Урок по ОРКСЭ в 4 классе
методическая разработка (4 класс) по теме
Методическая разработка урока по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") в 4 классе. Тема урока "Христианская семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hristianskaya_semya.doc | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Ф.И.О. педагога: Демидова Светлана Викторовна
Модуль: Основы православной культуры
Класс: 4 класс
Тема: Христианская семья
Тип урока: по основной дидактической цели: изучение нового материала
по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
Цель: формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.
Задачи:
Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;
Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;
Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
Оборудование: учебное пособие А.В.Кураева «Основы православных культур», мультимедийная презентация урока, толковые словари, сердечки разного цвета, карточки для работы с пословицами
Этапы урока. Содержание деятельности | Предполагаемые результаты | Организационные формы | Действия учителя | Действия ученика |
I.Организационный момент Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала. | Психологический настрой на урок, коррекция настроения | Индивидуальная | - Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками, обнимитесь, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости. - И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца. | Учащиеся выполняют команды Снимают с доски по одному сердечку разного цвета и в зависимости от цвета занимают места в группах. |
II. Мотивация к учебной деятельности Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса. III. Сообщение темы урока. Формулировка целей | Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала | Фронтальная | Кто загадки отгадает, - Сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Итак, тема нашего урока «Христианская семья». | Дети называют отгадку. |
IV.Актуализация имеющихся знаний по теме. Цель: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся. | Актуализация знаний, способов действий, необходимых для дальнейшей работы. Умение работать в группе, организовывать сотрудничество. Умение находить правильное решение. | Групповая | - Мы улыбнулись друг другу, когда начали урок. А посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся и мы ему в ответ! Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. - А что такое в вашем понимании семья? - Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? | Дети пишут на лучиках солнышка свои высказывания. |
Работа со словарем. Цель: совершенствование навыков со справочной литературой. | Повысить у обучаемых внимание к слову, оттенкам его значения | Групповая | Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение слова «семья» там. Итак, семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. -Давайте узнаем, а как появилось слово «семья» | Учащиеся работают со словарями Ожегова С.И.и Ушакова Д.Н. Читает подготовленный ученик. Когда-то о нем не слыхала Земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам; “Кто деток родит мне, богиня моя”? И Ева тихонько ответила “я”, “Кто их воспитает, царица моя”? И Ева коротко ответила “я” “Кто пищу сготовит, о, радость моя”? И Ева все так же ответила “я” “Кто платье сошьет? Постирает белье? Меня приласкает? Украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя!” “я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”… Сказала она знаменитых семь “я” Вот так на земле появилась семья. |
Фронтальная | - А для чего человеку семья? Рассказ учителя Для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать. Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства. - Скажите, а какая семья называется дружной? Послушайте легенду «О дружной семье». В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «понимание». Появляется изображение большого сердечка, в котором написано «Дружная семья». - На своих сердечках напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой семьи. | Ответы детей Дети называют признаки дружной семьи Дети пишут и прикрепляют сердечки на доску. | ||
V. Физкультминутка Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых. | Вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. | Наша дружная семья: Мама, папа, брат и я. Спортом любим заниматься, И, конечно, закаляться. Мы - счастливая семья, Мама, папа, брат и я. | ||
VI. Изучение нового материала. Цель: дать учащимся конкретное представление о христианской семье. Работа с учебником. | Восприятие и переработка информации, формирование новых знаний о семье. | Индивидуальная фронтальная | - А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия. - Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника? Почему он использует именно это сравнение? Рассказ учителя Семья – наш дом, наша защита, наша опора; семья убережёт от бед и невзгод. Главная ценность семьи – любовь. И даже в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья – это маленькое государство, и держится оно на любви». Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. - В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи? Рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом. - Как Вы думаете, что еще делает семью дружной и крепкой. Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищённой от всех невзгод. | Дети открывают страницу 86 и читают первое предложение. Ответы детей Обсуждение смысла русской народной пословицы Ответы детей Ответы детей |
VII.Первичное закрепление Цель: репродуктивное воспроизведение изученного материала, его систематизация. | Включение новых знаний в систему имеющихся. | Индивидуальная фронтальная | - Каковы значения венца? - Почему венец имеет форму кольца? - Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? - Что показалось удивительным? | Учащиеся работают с текстом учебного пособия, находят ответы на вопросы, зачитывают их. Отвечают на вопросы учебника (страница 87) Учащиеся -анализируют. |
Дополнительная информация | Получение дополнительных сведений по теме. Создание условий для проявления познавательной активности учеников. | Во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей. Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению. - Давайте посмотрим, как другие религии относятся к семье. Ислам Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Иудаизм В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей. Буддизм В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах. | Смотрят слайды | |
Работа с пословицами. Цель: развитие нравственных качеств личности, образного мышления детей. | Знакомство с пословицами разных народов | Работа в группах | Сейчас мы обратимся к пословицам разных народов, посвящённых дому и семье. – Соотнесите начало пословиц с продолжением и объясните смысл. | 1 группа Семья - печка: как холодно все к ней собираются. В семье любовь да совет, так и нужды нет. Ненадобен и клад, коли в семье лад. 2 группа Семья сильна, когда над ней крыша одна. Вся семья вместе, так и душа на месте. В семье согласно, так идет и дело прекрасно. |
YIII. Домашнее задание Цель: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения | Умение самостоятельно, с учётом своих возможностей сделать правильный выбор. | Заполнить таблицу. Какие качества способствуют укреплению семьи, а какие ее разрушению Придумать и записать несколько заповедей семьи. 8 июля, день памяти святых Петра и Февронии, в России официально объявлен праздником – Днем семьи, любви и верности. Найти, прочитать «Повесть о Петре и Февронии» и ответить на вопрос: - В чем секрет крепости семейных уз Петра и Февронии? | ||
IX. Этап практической работы. Цель: Обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы. | Творческое применение знаний и умений. | Индивидуальная | Нарисуйте эмблему своей семьи. Обоснуйте. | Дети самостоятельно работают, делятся впечатлениями. |
X.Рефлексия и оценка деятельности Цель: дать анализ и оценку деятельности учащихся, создать ситуацию успеха. | Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень овладения учебным материалом Умение оценивать собственную деятельность на уроке. | Индивидуальная | Я Вспомнил… Узнал… Научился… Если понравился урок прикрепите желтое солнышко, если не понравился красное. | Техника «Закончи предложение» Подводят итоги своей деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Урок по ОРКСЭ 4 класс
Тема. Возникновение религий. Древнейшие верования....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Урок по ОРКСЭ 4 класс.Тема: От добрых мыслей до добрых дел.
На уроке закрепляется качества характера доброго человека и прослеживается отношение к этим качествам со стороны религии. ...
Урок по ОРКСЭ 4 класс "Россия - Родина моя"
Урок № 1по ОРКСЭ в помощь учителям начальных классов....
Урок по ОРКСЭ (4 класс).
Тема: "Любовь к Родине и патриотизм многонационального народа России". В уроке использованы интерактивные формы обучения....