Стрессовая ситуация, как быстро оказать себе помощь
статья
В современной России требуется образование, в котором роль науки распространяется на все компоненты образовательного процесса. В образовательной среде учащиеся получают навыки социализации которые необходимы для развития гармоничной целостной личности. Поэтому, правильная организация поликультурного педагогического процесса, использование нетрадиционных подходов в работе психолога, в работе с родителями, педагогическое и психологическое сопровождение каждой отдельной личности ребенка так необходима в наши дни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» «Я – ЛИЧНОСТИ» КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНОГО И ИНТЕЛЛИГЕНТНОГО ОБЩЕСТВА
Обновляющаяся Россия находится на пути к новому порядку. Поэтому современной России требуется образование, в котором роль науки распространяется на все компоненты образовательного процесса. Научные смыслы выступают основными единицами образовательной матрицы и включают личность ребенка в образовательный процесс жизнедеятельности реалий по поддержанию, сохранению и обеспечению «психологического здоровья».
Школьное обучение в наше время является обязательным для всех детей. Без получения аттестата рассчитывать на благополучную жизнь крайне сложно. Чтобы найти свое место в современном обществе каждому человеку приходиться прожить часть своей жизни в «учении» в школе, в «постижении знаний». Поэтому очень важно это время посвященное образованию провести в комфортной и безопасной обстановке (насколько это возможно). За крайне короткий срок нужно усвоить много знаний, получить необходимые умения и стать самодостаточным человеком.
Именно за формирование самодостаточной личности и отвечает «психологическое здоровье», которое в свою очередь и обеспечивает безопасность в образовательной среде.
Один из основных психологических принципов гласит «не навреди», думаю что свое место этот принцип должен найти и в образовательном процессе как «исходной территории». С точки зрения педагогики образование вооружает ребенка знаниями, умениями и навыками. А психология должна вооружить средствами самопонимания, самопринятия, самопознания, и саморазвития, чтобы определить свое место в жизни (в соответствии с его возрастом).
Еще В.А.Сухомлинский писал: «Огромную роль играет эмоциональная окраска. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов». Именно образовательная среда пробуждает весь спектр эмоций. Учащиеся сталкиваются с новыми для себя ситуациями, познают мир с разных сторон, открываются для себя новые человеческие отношения, поэтому так важно обеспечить условия доброжелательности, уважения, дружбы, взаимопомощи и взаимопнимания.
Эксперты «всемирной организации здравоохранения» считают, что воспитание ребенка в школе оказывает существенное влияние на его психосоциальное развитие. Именно в образовательной среде учащиеся получают навыки социализации которые необходимы для развития гармоничной целостной личности. Именно здесь субъекту ученику передается потенциал предшествующего развития поколений и идет становление смысловой сферы, обращенной внутрь субъекта и влияющий на его жизненную позицию, поведенческий и социальный выбор.
Во время получения образования ребенок взаимодействует с субъектами образовательного пространства – общается со взрослыми (педагоги), детьми (одноклассники, школьники из других классов), взаимодействует с информационной средой (получение и усваение знания). С первых дней пребывания ребенка в образовательной среде характер его взаимоотношений с субъектами образовательного пространства каждый день меняется. 1)Появляется новый вид деятельности, предъявляющий ранее неизвестные требования. 2)Появляются новые люди, которые начинают влиять как на изменение характера педагогического, социального общения , так и на развитие всех сторон личности ребенка. 3)Происходит переоценка той системы ценностей, которая сформировалась в условиях дошкольного детства, т.к. теперь он школьник, т.е. человек, имеющий формальный социальный статус.
Все это способствует возникновению определенных трудностей и травмирующих ситуаций. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром. Согласно определению, даваемому психологами Т.Томашевским и М.Тышковым, какая-либо ситуация становится трудной, если возникает несоответствие между ее основными элементами: потребностями (целями) человека, его возможностями и условиями деятельности. Иначе говоря, трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.) и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями.
В школьном возрасте дети могут столкнуться со следующими травмирующими ситуациями связанными с образовательной средой, а именно: ситуации связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности; ситуации связанные со снижением ценности «Я»; ситуации связанные с некомфортностью в общении, неприятие детским коллективом, педагогом, враждебное отношение педагогов, смена школьного коллектива; нерациональная организация образовательного процесса, стрессовая среда на уроках, авторитаризм (стрессовая педагогика) учителя, игнорирование учителем его индивидуальных особенностей и механизмов психики, недостаточный уровень культуры здоровья учителя, его ориентация на «зуновскую» образовательную парадигму.
Существуют и типично учебные стрессовые ситуации, с которыми учащиеся сталкиваются практически ежедневно: ответ ученика перед классом, получение плохой отметки, неудовлетворенность родителей успеваемостью детей, неспособность справиться с учебной нагрузкой.
Оградить, или полностью исключить влияние школьных трудностей на детей невозможно, но можно (и наверное нужно) научить противостоять им т.е. научить учащихся ценить, формировать и укреплять свое здоровье. Для решения данной задачи необходима целостная система учебно-воспитательной работы которая организует здоровьеориентированный образовательный процесс. Очень большую роль в этой системе играет педагог, его личность, стиль его педагогической деятельности, методы и приемы используемые при преподавании.
