Программа "Разноцветный мир" (дополнительное образование школьников)
рабочая программа (2 класс) на тему

МАТЮХИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Программа "Разноцветный мир" построена так, чтобы дать детям более полную связь искусства с жизнью.Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности.Художественные знания, умения и навыки являются основными средствами приобщения к художественной культуре.Сначала способы художественного освоения выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных, доступных видов художественной деятельности. Затем эти начальные знания помогают в более широком познании художественной деятельности. У детей развивается наблюдательность, умение видеть, чувстврвать, сопереживать. Программа - 5 недельных часов. Отметки не выставляются, дети находятся "на  одном уровне". Желание рисовать, лепить, фантазировать, работать с другом в паре появляется даже у самых необщительных детей, которые раскрываются в своих работах. Это программа 1 года обучения. Программа 2 года опробируется мной только в этом году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raznocvetnyy_mir.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение  «Кадетская школа»

 г Сосногорска Республики Коми

Дополнительная образовательная программа

 «Разноцветный мир

Направленность

Художественно-эстетическая

Для обучающихся  -8-9 лет

Срок реализации – 9 месяцев

Составитель:

Матюхина Наталья Николаевна

Сосногорск

2011

Пояснительная записка

             Программа «Разноцветный мир» художественно-эстетической направленности. Целью преподавания изобразительного искусства в данном объединении является формирование художественной культуры личности и художественно-эстетическое воспитание, что неразрывно связано с культурой духовной.

              Программа построена так, чтобы дать  детям представление о взаимодействии искусства с жизнью. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности: архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладные искусства. Художественные знания, умения, навыки являются основными средствами приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно- образных языков. Сначала способы художественного освоения выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности, затем эти начальные знания помогают в более сложном осознании искусства. У детей развивается наблюдательность, умение видеть, чувствовать, сопереживать.

               Для развития эмоционального восприятия и образного мышления в программу внесено комплексное воздействие музыкальных, поэтических, художественных образов.

Программа является модифицированной, она составлена на основе программы педагога дополнительного образования  Г.И.Черкас  «Изобразительное искусство».

Цель: формирование художественной и духовной культуры личности через освоение навыков творческого труда.

Задачи:

В обучении: Постепенное знакомство с тремя видами художественной деятельности. Игровая, образная форма приобщения: «Три брата – мастера – мастер Изображения, мастер Украшения и мастер Постройки». Обучение детей первичному опыту владения доступными материалами (пластилин, глина, бумага, гуашь, мелки). Приобщение детей к искусству как к культуре, приобщение к культуре своего народа. Познание связей искусства с жизнью. Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Формирование навыков рисования с натуры, по памяти и представлению.

В воспитании: Воспитание эстетического и художественного вкуса, усидчивости, трудолюбия, аккуратности в работе.

В развитии: Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза, образного мышления, художественного восприятия, фантазии, ассоциативного мышления; развитие пластики и координации движения рук; развитие эмоционального и духовного мира ребенка через комплексное воздействие музыки, поэтического слова и художественного образа.

Срок реализации программы –  9 месяцев

Возраст занимающихся: 8-9 лет.

Формы занятий: мини-лекция, практические занятия, беседы.

Формы подведения итогов: выставки работ.

По окончании обучения учащийся должен

 знать:

  1. Выразительные возможности художественных материалов: краска, гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
  2. Первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн;

уметь:

  1. Представлять три вида художественной деятельности;
  2. Изображать предметный мир, растения и животных, человека на плоскости и в объеме, понимать симметрию;
  3. Развивать свои познавательные и наблюдательные способности;
  4. Развивать фантазию, воображение;
  5. Учиться рисовать по памяти и представлению.

Учебно-тематический план.

 №п/п

Название раздела

Количество часов

теория

практика

всего

Вводные занятия

1

-

1

Виды изобразительного искусства

1

4

5

«Ты изображаешь»

2

12

14

«Ты украшаешь»

2

12

14

«Ты строишь»

2

12

14

Волшебные кр

2

12

14

Мир фантазий

2

18

20

Сказочные герои

2

18

20

Природа и мы

2

14

16

Моя любимая игрушка

2

14

16

Профориентация

2

8

10

ИТОГО:

20

124

144

Содержание программы:

Название раздела

Название темы

Количество часов

Вводные занятия

Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление с планом работы. Правила поведения во время занятий, техника безопасности. Принадлежности и материалы.

Рассказ «Три брата-мастера: мастер Изображения, мастер Украшения и мастер Постройки"

1

Виды изобразительного искусства

Теория. Знакомство с видами изобразительного искусства: графика, живопись, архитектура, скульптура,

Декоративно-прикладное искусство. Значение видов изобразительного искусства в жизни человека.

1

Практика Посещение музеев, выставок. Чтение и рассматривание книг об изобразительном искусстве

2

Практика. Мои впечатления о выставках (выполнение работ с помощью красок, гуаши и пластилина)

2

«Ты изображаешь»

Теория. Беседа с детьми о мастере Изображения. Фрагменты природы. Животные коми края. Схожесть и отличия. Умение зрительно находить простые формы.

2

Практика. Рисование животных коми края

2

Практика. Лепка животных коми края.

2

Практика. КТД. Аппликация на тему «Богатство Коми края.

2

Практика: Изображение зверушки из пятна.

2

Практика: Изображение растения из пятна

2

Практика: Изображение зверушки из пятна используя иллюстрации к книгам о животных Е.Чарушиной, В.Лебедевой, Т.Мавриной и др.

2

«Ты украшаешь»

Теория. Украшение создает природа.

2

Практика. Украшение бабочки

2

Практика. Украшение матрешки по вырезанной заготовке.

2

Практика.Украшаем дом. Интерьер дома.

2

Практика. Украшаем фасад дома.

2

Практика. Украшаем коми посуду.

2

Украшение коми одежды (работа группами)

2

«Ты строишь»

Теория. Дом для себя. Разные дома для разных дел.

2

Практика. Изображение придуманного для себя дома.

2

Практика. КТД. «Строительство нашего дома»

2

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов.

2

Практика. Постройка домиков для сказочных героев

2

Практика. Зоопарк. Лепка разных зверей зоопарка – конструкции из пластилина и коробочек.

2

Волшебные краски.

Теория. Знакомство и работа с краской в форме игр «Прижми и отпечатай», «Забавные картинки», «Веселые кляксы»

2

Практика. Упражнение в смешивании трех основных цветов. Смешивание трех основных красок.  Изображение цветов на полном листе А-4 (по памяти и впечатлению)

2

Практика. Рисование цветового круга. Выполнение упражнений6 вливание цвета в цвет, растягивание цвета от светлого к темному; ровное покрытие одним цветом.

2

Практика. Работа по мокрому. «Подводный мир», «Подводное царство». Работа с кистью: всем ворсом и концом кисти. Рисование дождя, солнца. Травки, волн приемами мазков.

2

Практика. «Нарядные деревья». Рисуем ножницами. Аппликация. Вырезание нарядных деревьев из цветной бумаги.

2

Практика. КТД Аппликация и рисование «Яркая поляна»

2

Мир фантазий

Теория. Изображение и фантазия. Умение фантазировать.

2

Практика. Изображение сказочных, несуществующих животных, соединяя воедино элементы разных животных и растений.

2

Практика Изображение сказочных, несуществующих птиц, соединяя воедино элементы разных птиц и растений.

2

Практика. Мир несуществующих животных – рисунок.

2

Практика. Лепим несуществующего животного.

2

Практика. Создание украшения на головном уборе.

2

Практика. Создание украшения на заданной форме (воротничок)

2

Практика. Создание украшений на заданной форме

( закладка)

2

Практика. «Мир моих фантазий» (выполнение работ по своему усмотрению)

2

Практика. Аппликация «Подводный мир»

( индивидуально – коллективная работа)

2

Сказочные герои

Теория. Животные. Характер изображаемых животных.

2

Практика. Изображение веселых животных.

