Рабочая программа по развитию логического мышления 2012 г.
рабочая программа (3,4 класс) по теме
Программа по развитию интеллектуальных способностей учащихся 3-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskoe_myshlenie_2012_g..docx | 41.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Пышминского городского округа
«Трифоновская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на методическом совете Директор МБОУ ПГО ТСОШ
МБОУ ПГО ТСОШ ______________В.А.Налимов
Протокол №____от_________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
ДЛЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Порошина Татьяна
Анатольевна, учитель
начальных классов
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы развития логического мышления» разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования. Количество часов, отведённое на данный предмет – 34 часа, 1 час в неделю.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.
В 7 – 8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию. В учебной деятельности от школьника требуется не только осмыслить, усвоить отдельные научные термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание - это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.
Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.
Цель:
- научить ребенка мыслить;
- сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности;
- дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач;
- развить мотивацию к обучению, рефлексию у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, слова;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова, числа;
- устанавливать логические закономерности;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения понятиям и явлениям;
- определять отношения между предметами типа «род – вид»;
- определять отношения между предметами типа «часть – целое»;
- определять функциональные отношения между предметами;
- развивать речь;
- объяснять и подбирать значения слов (омонимы);
- использовать операции логического мышления для речения задач.
- Формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения.
- Повысить уровень самосознания учащихся, самооценку;
- Контроль над развитием интеллектуальных способностей учащихся.
Принципы, на которых осуществляется программа:
Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 3-4 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Формы работы при реализации программы:
При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.
Методики и техники для работы:
- создание проблемной ситуации;
- техника поэтапного формирования умственных способностей;
- развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
- методы групповой работы;
- методы индивидуальной работы.
Структура программы:
Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.
I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).
Продолжительность вводной части – 5 минут.
II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Этапы основной части:
Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).
Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.).
Продолжительность основной части урока – 30 минут.
III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.
Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
Развитие основных мыслительных операций с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление различных логических связей (3-й год обучения).
Формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте (4 год обучения).
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
- принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
- принципы строения анаграмм, слоговиц, шарад;
- принципы строения ребусов, , кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
- антонимы и синонимы;
- названия геометрических фигур и их свойства;
- принцип программирования и составления алгоритма действий.
Учащиеся должны уметь:
- определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
- путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
- решать комбинаторные и алгоритмические задачи;
- быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
- выполнять задания на тренировку внимания, используя только один определённый канал восприятия,
- выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
- уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Тематическое планирование
3 класс | 4 класс | ||
1 2 3 4 5 6 | 1 час в неделю, 34 часа в год 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Стартовый урок Вводные уроки Инструктивные уроки Тренинговые уроки Мониторинговые уроки Финишный урок | 8ч 8ч 10ч 8ч 1ч 2ч 5ч 18ч 7ч 1ч | 8ч 8ч 10ч 8ч 1ч 2ч 5ч 18ч 7ч 1ч |
Итого: | 34ч | 34ч |
Содержание курса
Стартовый урок (1ч)
Объяснение учащимся что, зачем и как будет изучаться.
Вводные уроки (2ч)
Открывают изучение каждой группы учебно-логических умений. Они направлены на доступное и целостное изложение сущности конкретной группы учебно-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.д.), демонстрацию их значения для совершенствования учебно-познавательной деятельности учащихся.
Инструктивные уроки (5ч)
Представление учащимся в доступной форме минимума теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-логического умения.
Тренинговые уроки (18ч)
Последовательное формирование и развитие отдельных учебно-логических умений в соответствии с программой общеучебных умений.
Мониторинговые уроки (7ч)
Изучение сформированности ключевых учебно-логических умений.
Финишный урок (1ч)
Побуждение детей к осмыслению проделанной в течение учебного года совместной работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
3 класс
№ занятия | Развиваемые способности | Кол-во часов | |
1 | Развитие мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти. | 1 | |
2 | Развитие мышления. Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
3 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений. | 1 | |
4 | Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
5 | Тренировка вербальной опосредованной памяти. Развитие вербального, логического мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
6 | Развитие творческого мышления, операции сравнения. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Пространственные представления. | 1 | |
7 | Развитие мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти. Развитие внутреннего плана действия. | 1 | |
8 | Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка произвольного внимания. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
9 | Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. | 1 | |
10 | Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
11 | Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. Тренировка слуховой памяти. | 1 | |
12 | Тренировка опосредованной вербальной памяти. Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
13 | Развитие вербально-понятийного мышления, способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. Внутренний план действия. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
14 | Развитие мышления (процессов обобщения). Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка непосредственной памяти, избирательности внимания. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
15 | Развитие мышления (процессы обобщения). Способность мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие внутреннего плана действия. | 1 | |
16 | Развитие понятийного мышления. Знакомство учащихся с основными логическими понятиями и операциями (род - вид). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | |
17 | Определение отношений между понятиями «род-вид». Тренировка опосредованной памяти. Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
18 | Определение отношений между понятиями «род-вид». Формирование способности рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие внутреннего плана действия, мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
19 | Контрольная работа вербально-понятийного (обобщения). Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
20 | Определение отношений между понятиями «целое-часть». Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. | 1 | |
21 | Определение отношений между понятиями «целое-часть». Тренировка опосредованной памяти, внимания. Установление закономерностей. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
22 | Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность). Способности самостоятельно мыслить, рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
23 | Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность). Тренировка зрительной памяти, внимания. Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
24 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Выявление отношений противоположностей. Развитие внутреннего плана действия. Тренировка внимания. | 1 | |
25 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Выявление отношений противоположностей, сравнения. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, внимания. | 1 | |
26 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Развитие речи (омонимы). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Умение рассуждать, выделять главное. Развитие пространственных представлений, произвольной сферы. | 1 | |
27 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Развитие речи (объяснение значения слов - омонимы); мыслительных операций анализа и синтеза. Умение рассуждать, выявление отношения противоположностей. Тренировка опосредованной памяти | 1 | |
28 | Тренировка слуховой памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие мышления (отношения сходства и противоположностей). Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. Мыслительные операции анализа и синтеза. | 1 | |
29 | Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Способность рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
30 | Развитие мышления (отношения последовательности, аналогии, наглядно-образное). Развитие внутреннего плана действий. | 1 | |
31 | Тренировка логической памяти. Развитие произвольности. Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; выявление отношения сходства), мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
32 | Развитие мышления (аналогии, мыслительные процессы анализа и синтеза). Тренировка вербальной опосредованной памяти, концентрации и избирательности внимания. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
33 | Развитие мышления (наглядно-образного; способность самостоятельно мыслить, рассуждать; процесса обобщения). Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
34 | Контрольная работа (отношения целое-часть, аналогии, рядоположенности). Развитие пространственных представлений. Тренировка внимания. | 1 |
4 класс
№ занятия | Развиваемые способности | Кол-во часов | |
1 | Развитие вербально-понятийного мышления (повторение 3 кл). Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия. | 1 | |
2 | Развитие вербально-понятийного мышления (повторение 3 кл). Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
3 | Развитие мышления (функциональные отношения). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Пространственные представления. | 1 | |
4 | Развитие мышления (функциональные отношения). Тренировка опосредованной слуховой памяти. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | |
5 | Развитие мышления (функциональные отношения). Развитие вербально-понятийного и логического мышления. Развитие речи. Тренировка произвольного внимания. | 1 | |
6 | Развитие мышления (функциональные отношения). Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. | 1 | |
7 | Развитие речи (подбери синонимы). Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | |
8 | Развитие речи (подбери синонимы). Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка произвольного внимания. Внутренний план действия. | 1 | |
9 | Развитие речи (подбери синонимы). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, логического мышления. Пространственные представления. Тренировка опосредованной зрительной памяти. | 1 | |
10 | Развитие речи (подбери синонимы). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия. | 1 | |
11 | Развитие речи (синонимы,составь предложение). Тренировка концентрации и избирательности внимания. Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
12 | Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Внутренний план действия. Тренировка слуховой памяти. | 1 | |
13 | Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение). Тренировка произвольного внимания. Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
14 | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Тренировка переключения внимания. | 1 | |
15 | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).Развитие внутреннего плана действия, логического мышления. | 1 | |
16 | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. | 1 | |
17 | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).Тренировка концентрации и избирательности внимания. Внутренний план действия. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
18 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения), логического. Тренировка опосредованной зрительной памяти. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
19 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения). Установление связей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, наглядно-образного мышления. | 1 | |
20 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Установление закономерностей. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | |
21 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения). Установление закономерностей. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | |
22 | Развитие речи (грамматические конструкции). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, пространственных представлений. Установление закономерностей. Тренировка опосредованной слуховой памяти. | 1 | |
23 | Развитие речи (грамматические конструкции). Развитие произвольной сферы, пространственных представлений. Установление связей. Совершенствование воображения. | 1 | |
24 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Развитие логического мышления (классификация), мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | |
25 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Выявление уровня объёма памяти (тест). Способность мыслить, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | |
26 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Способность мыслить, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | |
27 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Пространственные представления. | 1 | |
28 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Развитие наглядно-образного мышления. Выявление уровня мышления (установление закономерностей) – тест. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | |
29 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Тренировка произвольного внимания. Развитие речи, пространственных представлений. | 1 | |
30 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Тренировка слуховой памяти. Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
31 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Тренировка зрительной памяти. Развитие речи, пространственных представлений. | 1 | |
32 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу), классификации. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | |
33 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Развитие речи. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | |
34 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Развитие речи (собери пословицы). Тренировка произвольного внимания. | 1 |
Результаты изучения курса
1. Метапредметные умения:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- Формирование умения планировать учебные действия;
- Приобретение первоначального опыта применения логических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
2. Личностные умения:
- Формирование сотрудничества, самостоятельности мышления.
3. Предметные умения:
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
- Формирование основ логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Абъятанова Л.А. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Конспекты занятий, упражнения и задания. – Волгоград, 2011
- Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении. – Москва: 5 за знания, 2007.
Список литературы
- Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
- Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
- Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М., 2002.
- Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
- Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.
- Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
- Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.
- Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1984. – Т 4.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
- Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
- Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
- Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб., 2001.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004.
- Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Развитие логического мышления" (первый год обучения)
Программа содержит необходимую теорию и планирование для проведения кружка....
Программа самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Программа профессионального самообразования учителя начальных классов "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"...
Урок по развитию логического мышления в 1 классе (программа Л. В. Занков) Тема : Упражнения на развитие зрительной памяти.
Форма: Упражнения на развитие логического мышления.Цель: тренировать зрительную памятьЗадачи:1)образовательная : познакомить с разными видами упражнений на тренировку зрительной памяти. ...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Развитие логического мышления" 2 класс. Составитель Рудакова И. В. учитель ГБОУ 2122
Курс кружка «развитие логического мышления» во 2-ом классе разработан как дополнение к следующим дисциплинам: математика, русский язык, окружающий мир.Он призван решить следующие задачи:Ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс...