация | тивная, конст- | художественной выразительно- | объемно-про- | логе | по бумаго- |
тельно- | руирование | сти в конструктивных работах; | странственного | п ластике. |
иллю- | из бумаги под- | - использовать навыки конст- | мышления. | Н. Докучаева |
стратив-ная, игровая | водного мира | руктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Продуктивный (Р, К) | Творческий (ЛС) | «Мастерим бумажный мир» |
6 | Постройка | Репродук- | Беседа, демон- | Индивидуаль- | Уметь: | Развитие худо- | Умение участ- | Фрагменты |
и фантазия | тивная, | страция, маке- | ная, групповая, | - применять основные средства | жественного | вовать в диа- | сказок с опи- |
объясни- | ты | конструирова- | художественной выразительно- | объемно-про- | логе | санием фанта- |
тельно- | ние фантасти- | сти в конструктивных работах; | странственного | стических |
иллю-стратив-ная, игровая | ческого города | - использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Продуктивный (Р, К) | мышления. Творческий (ЛС) | зданий. В. И. Коляки-на «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 116 |
7 | Братья-Мас- | Репродук- | Беседа, демон- | Индивидуаль- | Умен»: | Умение выбрать | Умение всту- | Стихотворе- |
тера Изобра- | тивная, | страция, тех- | ная, конструи- | - использовать художественные | и применить | пать в общение | ния, посвя- |
жения, Укра- | объясни- | нологические | рование (мо- | материалы (бумага) и технику | выразительные | друг с другом | щенные ново- |
шения и По- | тельно- | карты, нагляд- | делирование) | бумагопластики; | средства | годнему |
стройки все- | иллю- | ные пособия | и украшение | - применять основные средства | для реализации | празднику, |
гда работают | стратив- | елочных иг- | художественной выразительно- | собственного | - | фрагменты из |
вместе (обоб- | ная, игро- | рушек | сти в декоративных и конструк- | замысла в худо- | балета |
щение темы) | вая | тивных работах. Продуктивный (СП) | жественном изделии. Творческий (ЛС) | П. И. Чайковского «Щелкунчик» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | 8 | 9 |
Раздел 3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (11 часов) Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе. |
1 | Выражение | Репродук- | Рассказ | Индивидуаль- | Уметь: | Умение решать | Умение выби- | Фрагменты |
характера | тивная, | беседа, | ная, изображе- | - использовать художественные | творческие за- | рать и исполь- | сказки Р. Ки- |
изображае- | объясни- | наглядные | ние животных | материалы (гуашь); | дачи на уровне | зовать адек- | плинга «Ма- |
мых живот- | тельно- | пособия, игра | веселых, стре- | - применять основные средства | импровизаций. | ватные выра- | угли»; игра- |
ных | иллюстра- | мительных, | художественной выразительно- | Творческий (ЛС) | зительные | пантомима |
тивная, игровая | угрожающих | сти живописи (по воображению). Продуктивный (К, СП) | средства | «Чудесные превращения» |
2 | Выражение | Объясни- | Рассказ, | Индивидуаль- | Знать жанры изобразительного | Умение созда- | Умение выби- | А. С. Пушкин |
характера | тельно- | наглядные | ная, изображе- | искусства - портрет. | вать творческие | рать и исполь- | «Сказка о ца- |
человека | иллюстра- | материалы, | ние доброго | Уметь: | работы на осно- | зовать адек- | ре Салта- |
в изображе- | тивная, | демонстрация | и злого воина | - использовать художественные | ве собственного | ватные выра- | не...»; отрыв- |
нии; мужской | частично- | материалы (гуашь); | замысла, узна- | зительные | ки из былин |
образ | поисковая | - применять основные средства художественной выразительности в живописи; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). Творческий (СП, ЦО) | вать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин) Творческий (ЛС) | средства |
3,4 | Выражение характера человека в изображе- нии; женский образ | Объясни- тельно- иллюстра- тивная, частично- поисковая | Рассказ, беседа, наглядные пособия, демонстрация | Индивидуаль- ная, изображе- ние противо- положных по характеру ска- зочных образов | Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь, мелки); - применять основные средства художественной выразительности в живописи; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). Творческий (СП, ЦО) | Умение создавать творческие рабо- ты на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (мелки), узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин). Творческий (ЛС | Умение участ- вовать в диа- логе, выбирать и использовать адекватные выразительные средства | А. С. Пушкин «Сказка о ца- ре Салтане...» |
