Урок по ОРКСЭ (4 класс).
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Гульченко Елена Юрьевна

Тема: "Любовь к Родине и патриотизм многонационального народа России". В уроке использованы интерактивные формы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока24.65 КБ
Файл Презентация2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по ОРКСЭ

Тема: Любовь к Родине и патриотизм многонационального народа России.

Цели:

 1.   Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к                                                        Отечеству, к людям всех национальных и религиозных культур.

2.   Углубить и расширить понятие слова «Родина».

3.   Повысить интерес к истории и культуре своей страны.

Основные понятия:  Отечество, Родина, Россия, патриот, государственная символы, патриот

Ход урока

  1. Орг. Момент

Приветствие учителя.

Деление детей на пары и группы . Дети выбирают фишки соответствующего цвета – зеленые и желтые. Затем за парты по одному садятся  «желтые», к ним подсаживаются «зеленые.

  1. Сообщение темы урока.

 На доске таблички со словами: патриотизм, народа, любовь, многонационального, Росии, к…

 Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Дети составляют тему урока.

- Как вы думаете какое слово пропущено в названии темы урока?

- Послушайте подсказку: стихотворение С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...» (слайд 1)

- О чем говорит поэт в своем стихотворении?

- Давайте сформулируем тему нашего урока полностью.

Тема: Любовь к Родине и патриотизм многонационального народа России. (слайд 2)

     Слово Родина пишется в разных случаях и с маленькой буквы, и с большой.

  1. Актуализация знаний.

Когда мы говорим о родине, как о месте, где мы родились, тогда будем писать с маленькой буквы, а если мы под словом Родина подразумеваем всю нашу необъятную страну или нашу планету, то и напишем с большой буквы.

Работа в парах.

 Вставьте слова «Родина», «родина» в пропущенные места. (слайд 3)

  1. Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское приволье,

Это  …  моя.

  1. Моя … - (город, поселок) .
  2. Планета Земля – это … всех жителей нашей планеты.
  3. Дети записывают слова в пропуски и объясняют свои записи.

Вывод: Родина - это то место где мы родились и живём, это родной двор и дом. Родина нас объединяет. (слайд 4)

    У нашей Родины, как и у любой другой страны есть свои символы. Послушай стихотворение и определите о каком символе государства идет речь в этом стихотворении? (слайд 5)

Везде орел, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди –
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди…

(ответы детей)

(Слайд 6)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ – официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.п. Часто является составной частью государственного флага. Герб Российской Федерации представляет собой красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом. Над ним три короны: две малые и одна большая. В лапах орла – скипетр и держава. А на груди орла на красном щите – серебряный всадник Георгий Победоносец в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьем дракона.
Свой герб есть и у каждого города России. Он является его отличительным знаком. Герб рассказывает о героическом прошлом города, о том, чем занимались его жители.

Гимн также является символом государства.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.
Он исполняется в особых случаях: во время различных торжественных мероприятий, визитов государственных деятелей в другие страны, в честь российских спортсменов-победителей. Гимн прославляет могущество и величие государства.

Звучит гимн РФ. Сл. С. В. Михалкова, муз. А. В. Александрова.

- Садитесь, ребята. А какого ещё символа не хватает на экране? (ответы детей)

У вас на столах  лежат полоски цветной бумаги. Соберите флаг Российской Федерации и прикрепите его на доску. Расскажите, что символизирует каждый цвет.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ  – официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Государственный флаг России имеет три одинаковые горизонтальные полосы: верхняя полоса – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного.
Белый цвет означает благородство, синий – верность, честность, красный – отвагу.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств РФ за рубежом, судах плавающих в открытом море, а также во время спортивных состязаний в честь российского победителя.
- Ответьте мне на вопрос: кто такой гражданин и являетесь ли вы гражданами?
 ( слайд 7)

 

 Гражданин это человек, проживающий в определенной стране, обладающий правами и обязанностями. ( слайд 8)

У каждого человека, проживающего в нашей стране, есть определенный набор прав и обязанностей, которые он должен выполнять обязательно, т.к. они прописаны в законах нашей страны. Но каждый человек по-разному понимает свой моральный долг перед своей страной.

Давайте вспомним, что такое мораль.

Моралью можно назвать совесть человека, это неписанные правила поведения в обществе или по-другому что такое хорошо и что такое плохо. Мораль - система норм и ценностей , регулирующих поведение людей. Назовите синоним к слову нравственность

(Слайд 9) - Объясните значение слова ПАТРИОТ.

Человека, который любит свою Родину и делает все, чтобы сохранить её красоту и богатство называют патриотом. Ребята, скажите, а кого бы вы могли назвать патриотом нашей страны. (почему людей, которых вы видите на слайде можно назвать патриотами своей страны?)

Ребята, посмотрите друг на друга, вспомните ваших друзей, соседей и вы увидите, что все мы не похожи друг на друга, все мы разные.

(Слайд 10)

В нашей стране проживают различные народы, назовите какие?  Эти народы имеют свою культуру, традиции и обычаи, с которыми вы знакомились ранее на уроках.