На помощь учителю приходят ученые, которые предлагают разные варианты решения проблемы сохранения здоровья учащихся на уроке и вне урока. Условно выделили пять научных подходов. Гигиенический подход заключается в снижении внешних отрицательных факторов воздействия на здоровье учащихся посредством регламентации образовательного процесса и отдельных его видов. Психологический подход основывается на учете возрастных особенностей детей. Технологический подход состоит из совокупности здоровьесберегающих методов, приемов, используемых учителем на уроке и вне урока. Психофизиологический подход – учет индивидуальных особенностей учащихся. И самый оптимальный комплексный подход объединяет все вышеперечисленные подходы и дает возможность социализации личности, т.е. вхождения ученика в образ «Я – личности» - универсального субъекта с устойчивым «психологическим здоровьем»
Белухин Д.А. считает, что основная техника действия учителя должна быть основана на самогенном (порождающем здоровье) мышлении. Данная техника включает в себя три компонента: бессловесные действия (эмоциональный настрой, физическое самочувствие и способы психологической «пристройки» к объекту воздействия), словесные действия (стиль педагогической деятельности), внутренняя техника (контроль за психологическим состоянием). Очень большую роль играет личность педагога, его стиль преподавания, педагогическая концепция. Известно, что обучение может быть когнитивно-ориентированным, когда главное — выполнить учебную программу любой ценой, когда личность ученика, его запросы и интересы отступают на второй план, и личностно-ориентированным, это развивающее обучение, учитывающее интересы и стремления ученика, предполагающее, в своём крайнем выражении, педагогическое общение в стиле гуманистической психологии. Естественно, что личностно-ориентированное обучение способствует уменьшению вероятности нанесения психических травм по сравнению с когнитивно-ориентированным обучением. Так происходит становление личностно-ориентированной модели научного образования в поликультурном образовательном пространстве.
Здоровье учащихся напрямую связанно с качеством образования. Качество образования - это интегральное понятие, представляющее синтез духовных, психофизических, интеллектуальных, творческих, экономических и др. сторон жизни. Для того, чтобы повышалось качество необходимо обновлять содержание в соответствии с современными требованием общества. По каким же основными принципам отбирать и выстраивать современное базисное содержание образовательного процесса, чтобы обеспечить учащимся психологическую безопасность? Содержание образования должно: иметь развивающий характер; системный характер; включать в себя интегративное знание; вводить детей в мир культуры не только родной, но и других народов – иными словами обеспечивать поликультурное воспитание; учитывать особый подход к здоровью ребенка, оберегающий и укрепляющий его психику. Стимулом для здоровьесбережения может стать: совершенствование содержания образовательного процесса (новые образовательные программы и педагогические технологии, личностно-ориентированная модель научного образования), правильная организация поликультурного педагогического процесса, использование нетрадиционных подходов в работе психолога, в работе с родителями, педагогическое и психологическое сопровождение каждой отдельной личности ребенка).
На основе вышеизложенного полагаю: процесс обновления России как «общее» выступает первопричиной и основанием для развития научного образования как «особенного»; процесс обновляющегося научного образования выступает в качестве «исходной территории» как «общее» и являются первопричиной и основанием становления и утверждения личностно-ориентированной модели как «особенного»; образовательная матрица научных смыслов поликультурного пространства личностно-ориентированной модели как «общее» выступает основанием для включения личности ребенка в образ «Я – личности», т.е. универсального субъекта, активно участвующего в образовательном процессе жизнедеятельности реалий по поддержанию, сохранению и обеспечению «психологического здоровья» как «особенного»; «психологически здоровая» толерантная и интеллигентная личность человека как «особенное» в свою очередь формирует толерантное, интеллигентное общество и является его основанием в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стрессовые ситуации в школе
на родительских собраниях необходимо родителям сообщать о трудностях и стрессах,которые испытывают дети, способы решения этих проблем...

Первая помощь в острой стрессовой ситуации
В стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений! Исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении жизни)Сосчитайте до десяти! (совет от наших предков)Старайтесь пра...

Профилактика стрессовых ситуаций и эмоционального выгорания педагога
Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно дл...

Тренинг "Преодоление стрессового состояния"
Все больше людей жалуются сегодня на стресс. Наша профессия предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянного цейтнота и рас...

Профилактика стрессовых и конфликтных ситуаций в образовательном процессе? Мастер-класс
Здравствуйте, У каждого человека за период его жизни могут возникнуть межличностные проблемы или конфликты. У учителя, поверьте мне, их в разы больше. Сегодня мы с вами попробуем разобрать несколько с...
Родительское собрание "Как преодолеть стрессовые ситуации".
Стрессовые ситуации бывают в жизни разных людей. он особенно тревожно родителям. когда стресс у ребенка....