1 | 3 | 3 | 4 | 5 | 6 ' | 7 | 8 | 9 |
5 | Образе челове к а и его характер, выраженный в объёме | Репродуктивная, объясни- | Рассказ, беседа, упражнения, | Индивидуальная, создание в объеме ска- | Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура. Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). Продуктивный (СП) | Развитие художественного объемно-про- странственного мышления, умения использовать художественные материалы (пластилин). Творческий (ЛС) | Умение участвовать в диалоге | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» |
тельно- иллюстра- тивная | демонстрация | зочных образов с ярко выраженным характером |
6,7 | Изображение природы в разных состояниях | Репродуктивная, объясни-тельно- иллюстра-тивная | Рассказ, наглядные пособия, демонстрация | Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы | Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь: - различать и применять теплые и холодные цвета, - использовать художественные материалы (гуашь). Продуктивный (СП) | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Айвазовский). Творческий (ЛС) | Умение выбирать и использовать адекватные выра- зительные средства, адекватно воспринимать художественные произведения | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» отрывки из произведения с описанием природы |
8 | Человек и его | Репродук- | Рассказ, | Индивидуаль- | Уметь: | Умение созда- | Умение участ- | А. С. Пушкин |
украшения. Выражение характера | тивная, объясни- тельно- | беседа, наглядные пособия | ная, украшение вырезанных из бумаги | - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства | вать творческие работы на основе собственного | вовать в диалоге, использовать источ- | «Сказка о царе Салтане...»; отрыв- |
человека через украшения | иллюстра-тивная | богатырских доспехов, кокошников заданной формы | художественной выразительности в декоративных работах. Творческий (ЛС, СП) | замысла. Исследовательский (ЦО) | ники информации | ки из былин |
9 | Выражение | Репродук- | Рассказ, | Коллективно- | Уметь | Умение постро- | А. С. Пушкин |
намерении через украшение. «Морской бой Сал-тана и пиратов» | тивная, объясни- те,льно- иллюстра- тивная | наглядные пособия | индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов | - различать и применять теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь). Продуктивный (СП) | ить композицию, формулировать собственный замысел. Творческий (К, ЛС) | «Сказка о царе Салтане...»; Н. Рерих «Заморские гости»; другие иллюстрации |
1 | 2 | 3 | 4 | .5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | Образ здания и его назна- чение | Объясни- тельно- иллюстра- тивная, частично-поисковая | Рассказ, бесе- да, наглядные пособия, тех- нологические карты, макеты | Индивидуаль- ная, конструи- рование здания с определен- ным образом | Уметь применять основные средства художественной выра- зительности в конструктивных работах. Продуктивный (СП) | Развитие худо- жественного объемно-про- странственного мышления. Творческий (ЛС) | Умение выби- рать и исполь- зовать адек- ватные выра- зительные средства |
11 | В изображе- нии, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение | Игровая | Ролевая игра | Выставка | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Исследовательский (ЦО, Р, К) | Умение всту- пать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге |
«Мы художники и зрители» |
Раздел 4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО (8 часов) Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве. |
1 | Цвет как сред- | Репродук- тивная, объясни- тельно- иллюстра-тивная | Рассказ, бесе- да, демонстра- ция, пособие по цветоведе- нию | Индивидуаль- ная, изображе- ние угасающе- го костра | Уметь: - различать основные и состав- ные, теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь). Репродуктивный (ЛС) | Умение участ- вовать в диа- логе | Э. Григ «Ут- ро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»); А. Глазунов. Фантазии |
ство выраже- |
ния: «теплые» |
и «холодные» |
цвета |
2 | Цвет как | Объясни- | Рассказ, | Индивидуаль- | Уметь: - различать основные и состав- ные, теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности в живописи (по воображению). Творческий (СП, Р) | Развитие компо- зиционного мышления и воображения. Творческий (ЛС) | Умение выби- | Отрывки из |
средство выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета | тельно- | демонстрация, | ная, изображе- | рать и исполь- | сказок Н. Но- |