2

Практика. Изображение угрожающих животных.

2

Практика. Изображение стремительных животных.

2

Практика. Изображение добрых животных.

2

Практика. Рисуем зоопарк (работа в парах)

2

Теория. Люди. Характер людей в изображении6: мужской образ, женский образ. Использование сюжетов сказки.

2

Практика. Изображение доброго и злого воина

2

Практика. Изображение падчерицы и мачехи.

2

Практика. Изображение Иванушки Дурачка.

2

Природа и мы.

Теория. Природа и мы. Изображение природы в разных состояниях.

2

Практика. Изображение контрастных состояний природы (небо летом и осенью)

2

Практика. Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное)

2

Практика. Аппликация. Море.

2

Практика. Вырезание контрастных деревьев из цветной бумаги.

2

Практика. КТД. Оживление осеннего пейзажа.

2

Практика. Рисуем по-мокрому «Зимний день»

2

Практика. КТД. Оживление зимнего пейзажа.

2

Моя любимая игрушка.

Теория. «Театр кукол». Кукольный театр на ладошке – каждый пальчик – «артист».

2

Практика. Рисование своей руки на бумаге и придумывание сказочных персонажей для пальчиков. («Колобок», «Репка» и др.)

2

Практика. Рисование своей руки и придумывание образов для пальчиков самостоятельно (фантазируем)

2

Практика. Рисование с натуры любимую игрушку.

2

Практика. Аппликация «Папин автомобиль».

2

Практика. Рисование простым карандашом «Я хочу игрушку»

2

 Практика. Лепка игрушки – свистульки из пластилина.

2

Практика. Роспись игрушки.

2

Профориентация.

Теория. Беседа о профессиях.

2

Практика. Рисование на тему «Кем я хочу быть»

2

Практика. Рисование на тему «Профессии наших мам и пап».

2

Практика.  Рисование на тему «Профессии в нашем городе»

2

Практика.  Рисование на тему (простой карандаш) «Инструменты в различных профессиях»

2

Этапы педагогического контроля:

Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

 Форма подведения итогов

Сентябрь

Умение рассматривать, сравнивать, а также работать с мелками, цветными карандашами, пластилином

Рисование животных коми края

Октябрь

Умение работать ножницами, конструировать, знать простейшие геометрические фигуры

Выполнение аппликации на коврике из геометрических фигур

Ноябрь

Умение конструировать, работать с  пластилином

Конструкция – зоопарк, лепка разных животных

Декабрь

Умение смешивать краски, работать кистью, знание некоторых приемов мазков. Умение различать теплые и холодные  цвета, состояния природы.

Рисование по мокрому композиций «Подводный мир», «Подводное царство».

Январь

Умение фантазировать, изображать несуществующие предметы.

Рисование несуществующих животных

Февраль

Умение наблюдать. Умение видеть окружающую красоту и отображать ее в рисунке

Составление композиции «Фантастический город»

Март

Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного, человека, являющихся героями литературных произведений

Рисование сказочных героев. Лепка добрых и злых сказочных героев.

Апрель

Умение почувствовать и выразить в изображении характер природы

Изображение моря, неба в разных состояниях.

Май

Умение различать профессиональную деятельность людей

Знания и умения полученные в течение года.

Рисование на тему»Все профессии важны, все профессии нужны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Методическая разработка открытого урока по изготовление ростовых цветов в рамках дополнительного образования школьников

Методическая разработка  открытого урока по изготовление ростовых цветов в рамках дополнительного образования школьников...

Доклад "Театральная педагогика как форма интеллектуальных игр в дополнительном образовании школьников"

Доклад "Театральная педагогика как форма интеллектуальных игр в дополнительном образовании школьников" на Открытом городском фестивале по игре "Что? Где? Когда?" среди учащихся 1-4...

Учебный план занятий по "Физике роботов" в дополнительном образовании школьников

В современном мире используется все больше механизмов и роботов: в производстве, в медицине, в быту и других областях. Незаметно роботы вторглись и во всю нашу повседневную жизнь. Сегодняшние школьник...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»...