Управление внедрением ФГОС начального общего образования
статья по теме

Костяева Раиса Алексеевна

Управление внедрением ФГОС начального общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Костяева Раиса Алексеевна

Заместитель директора по УВР  МБОУ Лицей №11

Управление внедрением ФГОС начального общего образования

Цель современного образовательного учреждения – создать условия для самореализации и осознанного личностного самоопределения учеников в соответствии с их склонностями и интересами и подготовить на этой основе выпускников, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире. Для этого необходимо создать условия для обновления содержания образования, технологий, системы оценивания, финансов, структуры управления, стимулирования труда педагогических работников. Данному процессу будет способствовать внедрение ФГОС начального общего образования как технического средства обновления ресурсов школы для формирования подготовленной к жизни в современном мире личности.

С 1 сентября этого года вступили в действие федеральные государственные образовательные стандарты на первой ступени школьного обучения. Теперь в начальной школе ученика мы учим не только читать, считать и писать, чему и сейчас подавляющее большинство педагогов учит вполне успешно. У школьника необходимо развивать две группы умений. К первой относятся универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, в частности, навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй- формирование у школьника мотивации к обучению, навыков самоорганизации и саморазвития.

Для успешного внедрения стандартов необходимо было проанализировать внешнюю и внутреннюю среды школы и разработать целостную систему действий с четко определенными результатами. Эти действия предполагали создание и совершенствование нормативного, финансово-экономического, организационного, кадрового, информационного, материально-технического и мотивационного ресурсов.

Анализ внешней среды лицея

+ (плюсы)

- (минусы)

1

2

Политика

Стабильная политическая ситуация в муниципальном образовании.

Поддержка развития лицея со стороны муниципальных органов власти.

Оптимизация сети образовательных учреждений.

Экономика

Наметилась тенденция к увеличению среднегодового дохода

Отсутствуют условия, стимулирующие инвестиции в образование


1

2

Социум

Модернизация образования поддерживается большинством учащихся и родителей.

Сохранение образовательного учреждения как социокультурного центра города.

Управленческие технологии

Развиваются программно-целевые методы управления

Анализ внутренней среды лицея

Возможности

Возможность получить квалифицированную научно-методическую помощь от ИПКиППРО

Имеется научно-методическая литература, в которой даны рекомендации по осуществлению внедрения ФГОС

Идею необходимости изменений в лицее поддерживает большое количество семей учащихся

Угрозы

Мотивация к инновационной деятельности может быть существенно снижена при отсутствии стимулирующих выплат и морального стимулирования

Условия труда могут привести к оттоку части наиболее квалифицированных учителей в школы г. Москвы

Сильные стороны

Высокий уровень мотивации коллектива к переменам в ОУ

Сплоченность и работоспособность коллектива, наличие группы творчески работающих учителей

Высокий авторитет директора лицея в коллективе

Слабые стороны

Отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности

Несогласованность образов желаемого будущего лицея у разных педагогов

План мероприятий по введению ФГОС начального общего образования

Цели

Подцели

Ответственные

Результат

1

2

3

4

Создание и совершенствование нормативного ресурса введения ФГОС начального общего образования

Обеспечить соответствие нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и пр.)

Директор лицея, зам.директора по УВР

Нормативная база, соответствующая ФГОС

Привести в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников школы

Директор лицея

Должностные инструкции, соответствующие ФГОС и квалификационным характеристикам

Разработать и утвердить план-график введения ФГОС

Директор, зам.директора по УВР в начальной школе

План-график введения ФГОС

Разработать и утвердить локальные акты, регламентирующие подготовку и представление публичного отчета о введении ФГОС

Директор лицея, председатель совета лицея

Локальные акты, регламентирующие подготовку и представление публичного отчета

Создание и совершенствование финансово-экономического ресурса введения ФГОС начального общего образования

Разработать локальные акты, регламентирующие установление заработной платы в зависимости от качества труда сотрудников (стимулирующие выплаты)

Директор лицея, председатель совета лицея, зам.директора по УВР в начальной школе

Локальные акты, регламентирующие установление заработной платы в зависимости от качества труда сотрудников




1




2




3




4

Создание и совершенствование научно-методического ресурса введения ФГОС начального общего образования

Разработать образовательную программу начального общего образования школы

Директор лицея, заместители директора лицея по всем направлениям работы

Образовательная программа начального общего образования школы

Разработать и утвердить учебный план с включением в него внеурочной деятельности

Зам.директора по УВР в начальной школе, руководитель кафедры учителей начальных классов

