Развивающая программа для младших школьников «В поисках маленького принца»
рабочая программа (1 класс) по теме

Гришина Елена Адольфовна
Я работаю учителем начальных классов в средней школе №5.Исходя из концепции школы главная цель учителя в начальном звене - это ПРОБУДИТЬ ДУШУ РЕБЕНКА. И это понятно, потому что характерной чертой особенностью детей младшего школьного возраста является повышенная эмоциональность, впечатлительность и отзывчивость. И я как учитель начального звена работаю над реализацией этой цели.С этой целью была создана программа, составленная вместе с психологом. Развивающая программа для младших школьников «В поисках маленького принца»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Саха

( Якутия )

Муниципальное образовательное учреждение

Алданского района

«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский »

678944 Республика Саха ( Якутия ) пос. Ленинский ул. Ленина ,34а, тел. 52-5 -16


Утверждаю: ____________

Зам. директора по ВР: Окладникова З.Н.

Развивающая программа для младших школьников

«В поисках маленького принца»

Сроки реализации 1 – 4 класс

Кл. руководитель Гришина Е.А

Цель: Создать условия для осуществления целенаправленной психолого-педагогической работы, осуществляемой совместно педагогами, родителями и школьным психологом по созданию системы профилактики возможных трудностей у первоклассника с целью его успешного обучения в школе.

Прогнозируемый результат деятельности:

  1. создание определённой структуры межличностных отношений в детском коллективе,
  2. выявление статуса каждого ребёнка,
  3. снижение тревожности,
  4. формирование адекватной самооценки детей,
  5. развитие произвольной сферы детей
  6. развитие эмоциональной сферы детей;
  7. обучение приемам регуляции и саморегуляции.

Блоки программы

Первый блок: Дети

Задачи:

  1. Повышение уровня интеллектуальной зрелости ребёнка через расширение его кругозора, запаса знаний, представлений об окружающем мире;
  2. Развитие познавательных процессов;
  3. Развитие произвольной сферы, саморегуляции;
  4. Формирование и развитие коммуникативных умений;
  5. Развитие речи и фонематического слуха;
  6. Развитие координации движений, мелкой моторики, пространственной ориентации;
  7. Формирование мотивов, побуждающих к учению.
  8. развитие способности выражать эмоции вербально и невербально;
  9. Формирование умения выражать негативные эмоции социально приемлемым способом;

Формы работы с детьми:

Дети отправляются в путешествие по планетам на поиски Принца, который заблудился в Звёздном небе. Принц разыскивал Настоящего Друга, оставляя детям различные следы (задания). Дети попадают на следующие планеты:

1. Тайн и загадок: Хозяйка – педагог-психолог (развитие познавательных процессов).

2. Звёздный Лабиринт: хозяйка – учитель

3. Хранителя Знаний: Хозяйка – учитель (развитие кругозора, запаса знаний, представлений об окружающем мире, счёта)

4. Риторика: Хозяйка – логопед (развитие речи, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук)

5. Психогимнастика: Хозяйка – психолог (развитие произвольности, эмоционально-волевой сферы)

6. Сказочный театр: Хозяйки – педагог-психолог, учитель ИЗО (развитие эмоционального интеллекта, разрешение эмоциональных затруднений, выработка и развитие универсальных коммуникативных навыков, снятие поведенческих зажимов, развитие воображения, памяти, речи, пластики, обретение «чувства значимости» в коллективе ровесников).

7. Пальчиковый театр: Хозяйки – педагог-психолог, учитель ИЗО (стимуляция речевой активности, развитие внимания, воображения, мышления, выработка ловкости, умения управлять своими движениями, овладения разнообразными формами ручного труда).

Второй блок: Родители.