иллюстра- | пособие по | ние Солнечно- | зовать адек- | сова «Незнай- |
тивная, | цветоведению | го города или | ватные выра- | ка в Солнеч- |
продук- | царства Снеж- | зительные | ном городе» |
тивная | ной королевы | средства | и Г. X. Андерсена «Снежная королева» |
3 | Линия как средство выражения: ритм линии | Репродук- | Рассказ, беседа, наглядные пособия, демонстрация | Индивидуаль- | Уметь использовать художест- венные материалы (гуашь), при- менять основные средства худо- жественной выразительности (линия) в живописи. Продуктивный (СП) | Умение построения композиции. Творческий (ЛС) | Умение участ- вовать в диа- логе | М. Пришвин «Лесной ру- чей»; А. Арен- ский «Лесной ручей», «Прелюдия» |
тивная, объясни- тельно- иллюстра- тивная | ная, изображе- ние весенних ручьев |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
4 | Линия как средство вы- ражения: ха- рактер линии | Объясни- тельно- иллюстра- тивная, продуктивная | Беседа, наглядные пособия | Индивидуаль- ная, парная, изображение ветки с определенным характером и настроением | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. Продуктивный (К, СП) | Умение построения композиции. Творческий (ЛС) | Умение участ- вовать в диа- логе | Японские трехстишия (хокку) |
5 | Ритм пятен как средство выражения | Объясни- тельно- иллюстра- тивная, поисковая | Рассказ, упражнения, наглядные и методиче- ские пособия | Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности (пятно) в творческой работе Продуктивный (К, СП) | Умение построения композиции. Творческий (ЛС) | Фрагменты произведении с ярко выра- женной рит- мической организацией |
6 | Пропорции | Репродук- | Рассказ, | Индивидуаль- | Уметь: | Уметь переда- | Умение выби- | Пособия по |
выражают | тивная, | наглядные | ная, конструи- | - использовать художественные | вать настроение | рать и исполь- | бумагопла- |
характер | объясни- | пособия, | рование птиц | материалы (бумага); | в творческой | зовать адек- | стике. |
тельно- | демонстрация | с разным ха- | - применять основные средства | работе с помо- | ватные выра- | Н. Докучаева |
иллюстра- | рактером | художественной выразительно- | щью конструи- | зительные | «Мастерим |
тивная | пропорции | сти в конструктивных работах. Продуктивный (К, СП) | рования. Творческий (ЛС, СП) | средства | бумажный мир» |
7 | Ритм линий | Продук- | Беседа, | Коллективная, | Уметь: | Умение постро- | Умение участ- |
и пятен, цвет, | тивная | наглядные | создание пан- | - использовать художественные | ения компози- | вовать в диа- |
пропорции -средства выразительности | пособия | но «Весна. Шум птиц» | материалы (гуашь, акварель); - применять основные средства художественной выразительности в творческой работе. Творческий (К, СП) | ции, использования художественных материалов (восковых мелков). Творческий (ЛС) | логе |
8 | Обобщающий | Игровая | Ролевая игра- | Выставка | Знать основные жанры и виды | Умение анали- | Умение участ- |
урок года | беседа «Мы художники и зрители» | произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творческий (СП, ЦО) | зировать результаты сравнения. Исследовательский (ЛС, К) | вовать в диалоге, вступать в общение друг с другом по поводу отношения к искусству |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Математика" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Математика" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам...
Тематическое планирование по русскому языку. 3 класс. Начальная школа 21 века
Развёрнутое тематическое планирование по русскому языку в 3 классе по программе Начальная школа 21 века...
Тематическое планирование по окружающему миру.3 класс.Начальная школа 21 века.
Развёрнутое тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе по программе Начальная школа 21 века....
Тематическое планирование по литературному чтению.3 класс.Начальная школа 21 века.
Развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе по программе Начальная школа 21 века....
Тематическое планирование по программе "Начальная школа XXI века" 2 класс
Данный материал окажет помощь учителям , работающим по программе "Начальная школа XXI века. Это тематическое планирование по предметам русский язык 2 кл., математика 2 кл, литературное чтение 2 кл. и ...
Тематическое планирование УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс
Тематическое планирование. УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс...
Тематическое планирование УМК Перспективная начальная школа 1 класс
Тематическое планирование разработано в соответствии с требованиями ФГОС НОО....