Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Культура и мораль»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая карта урока "Культура и мораль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse_kultura_i_moral.docx | 42.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»
Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс»
Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3.
,Цель урока: Создание условий для формирования нравственных ценностей, первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.
Задачи урока:
- ознакомить обучающихся с понятием культура;
- ознакомить с видами культуры (материальная, духовная);
- ознакомить обучающихся с понятием мораль;
- научить различать культурные и моральные ценности.
- развивать навыки анализа и самоанализа
- развивать потребность совершать хорошие поступки, предотвращать плохие.
Ожидаемые результаты урока:
Обучающиеся узнают:
- что такое культура;
- что такое мораль;
- что такое моральные нормы.
- разницу между духовной и материальной культурой
- о культурных ценностях разных народов
Обучающиеся научатся:
- различать культурные и моральные ценности;
- объяснять, почему возникла мораль
- формулировать вопросы по изученному материалу.
Обучающиеся освоят:
-первичные представления о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.
Основные термины и понятия: мораль, культура, моральные нормы
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь Ожегова, толковый словарь Даля, нагл. пособия «первобытное общество, древний мир, средние века, новое время, современный мир», карточки: материальная и духовная культура», тест, мультимедийный проектор, компьютер, презентация,
Структура и ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организация деятельности учащихся. Актуализация знаний | 1. Создание хорошего настроения на уроке. Проверка готовности рабочих мест. 2. Проверка домашнего задания -Чтение отрывков из стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» -О каком понятии идёт речь в данном стихотворении? -Что такое этика? | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест. - Этика | Коммуникативное УУД: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; Регулятивное УУД: - понимать цель выполняемых действий; -определять цель деятельности на уроке; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: -извлекать информацию из текста; -строить речевое высказывание в устной форме; |
2. Введение в тему урока. | - Сегодня мы поговорим с вами о таких важных понятиях, науки Этики как КУЛЬТУРА И МОРАЛЬ. Слайд 1 - Какие задачи поставим на уроке? - Предлагаю работу на уроке выполнять по плану: 1. Что обозначает слово «культура» 2. Виды культуры 3. Что такое мораль, как она возникла - Согласны? Может, кто-то желает дополнить план? | Запись в тетрадь темы урока. Узнать: что такое культура, мораль. | |
3. Учебно-познавательная деятельность. | - Итак, начнем. Как вы можете объяснить, что такое КУЛЬТУРА? Где вы сталкивались с этим понятием в повседневной жизни? - Однозначного ответа на данный вопрос не найти. Давайте обратимся к источникам. Работа в группах 1 группа - работа с учебником. Стр.8 2 группа – работа со словарем Ожегова 3 группа – работа со словарем Даля - Что общего во всех определениях? -Обобщение учителем Слайд № 2 Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» Предполагалось, что уход за полем - это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней. В русский язык слово «культура» вошло в середине 19 века. Оно употреблялось в двух значениях: 1)хлебопашество, земледелие; 2)образованность. - Культуру иногда называют второй природой. В отличии от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать. Любой объект, который был усовершенствован руками человека – является объектом культуры». Слайды № 3,4,5,6 Например, просто камень на дороге или сад камней, просто озеро или водохранилище, просто дикий лес или парк культуры и отдыха. Здание же является в любом случае творением рук человека, поэтому в любом случае и является объектом культуры. Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создал и сейчас создаёт собственную культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов. Работа с иллюстрациями в учебнике стр. 8-9. - Рассмотрите иллюстрации на развороте. Элементы каких национальных культур на них представлены? - Итак, мы выяснили, что такое культура. - Над каким вопросом будем работать дальше? Слайд №7 Культура включает материальные и духовные ценности человечества следовательно, культура делится на материальную культуру, включает в себя предметы человеческого труда и духовную, это представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила. - Задание для групп. У вас на столах лежат карточки. Необходимо их разделить на 2 части. Одни карточки отнести к материальной культуре, а другие к духовной культуре. Я прошу вас встать и выполнять задание стоя, можно передвигаться вокруг стола. Пока вы выполняете задание, звучит музыка. Как только музыка перестанет звучать необходимо сесть на свои места и приготовиться отвечать. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА - Проверка выполнения – соотнести свою работу с образцом на слайде. Слайд 8 - На какие два вида делится культура? - Обратимся к плану урока. Какой пункт мы еще не выполнили? Работа с учебником. - Найдите в учебнике: на какие виды делиться духовная культура. - Духовная культура делится на: - политическую - это идеалы и жизненные ценности людей в государстве; - правовую - законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения; - Особый вид духовной культуры Мораль. - Вы когда-нибудь встречались со словом мораль? - Что обозначает мораль в басне? - Какое определение морали дано в учебнике? Учитель дополняет Слайд 9 Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов Иллюстративный ряд. -Всегда ли существовала мораль? -Посмотрите на иллюстрации, (нагл. пособия «первобытное общество, древний мир, средние века, новое время, современный мир») подумайте почему возникла мораль? - С развитием речи и формированием простых правил общения возникла мораль, в каждом обществе возникла своя мораль. Учитель зачитывает последний абзац на с. 9. Вывод: Мораль возникла в результате осознания людьми необходимости правил, которые помогали жить. Любые поступки человека можно оценить: плохой он или хороший. Знания о плохом и хорошем предавались из поколения в поколение, постепенно они перешли в нормы поведения. Слайд 10 – Существует «золотое правило морали»: Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе – Оказывается, во всех религиях есть это «золотое правило». Слайды 11, 12, 13 «Золотое правило нравственности» в христианстве, исламе, буддизме ∙ «Возлюби ближнего своего» – одна из основных заповедей христианской культуры, Библия. ∙ «Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах», «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя» – цитаты из Корана для мусульман. ∙ «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову» – заповедь буддизма. Слайд 14 –Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали? - Какого человека можно назвать культурным? |
Ответы детей. (культура поведения, культурный человек, год культуры) Работа в группах От каждой группы выступает представитель В толковом словаре Ожегова: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. В толковом словаре Даля: Дружба - обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; По ходу рассказа делают записи в тетради Работа с иллюстрациями в учебнике стр. 8-9. Ответы детей (русской, узбекской, восточных стран) - Какие виды культуры существуют? По ходу рассказа делают записи в тетради Работа в группах – распределяют карточки в соответствии с инструкцией Проверка выполнения задания - материальную культуру и духовную - Не узнали: что такое мораль и как она возникла. Работа с учебником – выборочное чтение. -Политическая, правовая, мораль. Делают записи в тетради - Читать мораль, мораль той басни такова - Поучение. Работа с учебником. Стр.9 Находят определение: Мораль – система норм и ценностей, регулирующие поведение людей. Рассматривают иллюстрации. Высказывают предположения. (возникновение определенных правил, обычаев) Слушают рассказ учителя
доброта, сострадание, забота, уважение, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть, милосердие, щедрость Ответы детей | Познавательные УУД - извлекать информацию из текста; -строить речевое высказывание в устной форме; - делать выводы на основе анализа объектов; - осуществлять синтез, составлять целое из частей; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе; |
4. Применение теоретических знаний на практике | Работа в парах – А сейчас, я предлагаю вам выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество. (Примеры: 1. Ваш товарищ просит списать домашнее задание, как вы поступите? Выскажите своё отношение к данному поступку. 2. Ваш друг подвернул на футболе ногу, и вы помогли ему дойти до дому. Но опоздали к ужину, и мама вас пожурила. Как вы объясните маме почему задержались?) - А как, по-вашему, может ли культура существовать без морали? – Цицерон сказал, что культура – это возделывание души человека. – Поэтому понятия «культура» и «мораль» стоят так близко. ВЫВОД: Таким образом, мы с вами сегодня выяснили, что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по-настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека. - Поиграем в игру «Осуждаем-одобряем » Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не будут осуждаться. Слайды 15-32 (Долго болтать по телефону. Навестить больного человека. Обманывать родителей. Помогать престарелым людям. Работать на школьном огороде. Ходить грязным. Оставить в беде малыша. Защитить малыша от собаки. Испугаться грозы. Сделать кормушки для птиц. Обижать животных. Оказать помощь, попавшему в беду человеку. Спасти животных. Сделать скворечники. Уборка в классе. Игры на переменах. Дарить подарки к дню рождения.) | В парах придумывают ситуацию, демонстрируют результат совместной работы Нет.– Мораль является элементом культуры Показывают ответ при помощи сигналов. Зеленый цвет – одобряются, красный – осуждаются. | Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе; Личностные результаты - анализировать свои поступки с точки зрения общечеловеческих норм |
