Урок – экскурсия
методическая разработка (4 класс) по теме

 

Тема:«Отворяя двери храма»…

Цель урока:

  • Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Задачи урока:

  • Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
  • Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  • Формировать представление о его ценности как  дома для молитв, святыни для православных людей.
  • Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию

План урока.

  1. Вводная часть.
  2. Внешний вид Храма.
  3. Как вести себя в Храме.

4.     Внутреннее убранство Храма.

  5.     Алтарь.

  1.   Беседа с батюшкой.

 

Ход урока.

Вводная часть(урок – экскурсия начинается на пути к Храму)

У нас необычный урок. Мы  идем в Храм. Сегодня многое из того, что изучили, увидим своими глазами.

 

 

Отгадайте старинную русскую загадку.

  1. На горе стоит свеча,
    В ней молитва горяча.
    (Это храм, церковь).
  2. Отгадайте еще загадки.
  3. Стоит утушка -
    Золотые краешки,
    В краешки брякнут,
    В краешки звякнут:
    Собирайтесь, детушки,
    Под мои крылышки.
    (Это тоже храм)
  4. Уточки крякнули,
    Бережки звякнули:
    Собирайтесь, детушки,
    К одной матушке.
    (И это храм)

 

Издавна храмы строили в самых красивых, открытых местах, часто на возвышенности.

Как Вы думаете почему?

Храм- это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений.

  Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом

Господь Иисус Христос избавил нас от власти   Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что  Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.                        

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

 

Учитель: Чем храм отличается от дома?

Ученик:Над храмом купола.

Учитель: Что напоминает купол?

Характерная плавная форма купола напоминает горящую свечу – это символ непрестанного молитвенного обращения к Богу.

Сколько глав у нашего храма? Почему?

Одна глава говорит о том, что Бог един.

Ученик:Сколько еще может быть глав у храма?

Учитель: Три главы означают поклонение Богу, единому в трех лицах.

         Пять глав, причем одна выше и  больше всех остальных, символизирует    

Христа и четырех евангелистов.

Пять глав у храма Покрова Пресвятой Богородицы села Калинино и у Храма Христа Спасителя.    

Семь глав – это семь церковных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение или соборование.

Учитель: Как вы думаете, а что именно обозначают 13 куполов?

Ученик: Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Главы храма обязательно увенчаны крестом. Часто в основании креста виден полумесяц – образ якоря. Еще в древних катакомбах якорь изображали как символ надежды на спасение среди бедствий.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т.е. башня, на которой находятся колокола.

Колокольный звониспользуется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

 

  1. Как вести себя в Храме.

Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами «как вести себя в храме».

Заходить в церковь нужно спокойно, без спешки. Обязательно выньте руки из карманов и в течение всего времени, которое вы будете находиться в церкви, не суйте их туда. Жевательной резинки во рту не должно быть.Вести громкий разговор и смеяться, играть и бегать в храме нельзя.

 

 

 

 

 

 

Памятка мальчику:

Памятка девочке:

 

       Прежде чем зайти в собор,
       Головной сними убор,
       Злые мысли отгони:
       Не нужны тебе они...

  Скромную надень одежду,

  В брюках в храм идёт невежда,

  Голову платком покрой

  И тихонько в храме стой.

 

 

Ученик:Почему люди перед входом в церковь  машут руками?

 

Учитель:  Над входом в храм образ Христа.  Прихожане (те, кто приходит в Храм) крестятся перед иконой и кладут поясной поклон. Они как бы рисуют на себе невидимый крест. Сначала рука подносится ко лбу, а потом опускается к животу. Это вертикальная линия. Затем от правого плеча к левому  проводится горизонтальная линия – и получается крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу.

Мы с вами пришли на экскурсию в православный храм,  поэтому креститься  и класть поклоны нам не обязательно.

4. Внутреннее убранство Храма.

Православный храм разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь.  В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению.

image

Мы вошли в православный храм. Вторая, самая большая часть храма – место для прихожан, собравшихся на церковную службу. На всех стенах висят  иконы. Перед ними горят лампадки и свечи.

