Первые результаты внедрения ФГОС начального общего образования
опыты и эксперименты на тему

Болвачева Татьяна Владимировна
Что же можно сказать о первых результатах внедрения ФГОС? Надо признать, что новый образовательный стандарт ворвался в нашу повседневную жизнь, не соизмеряясь с силами и возможностями учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_rezultaty_vnedreniya_fgos_noo.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

             ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО

                      « Время учить детей не бояться жизни».        

МБОУ лицей № 15 с 2011 года начал работу  по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, и вот уже 4 классы почти закончили обучение 1 ступени. Что же можно сказать о первых результатах внедрения ФГОС? Надо  признать, что  новый  образовательный  стандарт  ворвался  в нашу  повседневную  жизнь,  не  соизмеряясь  с  силами  и  возможностями  учителей.

Так в чем же причина перехода на новые стандарты? Дети, которые пришли в первый класс в начале XXI века, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2050 года. Каким будет тогда мир, сложно себе представить. Школа же должна готовить своих учеников к жизни, о которой пока никто не знает. Поэтому сейчас необходимо воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.

Стандарт второго поколения поддерживают традиции начального образования, но расставляют иные акценты и определяют иные приоритеты.

Если в стандарте 2004 г. акцент делался на предметные результаты (знания, умения, навыки, т. е. ЗУН), то в новых стандартах выделяются три вида результатов освоения основных общеобразовательных программ: личностные, метапредметные и предметные. То есть, в начальной школе ребенка научат не только читать, считать и писать, но и будут созданы все условия для формирования  универсальных учебных действий (УУД).

Новым  для  нас , учителей  начальных  классов, стало  понятие  «универсальные  учебные  действия». Как  развивать  ученика, нам  знакомо, а  вот  как  перестроить  сформировавшиеся  убеждения  и  поступки  учителя – взрослого  человека - стало  самой  серьёзной проблемой  для  педагогов. В Федеральном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом, как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Для этого необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.  Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание уделяется развитию различных видов деятельности ребенка, выполнению проектных, исследовательских работ.

На внеурочную деятельность отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д

Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.

Особенно актуальна  проблема для начальной школы,  связанная  с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Педагогический коллектив начальной школы активно включился в изучение, а затем в работу по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

 Условия введения ФГОС второго поколения на базе МБОУ лицея № 15 были рассмотрены на заседаниях лицейского методического объединения учителей начальных классов, методическом совете. Был проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеучебной деятельности учащихся.

Однако достаточно  непростая  ситуация  сложилась  при  создании  базы  данной  образовательной  реформы. Были изданы  документы  федерального  уровня  с  обозначенными  идеями  и  направлениями, такие  как: содержание  общего  образования, Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования, Концепция  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России,  но  не  были  « спущены  сверху» готовые  материалы  для  разработки  и  составления  Образовательной  программы  ОУ, рабочих  программ  по  учебным  предметам  и  внеурочной  деятельности, соответствующих  условиям  конкретной  школы. Рабочая  группа  педагогов лицея  за  короткий  срок  вполне  успешно  справилась  с  данной  проблемой. Кропотливо  изучив  большое  количество  научно-методической  литературы  серии  «Стандарты  второго  поколения» педагоги  разработали  и  подготовили  к  работе  все  нормативно-правовые  документы  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  начального  общего  образования.

Тем  самым учителя  обеспечили  плавный  переход  к  организации  учебно-воспитательного  процесса  в  новых  условиях. Внушительным  результатом  работы  педагогов  в  этом  плане  была  разработка  программ  по  предметам  и  программы  кружков  внеурочной  деятельности  по  пяти  направлениям:  спортивно-оздоровительному, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно-нрвственному, социальному.

  Для  успешного  решения  возникших  вопросов  администрация  школы  совместно  с  методическим  советом  обеспечила  обучение  педагогов  на  курсах  повышения  квалификации, с  введением  ФГОС, посещались  уроки  и  занятия  внеурочной  деятельности  учителей  1-ых  классов, реализующих  стандарты  нового  поколения. Особое  внимание  педагогов    обращалось  на  формирование  УУД  и  достижение  предметных  и  метапредметных  результатов. Учителя  делились  первым  опытом  работы  в  условиях  реализации  новых  стандартов  на  открытых  уроках  и  занятиях  внеурочной  деятельности , во  время    семинаров  . Учителя  лицея  активно  использовали и используют  в  своей  работе    технологии:

-  проблемного  обучения;

-  работу  в  паре  и  в  группе;

-  обучение  посредством  диалога;

-  развития  речи;

-  продуктивного  чтения;

-  исследования  и  проектирования  изучаемой  проблемы;

-  формирования  самоконтроля  в  процессе  выполнения  учебного  задания;

-  формирования  самооценки  в  процессе  выполнения  учебного  задания;

-  здоровьесбережения.  

