Психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития».
рабочая программа (1 класс) по теме
Цель данного курса: познавательно-личностное развитие школьников, формирование умения осуществлять различные умственные действия; развитие самостоятельности, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать своё мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rup_upr.zip | 99.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Основанием для разработки данной программы служат:
- Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (Приказ МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п).
- Программа курса «120 уроков психологического развития младших школьников». /Сост.: Н.П. Локалова. -М.: «Ось», 2011.
Актуальность курса заключается в том, что в настоящее время все понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в школе становиться невозможным. Всё чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Именно в ответ на этот запрос и была разработана психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития».
Цель курса: познавательно-личностное развитие школьников; формирование умения осуществлять различные умственные действия; развитие самостоятельности, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать своё мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формирование таких психологических качеств и умений, которые помогают школьникам усваивать учебный материал на предметных уроках.
Задачи курса:
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействие в социуме;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие общеучебных умений и навыков;
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения;
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
6. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремлённости и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
7. Формирование умения решать творческие задачи;
8. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приёмах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
Условия эффективности психологической помощи состоят в следующем:
1. Органичное включение в традиционную организацию учебного процесса в коррекционной школе.
2. Проведение психологической развивающей работы учителем в привычной для него форме.
3. Отсутствие необходимости для её реализации в переучивании учителя либо в его длительной специальной подготовке.
4. Простота материального обеспечения работы.
Внутренняя логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации, определяющего ведущий механизм психического развития. Основными принципами работы программы являются: учёт возрастных особенностей, доступность, последовательность, системность, эффективность, личностно-ориентированный подход, управляемость образовательным процессом, сочетание индивидуальной и коллективной работы.
Программа составлена с учётом основного закона психического развития – закона системной дифференциации. Его суть заключается в том, что естественный процесс развития познавательной деятельности состоит в переходе от глобально-диффузного отражения действительности к его расчленённым и дифференцированным формам. Расчленение же глобально-недифференцированных чувственных впечатлений достигается путём всестороннего развития процессов анализа и синтеза. Поэтому программа с учётом задач возрастного развития направлена на всестороннее формирование у школьников разнообразных видов и форм анализа и синтеза в различных психологических модальностях.
Центральная идея психического развития младших школьников состоит в обогащении чувственной сферы и расчленении различных чувственных впечатлений и формирование на этой основе дифференцированных когнитивных структур, служащих инструментом осуществления наглядно-образных форм мышления.
В содержание данной программы включены разнообразные по внешнему оформлению задания на звуковой и зрительный анализ, задания на осязательный и мышечный анализ, на формирование дифференцированных пространственных представлений, на развитие вербально-смыслового анализа.
Отличительной особенностью рабочей учебной программы является то, что авторская программа Н.П. Локаловой рассчитана на 30 часов, а Базисный учебный план ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» предусматривает в 0 – 1 классах 33 часа, во 2 – 4 классах 34 часа.
Сроки реализации программы: учебный курс изучается в 0 – 4 классах, 1 раз в неделю по 35 – 40 минут.
На изучение данного образовательного компонента выделяется:
0 - 1 классы – 33 часа, 1час в неделю;
2 - 4 классы – 34 часа, 1час в неделю.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (0 – 1 класс) | Второй уровень результатов (2 класс) | Третий уровень результатов (3 – 4 класс) |
Развитие сенсорно – перцептивной сферы, наглядно – образного мышления, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью. | Развитие наглядно – образного мышления и начало формирования словесно – логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода. | Формирование словесно – логического понятийного мышления, развитие произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия. |
Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:
1. Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность и, следовательно, выше развивающий эффект занятий.
2. Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков.
3. Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
4. Косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, приём цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками своё настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого – о радостном, зелёного – о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового – о тревожности, напряженности, чёрного – об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и в конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.
Формы оценивания знаний учащихся – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Предполагаемые результаты:
После окончания курса «Уроки психологического развития» учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно выполнять данное учителем задание;
2. Проявлять собственную активность в получение знаний;
3. Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
1. Личностные
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и.т.д.);
- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в «Я – концепции» социальной роли ученика и.т.д.);
- смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
2. Коммуникативные
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;
- учёт разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение слушать собеседника;
- потребность в общение со взрослыми и сверстниками.
3. Регулятивные
- целеполагание;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- саморегуляция.
4. Познавательные
- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- установление причинно-следственных связей.
Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):
- снижение уровня школьной тревожности;
- мотивация на саморазвитие;
- повышение коммуникативной компетентности;
- активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические причины трудного поведения младших школьников
Материал содержит классификацию причин трудного поведения младших школьников....
Использование психологических механизмов формирования у младших школьников грамотного письма
Рассматриваются основные методы, приемы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников....
Развивающая программа для младших школьников «В поисках маленького принца»
Я работаю учителем начальных классов в средней школе №5.Исходя из концепции школы главная цель учителя в начальном звене - это ПРОБУДИТЬ ДУШУ РЕБЕНКА. И это понятно, потому что характерной чертой особ...
психологические причины трудного поведения младших школьников
ПРЕЗЕНТАЦИЯ"психологические причины трудного поведения младших школьников"...
обобщение работы "Особенности психологического состояния и поведения младшего школьника в период школьной адаптации"
Особенности психологического состояния и поведения младшего школьника в период школьной адаптации...
Диагностика эмоционального состояния младших школьников и психологического климата в детском коллективе с помощью цвета.
Цвет, как отражение эмоционального состояния ребенка....
Проект программы по теме «Психологическая коррекция познавательной сферы младших школьников»
Система психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление недостатков психофизического развития, присущих детям с ограниченными возможностями ...