 

 

 

Лампада— светильник, употребляемый в христианском богослужении.  Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.

 Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

Наш взгляд останавливается на иконостасе. Иконостас – одна из важнейших принадлежностей православного храма. Иконостас отделяет среднюю часть храма от священного пространства алтаря.

В иконостасе находятся три двери, ведущие в алтарь. В середине  Царские врата. Через  них проходить имеют право только священнослужители. Через две другие двери, северную и южную в алтарь входят помощники священнослужителя.

Ступенчатое возвышение перед иконостасом называется солея.

Справа от Царских врат расположена икона Спасителя. Слева икона – Богоматери.

5.Алтарь.

 Самая главная часть храма Алтарь (от латинского а1taara– «возвышенное место»). Это самая священная часть храма. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол (четырехугольный стол, покрытый священными одеждами, он находится посредине алтаря; на нем лежат крест,

Евангелие,  антиминс  (шелковый плат, на котором изображено                             положения Иисуса  Христа в гроб)

 Дарохранительница, где хранятся запасные Святые Дары, Дароносица (небольшой ковчег) в котором священник переносит дары для причащения больных на дому.

 

 

 

  1. Беседа с батюшкой

Учитель:  К нам идет батюшка. Здравствуйте, отец …..!

Батюшка: Здравствуйте, милые дети! Рад видеть вас в Храме. Давайте присядем и поговорим по душам. Я священник …. Я здесь служу.

Ученик:  А что это за служба?

Батюшка:Учу людей, вместе с ними молюсь Богу и людям же стараюсь помогать. Прихожане обращаются ко мне отец …. или батюшка.

Ученик: Батюшка, на вас очень необычная одежда. Расскажите о ней.

  Батюшка:  Во время Богослужения на священнике надета риза или фелонь

Она надевается через голову и охватывает плечи и грудь священника. Причем у этого облачения нет рукавов. То есть риза ограничивает движения рук священника. Это означает, что священник работает сердцем и умом (молится и проповедует).

Ученик:  Отец Виктор, в храме мы видели, что люди поклонялись, целовали иконы. Они так молятся иконам?

 Батюшка: Нет, молятся не иконам. Молятся перед иконами. Молитва обращена не к доске и не к рисунку. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

Ученик:Батюшка,  как вообще можно писать иконы, если сами же верующие люди признают, что Бога увидеть нельзя?!

Батюшка: Это верно. Библия это особо подчеркивает: «Бога не видел никто никогда». Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем  Сам родился как человек и стал Иисусом Христом. Православные христиане очень хорошо помнят, что Бог невидим. И поэтому они радуются каждой иконе как напоминанию о том, что Бог все же вышел из Своей невидимой запредельности и стал человеком. А человека можно и увидеть, и потрогать, и зарисовать.

 Ученик:  Скажите, а икона разве поможет человеку стать лучше и добрее?

Батюшка:  Только сам человек может сделать себя лучше. Ни икона, ни свечка не молятся вместо людей. Но они напоминают человеку о его призвании стать лучше. Ведь на иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Почему же мы считаем, что нам это не по силам?

 

Учитель: Батюшка, а какая вера самая правильная?

Батюшка:  Мы верим, что полнота истины в православной церкви. Не наше дело осуждать другие веры. Господь нам заповедовал:  «Не судите, да не судимы будете».

Завершая нашу беседу,  призываю на вас Божье благословение, пусть милостивый Господь подаст вам помощь  во всех ваших добрых делах и благих начинаниях, научит послушанию родителям и учителям.

Приглашаю вас трапезную Храма на чаепитие.

Учитель:   Спасибо, батюшка, за интересную беседу. До новых встреч.

 

 

Свечи здесь пылают и лампады,

 

Блики их на образах горят,

 

Девы Пресвятой святые взгляды

 

Прямо в душу ласково глядят.

