Урок по ОРКСЭ 4 класс
методическая разработка (4 класс) по теме
Тема. Возникновение религий. Древнейшие верования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ork_urok_no_4_gavrilova_g.f.doc | 45 КБ |
prezentaciya_k_uroku_no4_gavrilova_g.f.ppt | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок №4
Тема. Возникновение религий. Древнейшие верования.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований, знакомство с первой монотеистической религией – иудаизмом.
Задачи:
- Формировать целостное представление о единобожии, как о главном этапе в развитии религиозных представлений; познакомить учащихся с терминами: многобожие, пантеон, Земля Обетованная, скрижали, Завет, заповеди.
- Способствовать развитию критического мышления через чтение.
- Воспитывать толерантность через внутреннее принятие религиозного и культурного многообразия народов, воспитание коллективизма, нравственности, умения выслушивать друг друга
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие, подготовка учащихся к работе на уроке, сообщение темы и задач.
2. Проверка домашнего задания:
- Что такое культура?
- На какие части делится культура? (духовная и материальная)
- Игра «Найди ошибку».
Учащиеся получают одинаковые по содержанию карточки, на которых написаны термины с ошибками. Их задача найти и исправить ошибки.
Термины: рилигия, ретуал, индуисм, иудоизм, будизм, хрестеанство, эслам.
- Усвоение новых знаний. Ознакомление с понятием «религия», возникновением религиозных верований.
Религиозная вера, или вера в сверхъестественные силы, возникла ещё в первобытном обществе и была связана с жизнью и деятельностью первобытных людей. Наши далёкие предки испытывали страх перед такими явлениями природы, как гром, молния, ураган или зной, засуха, сильный холод и т.д. Древние люди считали, что существуют Всевышние силы, которые управляют ими, что самые счастливые и самые тяжёлые моменты в их жизни зависят от неведомых божеств. Божества могли быть и добрыми, и злыми, поэтому их принято было задабривать, приносить им дары: зерно, квас, другую пищу, животных. Такая вера получила название «язычество». Люди создавали деревянные или каменные изображения богов – идолов – жгли вокруг них костры и поклонялись им.
На Руси наиболее почитаемыми были бог солнца Ярило и бог молнии и грома Перун.
В старину на Руси почитали также хранителей леса – леших, воды – водяных, русалок.
У древней мордвы тоже были свои божества, например, Ведява и Верява, хранительницы воды и леса.
Так, благодаря таким понятиям и возникла религия.
- Объясните, как вы понимаете слово «религия»?
- Закончите фразу: «Религия в понимании древних – это …» (…вера человека в сверхъестественные силы добра и зла).
5.Физминутка.
6.Знакомство с возникновением основных мировых религий.
Таким образом, древние люди обожествляли природу и верили во многих богов. У каждого племени были свои боги, главные и неглавные, различные обряды, свои представления об окружающем мире.
Но постепенно племена объединялись, становились крупнее и сильнее, стали появляться города и государства. Вместо веры в разных богов появилась вера в единого Бога, который создал мир, природу и самих людей, предписал им определённые правила и законы, по которым надо жить. Чтобы учить людей добру, праведной жизни, Бог направил на землю своих посланников: Иисуса, Аллаха и Будду, которые создали 3 религии – христианство, ислам и буддизм. Все они возникли в Азии, затем распространились по всему миру.
Религиозные чувства возникли у человека на раннем этапе его истории. Они верили в загробное существование и заботились о чувствах людей, так как считали, что души умерших продолжают участвовать в жизни семьи и своего племени, древние люди верили в загробное существование, считали, что мир населен духами, добрыми и злыми, они окружали людей везде.
Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например, медведей или оленей.
- Как вы думаете, почему древние люди почитали священных животных?
Со временем, на смену вере в духов пришла вера в богов. В древних государствах – Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии – люди верили в то, что богов много и каждый бог имел свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремеслам и искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги составляли пантеон. Религия, в которой почитается много богов, называется многобожием.
7.Словарная работа:
- Пантеон – многообразие богов.
- Многобожие – религия, в которой почитается много богов.
- Единобожие – религия, в которой почитается один Бог.
- Завет – договор иудеев с Богом.
8.Обобщение.
- Мы живём на планете, население которой более 6,5 млрд. человек. Все мы относимся к разным расам, народам, национальностям, проживаем в разных государствах и странах, исповедуем разные религии. Но ни одна из мировых религий не учит делать зло, не призывает к войнам и насилию над другими людьми. Наоборот, все религии должны объединять людей, их сердца и души. А верить в Бога или не верить – решаете только вы сами.
9.Домашнее задание:
- Почему древние люди заботились о душах своих предков?
- Объясните, что такое пантеон?
- У какого народа возникла вера в единого Бога первым?
- Что такое Заповеди? Скрижали? Завет?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований, знакомство с первой монотеистической религией – иудаизмом. Задачи: Формировать целостное представление о единобожии, как о главном этапе в развитии религиозных представлений; познакомить учащихся с терминами: многобожие, пантеон, Земля Обетованная, скрижали, Завет, заповеди. Способствовать развитию критического мышления через чтение. Воспитывать толерантность через внутреннее принятие религиозного и культурного многообразия народов, воспитание коллективизма, нравственности, умения выслушивать друг друга
Что такое культура? На какие части делится культура?
Игра «Найди ошибку».
рилигия, ретуал, индуисм, иудоизм, будизм, хрестеанство, эслам
религия, ритуал, индуизм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам
Первобытные люди
Боги-идолы
Бог солнца Ярило
Бог молнии и грома Перун
Хранитель леса-леший
Хранители воды
Религия в понимании древних – это …
Религия в понимании древних – это вера человека в сверхъестественные силы добра и зла.
ФИЗМИНУТКА
Бог направил на землю своих посланников: Иисуса, Аллаха и Будду , которые создали 3 религии – христианство, ислам и буддизм .
Словарная работа.
Пантеон – многообразие богов. Многобожие – религия, в которой почитается много богов. Единобожие – религия, в которой почитается один Бог. Завет – договор иудеев с Богом.
Домашнее задание
СПАСИБО ЗА УРОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе
Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....
конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"
Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в дружеских отнош...
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Разработка урока по ОРКСЭ. 4-й класс. Тема урока: "Честность и искренность".
Цели урока:– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически...
Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»
Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91. и другую дополнитель...