Развивающая программа для младших школьников «В поисках маленького принца»
рабочая программа (1 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Республика Саха
( Якутия )
Муниципальное образовательное учреждение
Алданского района
«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский »
678944 Республика Саха ( Якутия ) пос. Ленинский ул. Ленина ,34а, тел. 52-5 -16
Утверждаю: ____________
Зам. директора по ВР: Окладникова З.Н.
Развивающая программа для младших школьников
«В поисках маленького принца»
Сроки реализации 1 – 4 класс
Кл. руководитель Гришина Е.А
Цель: Создать условия для осуществления целенаправленной психолого-педагогической работы, осуществляемой совместно педагогами, родителями и школьным психологом по созданию системы профилактики возможных трудностей у первоклассника с целью его успешного обучения в школе.
Прогнозируемый результат деятельности:
- создание определённой структуры межличностных отношений в детском коллективе,
- выявление статуса каждого ребёнка,
- снижение тревожности,
- формирование адекватной самооценки детей,
- развитие произвольной сферы детей
- развитие эмоциональной сферы детей;
- обучение приемам регуляции и саморегуляции.
Блоки программы
Первый блок: Дети
Задачи:
- Повышение уровня интеллектуальной зрелости ребёнка через расширение его кругозора, запаса знаний, представлений об окружающем мире;
- Развитие познавательных процессов;
- Развитие произвольной сферы, саморегуляции;
- Формирование и развитие коммуникативных умений;
- Развитие речи и фонематического слуха;
- Развитие координации движений, мелкой моторики, пространственной ориентации;
- Формирование мотивов, побуждающих к учению.
- развитие способности выражать эмоции вербально и невербально;
- Формирование умения выражать негативные эмоции социально приемлемым способом;
Формы работы с детьми:
Дети отправляются в путешествие по планетам на поиски Принца, который заблудился в Звёздном небе. Принц разыскивал Настоящего Друга, оставляя детям различные следы (задания). Дети попадают на следующие планеты:
1. Тайн и загадок: Хозяйка – педагог-психолог (развитие познавательных процессов).
2. Звёздный Лабиринт: хозяйка – учитель
3. Хранителя Знаний: Хозяйка – учитель (развитие кругозора, запаса знаний, представлений об окружающем мире, счёта)
4. Риторика: Хозяйка – логопед (развитие речи, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук)
5. Психогимнастика: Хозяйка – психолог (развитие произвольности, эмоционально-волевой сферы)
6. Сказочный театр: Хозяйки – педагог-психолог, учитель ИЗО (развитие эмоционального интеллекта, разрешение эмоциональных затруднений, выработка и развитие универсальных коммуникативных навыков, снятие поведенческих зажимов, развитие воображения, памяти, речи, пластики, обретение «чувства значимости» в коллективе ровесников).
7. Пальчиковый театр: Хозяйки – педагог-психолог, учитель ИЗО (стимуляция речевой активности, развитие внимания, воображения, мышления, выработка ловкости, умения управлять своими движениями, овладения разнообразными формами ручного труда).
Второй блок: Родители.
Задачи:
- Повысить личностную компетентность родителей в области познавательной, поведенческой, коммуникативной сфер их детей.
- Способствовать оптимизации взаимоотношений «ребёнок-родитель», «родитель-педагог», «родитель-родитель»;
- Предоставлять родителям рекомендации, направленные на оказание помощи детям во время обучения в начальной школе;
- Научить родителей умениям и навыкам, необходимых для совместной детско-родительской деятельности;
Формы работы с родителями: лекции, индивидуальные консультации, рекомендательные письма, мини-тренинги, мастерские, совместные с детьми праздники.
Третий блок: Педагоги («Мастера игры»).
Задачи:
- Выявление особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
- Отслеживание и анализ психического состояния каждого ребёнка во время занятий, причин его успешности или неуспешности;
- Определение стратегии работы с конкретным ребёнком.
Формы работы с педагогами:
1. «Звёздный Совет» (анализ занятий, подведение итогов дня, недели, четверти, планирование).
2. Работа со «Звёздными картами» (педагоги ведут дневнички настроения детей, фиксируют данные о настроении и самочувствии детей).
3. Работа с психолого-педагогическим дневником (результаты наблюдений за каждым ребёнком записываются в дневник с целью определения стратегии работы с детьми в учебно-воспитательном процессе).
Содержание занятий
Программа рассчитана на время обучения в начальной школе. Занятия проводятся в классе- группе один раз в неделю, продолжительность одного занятия 40 минут. Оптимальное количество участников 10-15 человек.
Занятия посвящены развитию у младших школьников определенной системы отношений к миру и себе в нем, готовности к саморазвитию и самопознанию, творческого отношения к деятельности.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительный этап, основной этап, заключительный этап.
Подготовительный этап
Цели:
- Создание положительного настроя в группе.
- Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
- Тактильное соприкосновение друг с другом.
- Развитие положительной самооценки.
- Основные процедуры разминки – это приветствия и упражнения на контакт.
Основной этап
Основной этап выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Он включает в себя беседы, дискуссии, игры, упражнения, задания на развитие субъектных качеств личности.
Заключительный этап
Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности, выявление трудностей и успехов, имеющих место в ходе занятий, всех и каждого; создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Принципы работы в группе:
- методологический принцип работы в группе развития – развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие аффективно-потребностной сферы ребенка;
- субъектное отношение к ребенку;
- индивидуальный подход, учитывающий “зону ближайшего развития” ребенка;
- доброжелательные и дружелюбные отношения с детьми, недопустимость менторской позиции и порицания за неуспех;
- положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость;
- развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
- развитие у детей эмпатии, толерантности по отношению к миру и самому себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа для младших школьников по краеведению "Мы маленькие граждане своей большой страны"
Данная программа построена из трех блоков, связанных между собой: экологическое краеведение, историческое краеведение, литературное краеведение. Программа призвана изучать историю родного края, формир...
Психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития».
Цель данного курса: познавательно-личностное развитие школьников, формирование умения осуществлять различные умственные действия; развитие самостоятельности, способности к рассуждению, самоконтроля, с...
Программа коррекционно –развивающих занятий для младших школьников «От сердца к сердцу»
Детство - процесс развития, процесс насыщения растущих людей взрослым миром. Детство представляет собой взаимодействия ребенка с взрослым миром, целью этого взаимодействия является взросление ребенка,...
Формирование познавательной активности младших школьников. Проблемы. Поиски. Решения.
Интеллектуальные возможности личности, по мнению многих педагогов и психологов, являются одним из базовых психологических ресурсов, которые лежат в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной ...
Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников
Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников...
Праздничная концертная программа ко Дню космонавтики, или приключения Маленького принца. Авторы: Балашова Н.И., Бордовская Т.И.
Концертная программа ко Дню космонавтикидля учащихся 1-6 классаУчаствуют танцевальная группа, хор.Авторы: Н.И.Балашова, Т.И.Бордовская...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Маленький принц»
Программа «Маленький принц» представляет собой сюжетно — ролевую игру младших школьников. Сюжет игры основан на произведении Антуана ...