 

    До свидания, Храм!

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Распорядок дня (запоминалки малышу)

1. Как с кроватки свесим ногу,
сразу скажем: «Слава Богу!»

2. После встанем у кроватки,
чтобы выполнить зарядку.

3. Чтоб не бегать к докторам,
чисти зубки по утрам.

4. Чтоб не ныл животик твой,
руки мой перед едой.

5. Перед тем, как подкрепиться,
надо Богу помолиться.

6. Чтобы слабым помогать,
надо кашу доедать.

7. Кончил кушать или пить -
надо поблагодарить.

8. Чтобы папа не ворчал,
сделай, что пообещал.

9. Перед делом говори:
«Господи, благослови!»

10. Чтобы Бог прибавил силы,
скажем: «Господи помилуй!»

11. Если хочешь добрым быть,
никогда нельзя грубить.

12. Чтобы быть хорошим самым,
надо слушать папу с мамой.

13. Если кто-то рядом злится,
надо за него молиться.

14. Если где-то насорил -
за собою убери.

15. Сделать что-нибудь любя,
значит - так, как для себя.

16. За розеткой ток живет,
не влезай – он больно бьёт!

17. Чтоб другому угодить,
надо жадность победить.

18. Если будешь уступать,
будет Ангел помогать.

19. Ангел - это вестник Божий,
тот, кто нам в добре поможет.

20. Чтоб всегда спокойным быть,
надо правду говорить.

21. Если ты ходил гулять,
надо обувь поменять.

22. Если ты пришел с прогулки,
надо сразу вымыть руки.

23. Чтобы утром бодрым встать,
надо вовремя лечь спать.

24. Чтобы зубки не лечить,
ты их вечером почисть.

25. Если что-то злое снится,
надо сразу же креститься.

26. Если страшно, то проси:
Матерь Божия, спаси!

27. Чтобы страх напасть не мог,
скажем: «Да воскреснет Бог!»

28. Перед сном произнесём:
«Слава Боженьке за всё!»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya__razrabotka_uroka.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка урока

Урок – экскурсия

Тема: «Отворяя двери храма»…

Цель урока: 

  1. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Задачи урока:

  1. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Формировать представление о его ценности как  дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию

План урока.

  1. Вводная часть.
  2. Внешний вид Храма.
  3. Как вести себя в Храме.

4.     Внутреннее убранство Храма.

  5.     Алтарь.

  1.   Беседа с батюшкой.

Ход урока.

Вводная часть (урок – экскурсия начинается на пути к Храму)

У нас необычный урок. Мы  идем в Храм. Сегодня многое из того, что изучили, увидим своими глазами.

Отгадайте старинную русскую загадку.

  1. На горе стоит свеча,
    В ней молитва горяча.

    (Это храм, церковь).
  2. Отгадайте еще загадки.
  3. Стоит утушка -
    Золотые краешки,
    В краешки брякнут,
    В краешки звякнут:
    Собирайтесь, детушки,
    Под мои крылышки.

    (Это тоже храм)
  4. Уточки крякнули,
    Бережки звякнули:
    Собирайтесь, детушки,
    К одной матушке.

    (И это храм
    )

Издавна храмы строили в самых красивых, открытых местах, часто на возвышенности.

Как Вы думаете почему?

Храм - это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений.

  Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом

Господь Иисус Христос избавил нас от власти   Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что  Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.                        

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Учитель: Чем храм отличается от дома?

Ученик: Над храмом купола.

Учитель: Что напоминает купол?

Характерная плавная форма купола напоминает горящую свечу – это символ непрестанного молитвенного обращения к Богу.

Сколько глав у нашего храма? Почему?

Одна глава говорит о том, что Бог един.

Ученик: Сколько еще может быть глав у храма?

Учитель: Три главы означают поклонение Богу, единому в трех лицах.

         Пять глав, причем одна выше и  больше всех остальных, символизирует    

Христа и четырех евангелистов.