Учебный план

Разработать программу воспитания и социализации обучающихся в начальной школе

Зам.директора по ВР

Программа воспитания и социализации обучающихся в начальной школе

Разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Учитель физической культуры, педагог-организатор ОБЖ

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Разработать программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся в начальной школе

Зам.директора по УВР в начальной школе, руководитель кафедры учителей начальных классов

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся в начальной школе

Разработать рабочие программы по предметам

Руководитель кафедры учителей начальных классов

Рабочие программы по предметам

Разработать программу внеурочной деятельности

Зам.директора по УВР в начальной школе, заместитель директора по ВР

Программа внеурочной деятельности в начальной школе

Разработать календарно-тематические планы по обновленной структуре

Руководитель кафедры учителей начальных классов

Календарно-тематические планы

Разработать и утвердить систему оценивания планируемых результатов

Зам.директора по УВР в начальной школе

Система оценивания планируемых результатов



1



2



3



4

Создание и совершенствование кадрового ресурса введения ФГОС начального общего образования

Организовать систему подготовки педагогических работников по освоению сущностных характеристик ФГОС

Директор лицея, зам.директора по УВР в начальной школе

Педагогический коллектив, усвоивший сущностные характеристики ФГОС

Создание и совершенствование информационного ресурса введения ФГОС начального общего образования

Усовершенствовать информационную среду лицея в соответствии с задачами внедрения ФГОС

Зам.директора по ИКТ

Соответствующая  информационная среда лицея

Организовать изучение общественного мнения по вопросам введения стандартов и внесения  возможных дополнений в содержание основной образовательной программы

Зам.директора по ИКТ, зам.директора по УВР в начальной школе

Аналитическая справка по итогам изучения общественного мнения

Подготовить и представить публичный отчет лицея по внедрению ФГОС

Директор лицея, председатель совета лицея

Публичный отчет

Создание и совершенствование мотивационного ресурса введения ФГОС начального общего образования

Разработать локальные акты, устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры школы с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса

Директор лицея

Положения о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, об учебном кабинете в начальной школе

Привести в соответствие с разработанными локальными актами инфраструктуру лицея

Зам.директора по АХР, зам.директора по УВР в начальной школе

Инфраструктура лицея, соответствующая ФГОС

Создание и совершенствование мотивационного ресурса введения ФГОС начального общего образования

Разработать и внедрить в практику систему морального и материального стимулирования педагогов, успешно реализующих ФГОС

Директор лицея, зам.директора по УВР в начальной школе

Локальные акты по моральному и материальному стимулированию, эффективная система стимулирования

Создать на сайте лицея раздел «Галерея славы нового века» для размещения информации о педагогах, отличившихся в ходе реализации ФГОС

Зам.директора по ИКТ

Наличие виртуальной «Галереи славы нового века»

Тематика мероприятий по проблеме «Организационно-управленческое и методическое сопровождение ФГОС начального общего образования»

Форма

Темы

Ответственные

Семинары

- «Системный подход к внедрению ФГОС»;

- «Особенности ФГОС начального общего образования»;

- «Основные программные документы ФГОС начального общего образования»;

- «Философия образовательного учреждения и миссия педагога»

Зам.директора по УВР в начальной школе

Мастер-классы

- «Педагогические технологии в условиях внедрения ФГОС начального общего образования»;

- «Основы конструирования педагогической технологии»;

- «Основные виды педагогических технологий»

Зам.директора по УВР в начальной школе

Круглые столы

- «Организация работы по оценке качества обучения (мотивационный подход к обучению и воспитанию)»;

- «Рейтинговая система оценки»;

- «Портфолио ученика»

Зам.директора по УВР в начальной школе, руководитель кафедры начальных классов

Критерии готовности лицея по введению стандарта

Разработана и утверждена образовательная программа начального общего образования лицея.

Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально- техническое обеспечение и т.п.).

Должностные инструкции работников лицея приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками.

Определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процесса в соответствии с ФГОС начального общего образования

Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая осуществление внеурочной деятельности обучающихся.

Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС.

Осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов, прежде всего тех, кто принимал первые классы в сентябре 2011 и будет принимать в сентябре 2012 года.

Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

Мониторинг деятельности учащихся, как инструмент внедрения ФГОС Начального Общего Образования

…Чтобы  система обучения, была более устойчивой,её периодически надо трясти. Контрольные работы, срезы, тесты, анкетирование, комплексные работы, наблюдения, проверки техники чтения, и...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

Первые результаты внедрения ФГОС начального общего образования

Что же можно сказать о первых результатах внедрения ФГОС? Надо признать, что новый образовательный стандарт ворвался в нашу повседневную жизнь, не соизмеряясь с силами и возможностями ...