- Что между нами общего? (все мы – россияне, т.е. люди, проживающие в России), а что нас отличает? (история, культура, традиции обычаи)

 - Нужно ли  нам знать культурные традиции других национальностей, проживающих в России? Зачем?

 Если мы будем знать и любить свою историю и культуру, то мы будем с уважением относится к культуре других народов.

Физкультминутка

(слайд 11)

Давайте сейчас встанем и поприветствуем друг друга на разных языках народов России. Работаем в парах: один здоровается, другой отвечает.  Найдите себе пару. По хлопку пары меняются.

На экране: Якуты произносят: "Норуон норгуй" (привет). Хлопок

Татары произносят: "Исэнмесез" (Здоровы ли вы) Хлопок

Приветствие чувашей "Ыра кун" переводится как "добрый день" Хлопк

Башкиры при встрече говорят "Хаумыгыгыз?" (здоровы ли вы?). Хлопок

Калмыки  спрашивают: "Ямаран Бяана?" (как дела) Хлопок

Армяне  приветствуют так: "Барев дзез" (добро вам)

- Спасибо, займите свои места.

Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.

  1. Закрепление пройденного материала.

Работа в группах.

(Слайд 12)

- Подумай, как ты можешь послужить своей Родине и запиши это в тетради (не менее 5 позиций ). На задание отводится 10 минут. После группы презентуют свои записи.

С чего начинается Родина? Она начинается с вашей любви, с того, что вы готовы для неё сделать.

У ребят на столах конверты с посланием из прошлого. Послание зачитывается в группах.  (Слайд 13)

- Как вы понимаете слова В. Шукшина «Будь человеком…?»

Высказывание ребят.

Д/з

Напишите ответ на это письмо из прошлого.

Ответьте на два вопроса: в чем выражается патриотизм ваших сверстников? Приходилось ли вам защищать честь класса, школы. Что вы при этом чувствовали, испытывали?

  1. Итог урока.

Рефлексия.

    На доске оценочные листы(индивидуальные и групповые). Учитель просит сначала оценить работу групп и на их листе выставить им оценочный балл. Группы совещаются  и ставят друг другу оценки. Учитель просит обосновать свой выбор.

    Затем проводится  индивидуальная самооценка. Учитель просит свой стикер прикрепить к листу соответствующего цвета (красный – 5, синий – 4, зеленый – 3, желтый - 2)

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сергей Есенин Гой ты, Русь, моя родная , Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонко чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех , Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

Слайд 2

Любовь к Родине и патриотизм многонациональногонарода России

Слайд 3

Задание: Вставьте слова «Родина», « родина » в пропущенные места. Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля – Это русское приволье, Это … моя. Моя … - (город, поселок) . Планета Земля – это … всех жителей нашей планеты.

Слайд 4

Наша Родина - Россия

Слайд 5

Везде орел, везде с ним слава! Везде он гордый, впереди – Крестом увенчана держава, Святой Георгий на груди…

Слайд 6

Россия - великая страна

Слайд 7

Кто такой гражданин ?

Слайд 8

Гражданин – человек, проживающий в стране и обладающий правами и обязанностями

Слайд 9

Патриот человек, любящий свою Родину. Пётр I Александр Невский Пушкин А.С.

Слайд 10

Какие народы проживают в России ? Татары Немцы Казахи Буряты Чуваши Киргизы Ханты и манси и многие другие

Слайд 11

Добра и здоровья Вам! Якуты произносят: " Норуон норгуй " (привет). Татары произносят: " Исэнмесез " (Здоровы ли вы) Приветствие чувашей " Ыра кун" переводится как "добрый день" Башкиры при встрече говорят " Хаумыгыгыз ?" (здоровы ли вы?). Калмыки спрашивают: " Ямаран Бяана ?" (как дела) Армяне приветствуют так: " Барев дзез " (добро вам)

Слайд 12

Задание! Подумай, как ты можешь послужить своей Родине (запиши не менее 5 позиций в тетрадь, одну из которых нарисуй) Не забудь служение человека начинается с малого, например, с твоего дома!

Слайд 13

Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь ЧЕЛОВЕКОМ. Василий Шукшин.

Слайд 14

Домашнее задание Напишите ответ на письмо из прошлого. В чем выражается патриотизм ваших сверстников? Приходилось ли вам защищать честь класса, школы на соревнованиях, олимпиадах по различным предметам? Какие чувства вы при этом испытывали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Урок по ОРКСЭ 4 класс

Тема. Возникновение религий. Древнейшие верования....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Урок по ОРКСЭ 4 класс.Тема: От добрых мыслей до добрых дел.

На уроке закрепляется качества характера доброго человека и прослеживается отношение к этим качествам со стороны религии. ...

Урок по ОРКСЭ 4 класс "Россия - Родина моя"

Урок № 1по ОРКСЭ в помощь учителям начальных классов....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: Добро и зло"

Тема урока Добро и зло.ПредметОсновы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»Класс4 классФедеральный округ РоссииРоссийская ФедерацияГород/поселениеСанкт-Петербу...