Задачи:

  1. Повысить личностную компетентность родителей в области познавательной, поведенческой, коммуникативной сфер их детей.
  2. Способствовать оптимизации взаимоотношений «ребёнок-родитель», «родитель-педагог», «родитель-родитель»;
  3. Предоставлять родителям рекомендации, направленные на оказание помощи детям во время  обучения в начальной  школе;
  4. Научить родителей умениям и навыкам, необходимых для совместной детско-родительской деятельности;

Формы работы с родителями: лекции, индивидуальные консультации, рекомендательные письма, мини-тренинги, мастерские, совместные с детьми праздники.

Третий блок: Педагоги («Мастера игры»).

Задачи:

  1. Выявление особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
  2. Отслеживание и анализ психического состояния каждого ребёнка во время занятий, причин его успешности или неуспешности;
  3. Определение стратегии работы с конкретным ребёнком.

Формы работы с педагогами:

1. «Звёздный Совет» (анализ занятий, подведение итогов дня, недели, четверти, планирование).

2. Работа со «Звёздными картами» (педагоги ведут дневнички настроения детей, фиксируют данные о настроении и самочувствии детей).

3. Работа с психолого-педагогическим дневником (результаты наблюдений за каждым ребёнком записываются в дневник с целью определения стратегии работы с детьми в учебно-воспитательном процессе).

Содержание занятий

Программа рассчитана на  время обучения в начальной школе.  Занятия проводятся в классе- группе один раз в неделю, продолжительность одного занятия 40 минут. Оптимальное количество участников 10-15 человек.

Занятия посвящены развитию у младших школьников определенной системы отношений к миру и себе в нем, готовности к саморазвитию и самопознанию, творческого отношения к деятельности.

Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительный этап, основной этап, заключительный этап.

Подготовительный этап

Цели:

  1. Создание положительного настроя в группе.
  2. Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
  3. Тактильное соприкосновение друг с другом.
  4. Развитие положительной самооценки.
  5. Основные процедуры разминки – это приветствия и упражнения на контакт.

Основной этап

Основной этап выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Он включает в себя беседы, дискуссии, игры, упражнения, задания на развитие субъектных качеств личности.

Заключительный этап

Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности, выявление трудностей и успехов, имеющих место в ходе занятий, всех и каждого; создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

 Принципы работы в группе: 

  1. методологический принцип работы в группе развития – развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие аффективно-потребностной сферы ребенка;
  2. субъектное отношение к ребенку;
  3. индивидуальный подход, учитывающий “зону ближайшего развития” ребенка;
  4. доброжелательные и дружелюбные отношения с детьми, недопустимость менторской позиции и порицания за неуспех;
  5. положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость;
  6. развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
  7. развитие у детей эмпатии, толерантности по отношению к миру и самому себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа для младших школьников по краеведению "Мы маленькие граждане своей большой страны"

Данная программа построена из трех блоков, связанных между собой: экологическое краеведение, историческое краеведение, литературное краеведение. Программа призвана изучать историю родного края, формир...

Психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития».

Цель данного курса: познавательно-личностное развитие школьников, формирование умения осуществлять различные умственные действия; развитие самостоятельности, способности к рассуждению, самоконтроля, с...

Программа коррекционно –развивающих занятий для младших школьников «От сердца к сердцу»

Детство - процесс развития, процесс насыщения растущих людей взрослым миром. Детство представляет собой взаимодействия ребенка с взрослым миром, целью этого взаимодействия является взросление ребенка,...

Формирование познавательной активности младших школьников. Проблемы. Поиски. Решения.

Интеллектуальные возможности личности, по мнению многих педагогов и психологов, являются одним из базовых психологических ресурсов, которые лежат в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной ...

Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников

Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников...

Праздничная концертная программа ко Дню космонавтики, или приключения Маленького принца. Авторы: Балашова Н.И., Бордовская Т.И.

Концертная программа ко Дню космонавтикидля учащихся 1-6 классаУчаствуют танцевальная группа, хор.Авторы: Н.И.Балашова, Т.И.Бордовская...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Маленький принц»

          Программа «Маленький принц» представляет собой сюжетно — ролевую игру младших школьников. Сюжет игры основан на произведении  Антуана ...