Пять глав у храма Покрова Пресвятой Богородицы села Калинино и у Храма Христа Спасителя.    

Семь глав – это семь церковных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение или соборование.

Учитель: Как вы думаете, а что именно обозначают 13 куполов?

Ученик: Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Главы храма обязательно увенчаны крестом. Часто в основании креста виден полумесяц – образ якоря. Еще в древних катакомбах якорь изображали как символ надежды на спасение среди бедствий.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т.е. башня, на которой находятся колокола.

Колокольный звон используется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

 

  1. Как вести себя в Храме.

Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами «как вести себя в храме». 

Заходить в церковь нужно спокойно, без спешки. Обязательно выньте руки из карманов и в течение всего времени, которое вы будете находиться в церкви, не суйте их туда. Жевательной резинки во рту не должно быть. Вести громкий разговор и смеяться, играть и бегать в храме нельзя. 

Памятка мальчику:

Памятка девочке: 

       Прежде чем зайти в собор,
       Головной сними убор,
       Злые мысли отгони:
       Не нужны тебе они...
 

  Скромную надень одежду,

  В брюках в храм идёт невежда,

  Голову платком покрой

  И тихонько в храме стой. 

Ученик: Почему люди перед входом в церковь  машут руками?

Учитель:  Над входом в храм образ Христа.  Прихожане (те, кто приходит в Храм) крестятся перед иконой и кладут поясной поклон. Они как бы рисуют на себе невидимый крест. Сначала рука подносится ко лбу, а потом опускается к животу. Это вертикальная линия. Затем от правого плеча к левому  проводится горизонтальная линия – и получается крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу.

Мы с вами пришли на экскурсию в православный храм,  поэтому креститься  и класть поклоны нам не обязательно.

4. Внутреннее убранство Храма.

Православный храм разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь.  В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению.

Мы вошли в православный храм. Вторая, самая большая часть храма – место для прихожан, собравшихся на церковную службу. На всех стенах висят  иконы. Перед ними горят лампадки и свечи.

Лампада — светильник, употребляемый в христианском богослужении.  Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.

 Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

Наш взгляд останавливается на иконостасе. Иконостас – одна из важнейших принадлежностей православного храма. Иконостас отделяет среднюю часть храма от священного пространства алтаря.

В иконостасе находятся три двери, ведущие в алтарь. В середине  Царские врата. Через  них проходить имеют право только священнослужители. Через две другие двери, северную и южную в алтарь входят помощники священнослужителя.

Ступенчатое возвышение перед иконостасом называется солея.

Справа от Царских врат расположена икона Спасителя. Слева икона – Богоматери.

5. Алтарь.

 Самая главная часть храма Алтарь (от латинского а1taara – «возвышенное место»). Это самая священная часть храма. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол (четырехугольный стол, покрытый священными одеждами, он находится посредине алтаря; на нем лежат крест,

Евангелие,  антиминс  (шелковый плат, на котором изображено                             положения Иисуса  Христа в гроб)

 Дарохранительница, где хранятся запасные Святые Дары, Дароносица (небольшой ковчег) в котором священник переносит дары для причащения больных на дому.

  1. Беседа с батюшкой

Учитель:  К нам идет батюшка. Здравствуйте, отец …..!

Батюшка: Здравствуйте, милые дети! Рад видеть вас в Храме. Давайте присядем и поговорим по душам. Я священник …. Я здесь служу.

Ученик:  А что это за служба?

Батюшка: Учу людей, вместе с ними молюсь Богу и людям же стараюсь помогать. Прихожане обращаются ко мне отец …. или батюшка.

Ученик: Батюшка, на вас очень необычная одежда. Расскажите о ней.

  Батюшка:  Во время Богослужения на священнике надета риза или фелонь

Она надевается через голову и охватывает плечи и грудь священника. Причем у этого облачения нет рукавов. То есть риза ограничивает движения рук священника. Это означает, что священник работает сердцем и умом (молится и проповедует).

