Рабочая программа по развитию логического мышления 2012 г.
рабочая программа (3,4 класс) по теме
Программа по развитию интеллектуальных способностей учащихся 3-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Пышминского городского округа
«Трифоновская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на методическом совете Директор МБОУ ПГО ТСОШ
МБОУ ПГО ТСОШ ______________В.А.Налимов
Протокол №____от_________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
ДЛЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Порошина Татьяна
Анатольевна, учитель
начальных классов
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы развития логического мышления» разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования. Количество часов, отведённое на данный предмет – 34 часа, 1 час в неделю.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.
В 7 – 8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию. В учебной деятельности от школьника требуется не только осмыслить, усвоить отдельные научные термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание - это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.
Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.
Цель:
- научить ребенка мыслить;
- сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности;
- дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач;
- развить мотивацию к обучению, рефлексию у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, слова;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова, числа;
- устанавливать логические закономерности;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения понятиям и явлениям;
- определять отношения между предметами типа «род – вид»;
- определять отношения между предметами типа «часть – целое»;
- определять функциональные отношения между предметами;
- развивать речь;
- объяснять и подбирать значения слов (омонимы);
- использовать операции логического мышления для речения задач.
- Формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения.
- Повысить уровень самосознания учащихся, самооценку;
- Контроль над развитием интеллектуальных способностей учащихся.
Принципы, на которых осуществляется программа:
Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 3-4 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Формы работы при реализации программы:
При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.
Методики и техники для работы:
- создание проблемной ситуации;
- техника поэтапного формирования умственных способностей;
- развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
- методы групповой работы;
- методы индивидуальной работы.
Структура программы:
Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.
I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).
Продолжительность вводной части – 5 минут.
II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Этапы основной части:
Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).
Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.).
Продолжительность основной части урока – 30 минут.
III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.
Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
Развитие основных мыслительных операций с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление различных логических связей (3-й год обучения).
Формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте (4 год обучения).
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
- принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
- принципы строения анаграмм, слоговиц, шарад;
- принципы строения ребусов, , кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
- антонимы и синонимы;
- названия геометрических фигур и их свойства;
- принцип программирования и составления алгоритма действий.
Учащиеся должны уметь:
- определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
- путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
- решать комбинаторные и алгоритмические задачи;
- быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
- выполнять задания на тренировку внимания, используя только один определённый канал восприятия,
- выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
- уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Тематическое планирование
3 класс | 4 класс | ||
1 2 3 4 5 6 | 1 час в неделю, 34 часа в год 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Стартовый урок Вводные уроки Инструктивные уроки Тренинговые уроки Мониторинговые уроки Финишный урок | 8ч 8ч 10ч 8ч 1ч 2ч 5ч 18ч 7ч 1ч | 8ч 8ч 10ч 8ч 1ч 2ч 5ч 18ч 7ч 1ч |
Итого: | 34ч | 34ч |
Содержание курса
Стартовый урок (1ч)
Объяснение учащимся что, зачем и как будет изучаться.
Вводные уроки (2ч)
Открывают изучение каждой группы учебно-логических умений. Они направлены на доступное и целостное изложение сущности конкретной группы учебно-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.д.), демонстрацию их значения для совершенствования учебно-познавательной деятельности учащихся.
Инструктивные уроки (5ч)
Представление учащимся в доступной форме минимума теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-логического умения.
Тренинговые уроки (18ч)
Последовательное формирование и развитие отдельных учебно-логических умений в соответствии с программой общеучебных умений.
Мониторинговые уроки (7ч)
Изучение сформированности ключевых учебно-логических умений.
Финишный урок (1ч)
Побуждение детей к осмыслению проделанной в течение учебного года совместной работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
3 класс
№ занятия | Развиваемые способности | Кол-во часов | |
1 | Развитие мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти. | 1 | |
2 | Развитие мышления. Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
3 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений. | 1 | |
4 | Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
5 | Тренировка вербальной опосредованной памяти. Развитие вербального, логического мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
6 | Развитие творческого мышления, операции сравнения. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Пространственные представления. | 1 | |
7 | Развитие мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти. Развитие внутреннего плана действия. | 1 | |
8 | Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка произвольного внимания. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
9 | Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. | 1 | |
10 | Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
11 | Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. Тренировка слуховой памяти. | 1 | |
12 | Тренировка опосредованной вербальной памяти. Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
13 | Развитие вербально-понятийного мышления, способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. Внутренний план действия. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
14 | Развитие мышления (процессов обобщения). Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка непосредственной памяти, избирательности внимания. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
15 | Развитие мышления (процессы обобщения). Способность мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие внутреннего плана действия. | 1 | |
16 | Развитие понятийного мышления. Знакомство учащихся с основными логическими понятиями и операциями (род - вид). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | |
17 | Определение отношений между понятиями «род-вид». Тренировка опосредованной памяти. Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
18 | Определение отношений между понятиями «род-вид». Формирование способности рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие внутреннего плана действия, мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
19 | Контрольная работа вербально-понятийного (обобщения). Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
20 | Определение отношений между понятиями «целое-часть». Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. | 1 | |
21 | Определение отношений между понятиями «целое-часть». Тренировка опосредованной памяти, внимания. Установление закономерностей. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
22 | Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность). Способности самостоятельно мыслить, рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
23 | Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность). Тренировка зрительной памяти, внимания. Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
24 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Выявление отношений противоположностей. Развитие внутреннего плана действия. Тренировка внимания. | 1 | |
25 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Выявление отношений противоположностей, сравнения. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, внимания. | 1 | |
26 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Развитие речи (омонимы). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Умение рассуждать, выделять главное. Развитие пространственных представлений, произвольной сферы. | 1 | |