Делается  многое, но  всё  же  сегодня  учителю  совсем  непросто  даётся  формирование  регулятивных  и  коммуникативных  универсальных  учебных  действий. Для  того, чтобы  достичь  результата, учителю  приходится  перестраиваться  внешне  и  внутренне. Учителю  недостаточно  только  тщательно  подготовиться  к  уроку, необходимо  ещё  психологически  настроиться  на  то, что  ученик  сам, под  руководством  учителя, целеполагает, прогнозирует, контролирует, оценивает  усвоенный  материал. Не очень верилось, что  наши  ученики  и  учителя  готовы  и  способны  к  реализации  таких  требований  новых  стандартов. Понемногу  работа  эта  начинает  давать  небольшие, но  положительные  результаты.

В конце мая 2012года я рассказывала Вам о комплексной работе, проведенной мною в 4 классе по математике. Тогда еще четвертые классы в учебном году не работали в условиях ФГОС. Но ФГОС обозначили требования к метапредметным образовательным результатам, и мы попробовали.

Первая цель: оценить реальный уровень сформированности метапредметных образовательных результатов у выпускников начальной школы.

Вторая цель: познакомить учителей с одним из вариантов проверочных работ по метапредметным образовательным результатам и собрать все содержательные замечания и оценочные суждения по тексту данной работы.

Метапредметные образовательные результаты, которые оценивались с помощью данной работы, были разделены на три блока:

- информационная грамотность,

- учебная грамотность

- и коммуникативная грамотность.

В работу были включены именно те умения, которые являются для начала обучения в основной школе базовыми и необходимыми для дальнейшего обучения.Особенность комплексной метапредметной проверочной работы заключалась в том, что для конструирования предметных заданий предметное содержание бралось на элементарном уровне, поскольку на первое место выходит оценка не предметных результатов, а метапредметных. Задания метапредметного характера строились на предметном материале.

Невозможно полноценно оценивать одновременно и то, и другое, необходим инструмент, позволяющий локализовать причины ошибок у учащихся. Были обозначены наиболее типичные ошибки, допущенные в проверочной работы: 

- правильный ответ не аргументируется собственной точкой зрения.

- не на все поставленные вопросы получены ответы.

- работа по инструкциям (не выполняет инструкцию до конца).

- нет обоснованного правильного ответа.

- работа со схемами, т.е. привычнее сплошные тексты

Мы увидели тенденции, возможности для корректировки программ, совершенствования содержания, способов и форм работы с учащимися. Проверка работ позволила увидеть возможные ошибки, погрешности в решении задач в дальнейшем.

Работая по ФГОС уже четвертый год мы включаем в урок те задания, которые помогают отследить уровень сформированности метапредметных универсальных учебных действий (УУД). В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые нестандартные задачи и отвечать за свои результаты на любом уровне.

На уроках обучения грамоте теперь уже в 1 классе мы даем задания, которые поддаются тестовой форме контроля. Они направлены на диагностику сформированности таких метапредметных умений, как логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация), знаково-символические умения (работа со схемами и моделями слов, предложений, умение считывать информацию со схем и моделей, сопоставлять схемы и модели со словами и предложениями, предложенными учителем. Диагностику коммуникативных умений сосредотачиваю в тестовых заданиях, касающихся работы с разными видами текстов, в том числе с разными формами высказываний

В метапредметной области (обучение грамоте) первоклассники должны научиться:

- оценивать результаты выполненных заданий;

- находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, интерпретировать ее содержание;

- классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы;

- распределять роли при чтении диалогов;

- классифицировать слова по количеству в них слогов;

- сравнивать слова по возможности переноса с одной строки на другую

- соотносить слово и его звуковую модель;

- работать с памятками и алгоритмами - репродуктивность

- создавать собственный информационный объект по аналогии с образцом;

-оформлять готовые результаты проекта в форме презентации.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Результаты комплексных работ.

Результаты  комплексных работы, проведенных в конце1-х, 2-х, 3-х классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему школы  заданий УУД позволило:

- Поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;

- Создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

- Оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить  взаимосвязь разных областей знаний.

 Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся.

Объектами итогового контроля и аттестации являются: 

- личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;

- метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);

- предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам).

Таким образом, в отличие от стандартов 2004года (ГОС) теперь при подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь.

Наиболее важными из метапредметных образовательных результатов для обучения в основной школе являются:

- работа с инструкциями и по инструкциям;

- работа с знаково - симоволическими средствами (моделями);

- работа с таблицами, графиками и диаграммами;

- все, что связано с экспериментами (выдвижение гипотез и их опытная проверка);

- позиционность (работа с разными точками зрения, их сопоставление и выдвижении собственных);

- умение учиться: определение границы знания/незнания и поиск необходимой информации;

- контрольно-оценочные действия учащихся;- сравнение, классификация, анализ и обобщение данных.

В  стандартах  второго  поколения  зримо  прописан  образ  будущего  выпускника  школы, который  будет  обладать  не  только  запасом  знаний, но  и  будет  готов  к  постоянному  обновлению  и  даже  преобразованию  своего  знания. Мечта  любого  педагога – вырастить  человека, обладающего  такими  качествами:

- любящего свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающего и принимающего ценности семьи и общества;

- любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;

- владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности;

- готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Безусловно, что для полноценной реализации стандартов необходимо создание условий, к которым предъявляются особые требования. Наличие требований к условиям означает, что без них достижение результата невозможно. В стандарте описываются требования к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся.

Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4-х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике.

Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся уже осваивается в лицее: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием!

Не  подлежат оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.

По итогам PISA -2012 (50стран) ученики четвертых классов российских школ занимают второе место в мире по читательской грамотности. В этот раз нас опередил Гонконг, но очень незначительно,

Четвертое – по естествознанию. Нас обгоняют Республика Корея, Сингапур и Финляндия, на одном уровне с нами — Япония и Тайвань и десятое – по математике. Каждый раз оглашение результатов становится событием не только среди специалистов, но и среди всех, кому небезразлична судьба отечественного образования. ( PIRLS —2011)

Мы должны соответствовать заявленным результатам на международном уровне и даже улучшить их. Главное, что всё это возможно.

Тема стандартов стала самой обсуждаемой среди педагогов нашtго лицея в течение 4 последних лет. С введением новых ФГОС революции в образовании не произошло. Преемственность между стандартами первого и второго поколения определяется на основе единства содержания. Так же как и в стандартах первого поколения обоснованы такие умения, без которых выпускник начальной школы не сможет продолжить обучение на следующей ступени образования. Стандарт поддерживает традиции существующего начального обучения, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты.

В целом по результатам можно отметить следующее:

- Изменилась позиция педагогов: педагоги на практике увидели насколько подходы, описные в стандартах, действительно, создают условия для развития ребенка;

- Многие подходы, описанные в стандартах и раньше, и, причем, очень активно использовались в педагогической практике. Но сейчас это складывается в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: и в части достижения планируемых результатов в освоении учебных программ, и в области духовно- нравственного развития, в создании здоровьесберегающей среды, в направлении взаимодействия с родителями и общественностью.

- Система контроля и оценки претерпевает изменения. Существует документ, который сопровождает стандарты, - «Планируемые результаты начального общего образования». Новым является формулирование планируемых результатов по конкретному предмету, т.е. сначала формулируется то, что в результате изучения этого предмета мы хотим получить, и только затем разрабатывается его содержание.

- В настоящее время актуален вопрос о введении, дополнительно к традиционным, новых методов, средств оценки предметных достижений учащихся и форм их фиксирования, позволяющих, индивидуализировать процесс оценивания с сохранением в образовании традиционной 5-балльной системы, способствующий конструктивному предметному диалогу между родителем и учителем и получению родителями развернутой информации о достижениях учащихся.

- Достоинством стандартов второго поколения можно считать то, что его разработчики попытались представить результат освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования тремя группами требований к результатам освоения: личностными, метапредметными и предметными.

Сегодня, говоря о результатах работы в свете новых стандартов, мы хотим обозначить и ряд проблем, с которыми непосредственно столкнулись в ходе реализации ФГОС .Возникли вопросы при непосредственной организации образовательного процесса:

-  Как интегрировать традиционные методики и развивающие технологии, где в центре образовательного процесса компетентностный подход, а не знаниевая парадигма?

- Как расставить акценты в учебной деятельности, определить предметные и метапредметные задачи; методы, приёмы, способы, технологии, формирующие УУД, обеспечивающие учащимся умение учиться? Традиционно учителя готовили свои уроки, ориентируясь прежде всего на предметные результаты. ФГОС ориентирует на метапредметные и личностные результаты, но опыта работы по формированию такого рода образовательных результатов у учителей пока небольшой (не смотря на то, что все они прошли соответствующую курсовую подготовку, проводили различные мероприятия по данному вопросу). В этом, мы видим, одну из важных проблем и не только школьного уровня.

- Как правильно организовать мониторинг формирования УУД? Сложность заключается в том, что учитель должен прочувствовать универсальность конкретного учебного действия. В этом и состоит главная проблема перехода на стандарты второго поколения.

В целом опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в концептуальные идеи, прописанные во всех материалах, пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.

На мой взгляд, критериями готовности учителя к внедрению ФГОС, нужно считать следующие показатели:

1. Курсовая переподготовка (теоретическая – знание идеологии ведущих документов ФГОС, практическая – программ учебных и внеучебных курсов и т.д.);

2. Умение планировать свою деятельность в свете новых требований:

- определяет свои цели как образовательные результаты учащихся;

- образовательные результаты формулирует в идеологии ФГОС, в идеологии обучения компетенциям, ориентируясь на социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника;

- определяет эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приёмы, технологии — проектные, создание учебных ситуаций);

- составляет сценарий учебного занятия, ориентируясь на программу формирования УУД, осуществляет рефлексию проведённого занятия

- Умело сочетает традиционные и интерактивные образовательные технологии;

- Включает учащихся в ситуации, необходимые для освоения УУД.

Сильные стороны:

- В школе работают опытные специалисты с высшим образованием, прошедшие курсы повышения квалификации по внедрению ФГОС. Наши педагоги способны применять современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии обучения.

- Преемственность при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию (связь д/сада и школы: учителя начальных классов посещают различные мероприятия, родительские собрания в д/садах, где читают лекции и дают советы родителям будущих школьников, воспитанники детских садов приходят в школу, присутствуют на уроках, принимают участие в занятиях.)

- Опыт совместной работы с другими социальными структурами

- Создана материально-техническая база (для учащихся 1 классов приобретены учебники. В классах есть проекторы, компьютеры, телевизоры, интернет). Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и соответствует законодательству РФ.

- Обеспечен доступ лицея к печатным и электронным образовательным ресурсам, в т. ч. размещенным в Интернете, Появилась возможность получения, создания и использования информации различными способами всеми участниками образовательного процесса (поиск информации в Интернете, работа в библиотеке).

Слабые стороны:

- Недостаточная готовность и информированность родителей и общественности о ФГОС второго поколения.

- Недостаточное количество финансовых средств для улучшения материально-технической базы (загруженность школы в две смены: нет возможности для организации группы продлённого дня, отсутствие игровых комнат, комнат для отдыха. В  деятельности  учителя  главным  отрицательным  моментом  является  увеличение  документации.   

Риски:

- Настороженное отношение к ФГОС некоторых работников образования

- Перегрузка детей, что негативно влияет на здоровье

- Несоответствие материальной базы запросам стандарта.

Возможности:

- Формирование у всех участников образовательного процесса базовых знаний и умений в области изучения концептуальных основ ФГОС

- Сближение школы и общественности (Участие в социально-значимых проектах, встречи с интересными людьми: писателями, краеведами, художниками, с людьми разных профессий).

Исходя из этого, мы ставит перед собой следующую цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию ребенка; воспитание социально адаптированной личности.  

           В заключении хотелось бы отметить, что стандарты можно рассматривать как трёхсторонний договор между школой, государством и родителями. Каждый из договаривающихся не только предъявляет требования, но  несет ответственность за общий результат – развитие ребенка. Думаю, наступило время учить детей не бояться жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление внедрением ФГОС начального общего образования

Управление внедрением ФГОС начального общего образования...

Мониторинг деятельности учащихся, как инструмент внедрения ФГОС Начального Общего Образования

…Чтобы  система обучения, была более устойчивой,её периодически надо трясти. Контрольные работы, срезы, тесты, анкетирование, комплексные работы, наблюдения, проверки техники чтения, и...

Выступление на педсовете "Результаты реализации ФГОС начального общего образования достижения, риски, пути преодоления"

На августовском педсовете подведены результаты реализации ФГОС начального общего образования прошедшего учебного года. Обозначены достижения, риски, пути преодоления возникающих проблем....

Выступление на педсовете Тема: Результаты реализации ФГОС начального общего образования во внеурочной деятельности

Выступление на педсовете Тема: Результаты реализации ФГОС начального общего образования во внеурочной деятельности...

Игровая технология как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС начального общего образования

В данной разработке представлены различные типы игр на уроках иностранного языка в начальной школе в зависимости от формируемого вида речевой деятельности....