урок ОРКСЭ "Пасха"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
Православные праздники.
ПАСХА.
Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55
Сушилиной Надежды Викторовны
ГБОУ СОШ № 2031 г. Москва ВАО
Москва 2012
Конспект урока
Модуль «Основы православной культуры»
Тема урока: Православный календарь . Пасха.
Цель урока:- сформировать понимание что такое – Пасха.
-развить интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи
- воспитать уважительное отношение к русской культуре.
Задачи урока: -познакомить учащихся с историей празднования Светлого Христова Воскресенья
- познакомить с пасхальными традициями , обычаями , играми.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, цветные карандаши, фломастеры.
- Организационный момент.
-Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.
Сердца свободны от страстей…
Так чудодейственно влияют
Слова святые на людей!..
Христос воскрес!..
О миг священный!..
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной!..
Христос воскрес!
Христос воскрес!
- Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»
( ответы детей)
- Верно – это Пасха. (слайд 2)
2.Подготовка к новой теме.
- А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)
3. Работа над новой темой.
- Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
Слово «Пасха» еврейское .Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать « прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.
На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века. ( слайд 3)
Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)
- воскресение - день возобновления жизни;
- Пасха - « переход», « избавление», «освобождение»;
- Иисус - «Бог спасает», «Спаситель»
А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа , который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.
Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. (слайд 4)
- А что же предшествует празднику Пасхи? ( возможные ответы детей)
- За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.
-А что такое пост? ( ответы детей)
( слайд 5)
Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
-За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей , пасхи и яиц. Люди идут в храм , чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.
Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.(слайд 6)
Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви. (слайд 7)
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь ,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы , которые первыми узнали о Воскресении Христа.
Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом . Звучат молитвы, зажигаются свечи . Православные христиане разговляются.
- Кто знает , что значит разговляться ?( возможные ответы детей) ( слайд 8)
- Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи , пасха, яйца (слайд 9)
После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.
А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости ,а так же, в большей степени , занимаются благотворительностью.
У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.
Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.
Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом , оставляя пред ним часть хлеба они верили , что сам Господь невидимо присутствует среди них.
(слайд 10)
Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница .(слайд 11)
Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. ( слайд 12)
Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и города. (слайд 13)
В зарубежных странах есть свои символы Пасхального празднования .
Пасхальный кролик – символ плодородия и процветания. (слайд 14)
Ягненок – символизирует Агнца Божьего, то есть Христа , им украшают праздничный стол. (слайд 15)
Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире. (слайд 16)
Пасхальные букеты – символ всепобеждающей жизни на Земле.( Слайд 17)
- Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.
- Правильно – пасхальное яйцо. (слайд 18)
- Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные ответы детей)
- Красный цвет – цвет крови , пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.
(слайд 19)
На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»
В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.
С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – «писанки» и «крашенки».
«Крашенки» - это яйца , которые окрашивались при помощи природных красителей ( луковой шелухой , листьями березы, дуба, крапивы , еловых шишек) (слайд 20)
« Писанки» - яйца , которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков , узоров ,орнаментов.(слайд 21)
Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости ,а так же помогают больным , немощным и обездоленным .
(слайд 22)
Любимые игры –игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, крутись яйцо и другие) (слайд 23)
Были и другие забавы - подвижные игры ( эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях. (слайд 24)
На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона. (слайд 25)
Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.
(слайд 26)
- В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.
(слайд 27-28)
Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки.
4. Творческая работа учащихся.
Вот давайте и вы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.
( раздаточный материал для самостоятельной работы) ( слайд 29)
В конце урока организовывается выставка работ учащихся.
Пришла весна – пора чудес
Журчит родник – Христос Воскрес! (слайд 30)
Светлее в мире нет Словес-
Воистину Христос Воскрес.
5.Подведение итога урока.
- О чем узнали на уроке?
- Что было нового для вас?
- На какие вопросы получили ответ?
- Какие новые слова и термины узнали? ( пост, разговляться, христосоваться)
- Что для вас осталось непонятным?
6. Домашнее задание.
- Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...