урок ОРКСЭ "Пасха"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Сушилина Надежда Викторовна

Конспект урока ОРКСЭ по теме првослаие " Праздник Пасхи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasha_2.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

                                      Православные праздники.

                                             ПАСХА.

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Сушилиной Надежды Викторовны

ГБОУ СОШ № 2031 г. Москва  ВАО

                                                                Москва 2012

                                                       Конспект урока

                                   Модуль «Основы православной культуры»

                                   

Тема урока: Православный календарь . Пасха.

Цель урока:- сформировать понимание что такое – Пасха.

                       -развить интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи                              

                       - воспитать уважительное отношение к русской культуре.

Задачи урока: -познакомить  учащихся с историей празднования Светлого Христова  Воскресенья

- познакомить с пасхальными традициями , обычаями , играми.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, цветные карандаши, фломастеры.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.

Сердца свободны от страстей…

 Так чудодейственно влияют

 Слова святые на людей!..

 Христос воскрес!..

 О миг священный!..

 О чудо, выше всех чудес,

 Какие были во вселенной!..

 Христос воскрес!

 Христос воскрес!

- Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»

  ( ответы детей)

- Верно – это Пасха.         (слайд 2)

2.Подготовка к новой теме.

- А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

3. Работа над новой темой.

- Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия  Христос вернулся к жизни – воскрес.

   Слово «Пасха» еврейское .Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать  « прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова.  На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.

На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века. ( слайд 3)

Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)

- воскресение - день возобновления жизни;

- Пасха - « переход», « избавление», «освобождение»;

- Иисус - «Бог спасает», «Спаситель»

  А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа , который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.

                                                                                                                       

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. (слайд 4)

- А что же предшествует празднику Пасхи? ( возможные ответы детей)

- За семь недель до праздника православные христиане  вступают в пору Великого поста.

-А что такое пост? ( ответы детей)

     

                                                          ( слайд 5)

Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

-За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане  идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей , пасхи и яиц. Люди идут в храм , чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

  Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.(слайд 6)

 Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви.  (слайд 7)

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь ,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы , которые первыми узнали о Воскресении Христа.

 Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом . Звучат молитвы, зажигаются свечи . Православные христиане разговляются.

- Кто знает , что значит разговляться ?( возможные ответы детей) ( слайд 8)

- Разговляться – вкушать скоромную пищу,  освященные в храмах куличи , пасха, яйца  (слайд 9)

 После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости ,а так же, в большей степени , занимаются благотворительностью.

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.

Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом , оставляя пред ним часть хлеба они верили , что                 сам Господь невидимо присутствует среди них.

  (слайд 10)

Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница .(слайд 11)

Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово.  ( слайд 12)

Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и города. (слайд 13)

В зарубежных странах есть свои символы Пасхального празднования .

Пасхальный кролик – символ плодородия и процветания.                      (слайд 14)

Ягненок – символизирует Агнца Божьего, то есть Христа , им украшают праздничный стол.                                                                                        (слайд 15)

                                                                                                                       

Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире.                                                                                                                        (слайд 16)

Пасхальные букеты – символ всепобеждающей жизни на Земле.( Слайд 17)

- Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.

- Правильно – пасхальное яйцо.        (слайд 18)

- Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?  (возможные ответы детей)

- Красный цвет – цвет крови , пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.

                                                                                               (слайд 19)

На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»

В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами.                                                                                                                                                                                                              Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.        

С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – «писанки» и «крашенки».  

«Крашенки» - это яйца , которые окрашивались при помощи природных красителей ( луковой шелухой , листьями березы, дуба, крапивы , еловых шишек)               (слайд 20)

« Писанки» - яйца , которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков , узоров ,орнаментов.(слайд 21)

Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости ,а так же помогают больным , немощным и обездоленным .

(слайд 22)

 Любимые игры  –игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, крутись яйцо и другие) (слайд 23)

Были и другие забавы - подвижные игры ( эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях.     (слайд 24)

 На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола.  Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона. (слайд 25)

Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.  

        (слайд 26)

-  В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.

         (слайд 27-28)

Народ слагал о Пасхе пословицы  и поговорки.

4. Творческая работа учащихся.

Вот давайте и вы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.

( раздаточный материал для самостоятельной работы)     ( слайд 29)

                           

В конце урока организовывается выставка работ учащихся.

    Пришла весна – пора чудес

 Журчит родник – Христос Воскрес!                         (слайд 30)

 Светлее в мире нет Словес-

 Воистину Христос Воскрес.

5.Подведение итога урока.

- О чем узнали на уроке?

- Что было нового для вас?

- На какие вопросы получили ответ?

- Какие новые слова и термины узнали? ( пост, разговляться, христосоваться)

- Что для вас осталось непонятным?

6. Домашнее задание.

- Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку.

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...