5. Проверка полученных результатов. Коррекция | - Что такое культура? - Какие виды культуры вы знаете? - Что такое мораль? - Нужна ли мораль человеку? - Как можно связать слова мораль и культура? - Продолжите предложение: «Культурный человек – это…» - А теперь предлагаю вам проверить себя. Тест «Как я понимаю моральные нормы?» Слайд 33 Проверка – ключ на слайде, оцените свои ответы в баллах, подсчитайте общее количество баллов. Слайд 34 Результаты теста (Приложение) | Выполняют тест «Как я понимаю моральные нормы?» Самопроверка | Познавательные УУД - строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; |
6. Рефлексия | - Какую цель мы ставили сегодня перед собой? Достиг ли урок цели? -Поделитесь: какие выводы вы для себя сделали, закончив предложение: Слайд 35 Сегодня я узнал… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Было интересно… | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. | |
Домашнее задание | Задание 4 на стр 9. Вместе с родителями составьте свой свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье. Запишите в тетради. |
Приложение
Тест «Как я понимаю моральные нормы?»
Выбери правильный ответ
1 Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:
а) Извиниться, вернуть деньги покупателю б) отпустить с миром; в) отобрать все имущество и посадить в тюрьму.
2 Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то:
а) пройдете мимо б) попросите отпустить собаку; в) присоединитесь к ним.
3 Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:
а) вы сделаете это; б) вы этого не сделаете и получите « 2»; в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.
4 Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:
а) внимательно выслушаете и благодарите; б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете. в) огрызаюсь
5 Если кто-то в классе отлично учится и радуется жизни, то:
а) это доставляет вам неприятные ощущения; б) у вас появляется желание унизить отличника; в) вы радуетесь его успехам.
6 Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы:
а) испытываете неловкость; б) просите изменить лексикон; в) поддерживаете разговор в том же духе.
7 Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:
а) категорически отказываете; б) спрашиваете: «А что мне за это будет?»; в) выполняете просьбу с легкой душой.
8 Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то:
а) у вас возникает неприятное чувство; б) не обращаете внимания; в) смеетесь над ним.
Оценка ответов
Ответ | Вопрос1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | Вопрос 6 | Вопрос 7 | Вопрос 8 |
а | 10 | 5 | 3 | 10 | 5 | 5 | 3 | 10 |
б | 5 | 10 | 10 | 5 | 10 | 10 | 5 | 5 |
в | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 10 | 3 |
Результаты
60 – 80 очков У вас есть возможность прожить жизнь по-человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.
33 – 59 очков Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать «прорыва» легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.
24 – 32 очка Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем, поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».
Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстраци...
Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс
Цели и задачи:1. познакомить с понятиями «добро и зло»;2. воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....
по Основам религиозных культур и светской этики. Тема урока: «Дружба», 4 класс.
Технологическая карта урока Предмет: ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики. Количество часов: 1 час. Класс: 4 классБазовый: учебник: Основы религиозных культур и светс...
Урок по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: « Россия наша Родина»
Тема:«Россия –наша Родина»Цель урока: __ Расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Определить отношение каждого ученика к Родине. Задачи:— Формиров...
Основы религиозных культур и светской этики Тема урока: «Дружба» Модуль «Основы светской этики»
Цель: развитие духовных ценностей у детей через формирование понятия-дружбана основе разбора рассказа В.Ю.Драгунского«Он живой и светится…»Задачи.Образовательные: Углубить пре...