Ученик:  Отец Виктор, в храме мы видели, что люди поклонялись, целовали иконы. Они так молятся иконам?

 Батюшка: Нет, молятся не иконам. Молятся перед иконами. Молитва обращена не к доске и не к рисунку. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

Ученик: Батюшка,  как вообще можно писать иконы, если сами же верующие люди признают, что Бога увидеть нельзя?!

Батюшка: Это верно. Библия это особо подчеркивает: «Бога не видел никто никогда». Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем  Сам родился как человек и стал Иисусом Христом. Православные христиане очень хорошо помнят, что Бог невидим. И поэтому они радуются каждой иконе как напоминанию о том, что Бог все же вышел из Своей невидимой запредельности и стал человеком. А человека можно и увидеть, и потрогать, и зарисовать.

 Ученик:  Скажите, а икона разве поможет человеку стать лучше и добрее?

Батюшка:  Только сам человек может сделать себя лучше. Ни икона, ни свечка не молятся вместо людей. Но они напоминают человеку о его призвании стать лучше. Ведь на иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Почему же мы считаем, что нам это не по силам?

Учитель: Батюшка, а какая вера самая правильная?

Батюшка:  Мы верим, что полнота истины в православной церкви. Не наше дело осуждать другие веры. Господь нам заповедовал:  «Не судите, да не судимы будете».

Завершая нашу беседу,  призываю на вас Божье благословение, пусть милостивый Господь подаст вам помощь  во всех ваших добрых делах и благих начинаниях, научит послушанию родителям и учителям.

Приглашаю вас трапезную Храма на чаепитие.

Учитель:   Спасибо, батюшка, за интересную беседу. До новых встреч.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

    До свидания, Храм!

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Распорядок дня (запоминалки малышу)

1. Как с кроватки свесим ногу,
сразу скажем: «Слава Богу!»

2. После встанем у кроватки,
чтобы выполнить зарядку.

3. Чтоб не бегать к докторам,
чисти зубки по утрам.

4. Чтоб не ныл животик твой,
руки мой перед едой.

5. Перед тем, как подкрепиться,
надо Богу помолиться.

6. Чтобы слабым помогать,
надо кашу доедать.

7. Кончил кушать или пить -
надо поблагодарить.

8. Чтобы папа не ворчал,
сделай, что пообещал.

9. Перед делом говори:
«Господи, благослови!»

10. Чтобы Бог прибавил силы,
скажем: «Господи помилуй!»

11. Если хочешь добрым быть,
никогда нельзя грубить.

12. Чтобы быть хорошим самым,
надо слушать папу с мамой.

13. Если кто-то рядом злится,
надо за него молиться.

14. Если где-то насорил -
за собою убери.

15. Сделать что-нибудь любя,
значит - так, как для себя.

16. За розеткой ток живет,
не влезай – он больно бьёт!

17. Чтоб другому угодить,
надо жадность победить.

18. Если будешь уступать,
будет Ангел помогать.

19. Ангел - это вестник Божий,
тот, кто нам в добре поможет.

20. Чтоб всегда спокойным быть,
надо правду говорить.

21. Если ты ходил гулять,
надо обувь поменять.

22. Если ты пришел с прогулки,
надо сразу вымыть руки.

23. Чтобы утром бодрым встать,
надо вовремя лечь спать.

24. Чтобы зубки не лечить,
ты их вечером почисть.

25. Если что-то злое снится,
надо сразу же креститься.

26. Если страшно, то проси:
Матерь Божия, спаси!

27. Чтобы страх напасть не мог,
скажем: «Да воскреснет Бог!»

28. Перед сном произнесём:
«Слава Боженьке за всё!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Урок математики.Числа 1-10.Урок-экскурс в Сочи 2014

Урок  математики  в  1  классе .Урок-экскурсия,посвященный  Олимпиаде  2014  в  г Сочи.  Закрепление  изученного  материала.Отрабатывает  сч...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

План-конспект урока "Урок-экскурсия по окружающему миру" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения"....