27 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Развитие речи (объяснение значения слов - омонимы); мыслительных операций анализа и синтеза. Умение рассуждать, выявление отношения противоположностей. Тренировка опосредованной памяти | 1 | |
28 | Тренировка слуховой памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие мышления (отношения сходства и противоположностей). Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. Мыслительные операции анализа и синтеза. | 1 | |
29 | Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Способность рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
30 | Развитие мышления (отношения последовательности, аналогии, наглядно-образное). Развитие внутреннего плана действий. | 1 | |
31 | Тренировка логической памяти. Развитие произвольности. Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; выявление отношения сходства), мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
32 | Развитие мышления (аналогии, мыслительные процессы анализа и синтеза). Тренировка вербальной опосредованной памяти, концентрации и избирательности внимания. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
33 | Развитие мышления (наглядно-образного; способность самостоятельно мыслить, рассуждать; процесса обобщения). Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
34 | Контрольная работа (отношения целое-часть, аналогии, рядоположенности). Развитие пространственных представлений. Тренировка внимания. | 1 |
4 класс
№ занятия | Развиваемые способности | Кол-во часов | |
1 | Развитие вербально-понятийного мышления (повторение 3 кл). Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия. | 1 | |
2 | Развитие вербально-понятийного мышления (повторение 3 кл). Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
3 | Развитие мышления (функциональные отношения). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Пространственные представления. | 1 | |
4 | Развитие мышления (функциональные отношения). Тренировка опосредованной слуховой памяти. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | |
5 | Развитие мышления (функциональные отношения). Развитие вербально-понятийного и логического мышления. Развитие речи. Тренировка произвольного внимания. | 1 | |
6 | Развитие мышления (функциональные отношения). Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. | 1 | |
7 | Развитие речи (подбери синонимы). Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | |
8 | Развитие речи (подбери синонимы). Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка произвольного внимания. Внутренний план действия. | 1 | |
9 | Развитие речи (подбери синонимы). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, логического мышления. Пространственные представления. Тренировка опосредованной зрительной памяти. | 1 | |
10 | Развитие речи (подбери синонимы). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия. | 1 | |
11 | Развитие речи (синонимы,составь предложение). Тренировка концентрации и избирательности внимания. Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
12 | Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Внутренний план действия. Тренировка слуховой памяти. | 1 | |
13 | Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение). Тренировка произвольного внимания. Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
14 | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Тренировка переключения внимания. | 1 | |
15 | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).Развитие внутреннего плана действия, логического мышления. | 1 | |
16 | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. | 1 | |
17 | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).Тренировка концентрации и избирательности внимания. Внутренний план действия. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
18 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения), логического. Тренировка опосредованной зрительной памяти. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
19 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения). Установление связей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, наглядно-образного мышления. | 1 | |
20 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Установление закономерностей. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | |
21 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения). Установление закономерностей. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | |
22 | Развитие речи (грамматические конструкции). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, пространственных представлений. Установление закономерностей. Тренировка опосредованной слуховой памяти. | 1 | |
23 | Развитие речи (грамматические конструкции). Развитие произвольной сферы, пространственных представлений. Установление связей. Совершенствование воображения. | 1 | |
24 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Развитие логического мышления (классификация), мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | |
25 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Выявление уровня объёма памяти (тест). Способность мыслить, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | |
26 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Способность мыслить, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | |
27 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Пространственные представления. | 1 | |
28 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Развитие наглядно-образного мышления. Выявление уровня мышления (установление закономерностей) – тест. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | |
29 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Тренировка произвольного внимания. Развитие речи, пространственных представлений. | 1 | |
30 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Тренировка слуховой памяти. Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
31 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Тренировка зрительной памяти. Развитие речи, пространственных представлений. | 1 | |
32 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу), классификации. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | |
33 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Развитие речи. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | |
34 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Развитие речи (собери пословицы). Тренировка произвольного внимания. | 1 |
Результаты изучения курса
1. Метапредметные умения:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- Формирование умения планировать учебные действия;
- Приобретение первоначального опыта применения логических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
2. Личностные умения:
- Формирование сотрудничества, самостоятельности мышления.
3. Предметные умения:
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
- Формирование основ логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Абъятанова Л.А. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Конспекты занятий, упражнения и задания. – Волгоград, 2011
- Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении. – Москва: 5 за знания, 2007.
Список литературы
- Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
- Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
- Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М., 2002.
- Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
- Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.
- Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
- Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.
- Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1984. – Т 4.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
- Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
- Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
- Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб., 2001.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004.
- Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Развитие логического мышления" (первый год обучения)
Программа содержит необходимую теорию и планирование для проведения кружка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/01/picture-151619-1359734274.jpg)
Программа самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Программа профессионального самообразования учителя начальных классов "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-391799-1390814767.jpg)
Урок по развитию логического мышления в 1 классе (программа Л. В. Занков) Тема : Упражнения на развитие зрительной памяти.
Форма: Упражнения на развитие логического мышления.Цель: тренировать зрительную памятьЗадачи:1)образовательная : познакомить с разными видами упражнений на тренировку зрительной памяти. ...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-590837-1424142519.png)
Рабочая программа по дополнительному образованию "Развитие логического мышления" 2 класс. Составитель Рудакова И. В. учитель ГБОУ 2122
Курс кружка «развитие логического мышления» во 2-ом классе разработан как дополнение к следующим дисциплинам: математика, русский язык, окружающий мир.Он призван решить следующие задачи:Ра...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-1048250-1547418621.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс...