внеурочная деятельность "Народное творчество" 2 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
тематическое планирование кружка "Народное творчество" по ФГОС 1-2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochno_tematich_narodnoe_tvorchestvo_1-2.docx | 26.09 КБ |
kruzhok_narodnoe_tvorchestvo.docx | 36.3 КБ |
dekorativno.docx | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочно- тематическое планирование кружка «Народное творчество» 1 класс
№ | Название темы и раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | ИКТ | Дата проведения | |
план | факт | |||||
Старинный русский быт | ||||||
1 | Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр. | 2 | -познакомить с особенностями крестьянской одежды; -сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; -ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. | + | ||
2 | Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. | 2 | -разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта) | + | ||
Русские народные праздники | ||||||
3 | Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. | 3 | -сравнивать Медовый, Яблочный, ореховый Спасы; -нарисовать картину на тему осенней ярмарки; | + | ||
4 | Зимушка- зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. | 4 | -разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; -познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; -изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. -нарисовать картину на тему «Рождество» | + | ||
5 | Весна- веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха. | 3 | -воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы; -разучить песни и игры; -разучить игры с катанием пасхальных яиц; -нарисовать картину на тему «Масленица» | + | ||
6 | Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. | 3 | -разучить песни о завивании берёзки, хороводы; -научиться плести венки; -нарисовать картину на тему «Лето красное» | + | ||
Русские народные куклы | ||||||
7 | Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности | 1 | Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. | + | ||
8 | Кукла на картонной основе. | 4 | Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма. Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение. | + | ||
Русские народные игры | ||||||
9 | Наиболее популярные детские игры. | 3 | -разучить несколько игр (прятки, гуси- лебеди, коршун, бояре и др). | + | ||
Народные песни, загадки, пословицы | ||||||
10 | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы | 3 | -разучить насколько песенок, считалок; -научиться разгадывать загадки. | + | ||
Народные танцы | ||||||
11 | Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы | 4 | -разучить хороводы, игры- хороводы. | + | ||
12 | Заключительный | 1 | -выставка выполненных работ; -обобщение пройденных тем. | + |
Поурочно- тематическое планирование кружка «Народное творчество» 2 класс
№ | Название темы и раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | ИКТ | Дата проведения | |
план | факт | |||||
Старинный русский быт | ||||||
1 | Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр. | 1 | -познакомить с особенностями крестьянской одежды; -сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; -ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. | + | ||
2 | Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. | 1 | -продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клети; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки); -показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской. | + | ||
3 | Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. | 1 | -оценить достоинства традиционной русской кухни; -уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар»- компот). | + | ||
4 | Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. | 1 | -разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта) | + | ||
Русские народные праздники | ||||||
5 | Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. | 3 | -сравнивать Медовый, Яблочный, ореховый Спасы; -нарисовать картину на тему осенней ярмарки; -показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке) | + | ||
6 | Зимушка- зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. | 4 | -разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; -познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; -изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. -нарисовать картину на тему «Рождество» | + | ||
7 | Весна- веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха. | 3 | -воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы; -разучить песни и игры; -научиться печь блины, красить пасхальные яйца; -разучить игры с катанием пасхальных яиц; -нарисовать картину на тему «Масленица» | + | ||
8 | Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. | 3 | -разучить песни о завивании берёзки, хороводы; -научиться плести венки; -нарисовать картину на тему «Лето красное» | + | ||
Русские народные куклы | ||||||
9 | Народная кукла. Русские обряды и традиции. | 2 | Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях. | + | ||
10 | Бесшовные куклы. | 3 | Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. | + | ||
11 | Техника – продевания: «Кукла – ремесленник»,«Хозяйка–рукодельница» | 3 | Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол. Традиционные приемы изготовления куклы. Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол. | + | ||
Русские народные игры | ||||||
12 | Наиболее популярные детские игры. | 2 | -разучить несколько игр (прятки, гуси- лебеди, коршун, бояре и др). | + | ||
Народные песни, загадки, пословицы | ||||||
13 | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы | 2 | -разучить насколько песенок, считалок; -научиться разгадывать загадки. | + | ||
Народные танцы | ||||||
14 | Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы | 4 | -разучить хороводы, игры- хороводы. | + | ||
15 | Заключительный | 1 | -выставка выполненных работ; -обобщение пройденных тем. | + |
Предварительный просмотр:
Кружок
«народное творчество»
Пояснительная записка.
«Едва ли можно найти материал более близкий,
затрагивающий интересы и потребности детского
возраста и потому самый занимательный, чем тот,
который связан с детским бытом, с повседневной
жизнью, который возник, вырос и развился из
исканий высокой радости детской народной массы.
Это – детский фольклор.»
Г.С.Виноградов.
Первый час связан с фольклором для детей. Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.
В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.
Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.
К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.
В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.
Общая характеристика факультатива.
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые- первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров- умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии- всё это являют нам творения народных умельцев.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложна, трудна, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину- мать, у которой особая статья, особая, светлая душа.
Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно- эстетического, патриотического воспитания.
У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства- творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции- святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, в его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость воспитания мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель- «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, воспитания и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.
Обозначенные цели направлены на духовно- нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно- нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Народное творчество». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно- нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.
Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.
Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В результате освоения программы факультатива «Народное творчество» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты представлены в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Особенности содержания факультатива. Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
- личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
- природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
- педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого- возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
- культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Цель кружка: пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского
детского фольклора.
Задачи кружка: образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.
развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории. воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
Содержание программы.
Старинный русский быт.
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан- у женщин. Роль орнамента- оберега (вышивка).
Солнце, дерево, вода, конь- источники жизни, символы добра и счастья.
Особое значение пояса (кушака).
Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки- у крестьян (мужская одежда).
Лапти, баретки, онучи, поршни- крестьянская обувь.
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки- у бояр.
Летники, душегрейка на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
Русская изба (клеть, сени- холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.
Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
Хлеб- главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисель. Блины («млины»- от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.
Взвар. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.
Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.
Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Русские народные праздники.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).
Успение Богородицы (Первые Осенины- 28 августа). Спожинки- окончание жатвы.
Покров Богородицы (14 октября)- первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.
Зимушка- зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.
Праздники- время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.
Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.
Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.
Святки- весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые- древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка- символ «райского дерева».
Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.
Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Весна –веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.
Масленица- весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года- зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица- особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устойчиво балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры.
Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.
Великий пост- время строгого воздержания, молитвы, покаяния.
Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба- символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).
Пасха- главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба- артоса.
Пасхальные торжества. Крестный ход. Христование. Красная горка- закликание весны рано утром с вершины холма, горки.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Ивана Купала. Петров день. Ильин день.
Егорьев день- 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.
День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духовный день- именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи.
Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек.
Ивана Купала- главный летний праздник народного календаря. День летнего солнестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван- да- марья- праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.
День Петра и Павла- 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья- пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост.
Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.
Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда- лето, после обеда- осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после засыпается».
У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун- громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун- Илья- громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья- пророк- громобой. Чтобы задобрить Илью- пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.
Русские народные куклы.
История куклы.
Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу.
Кукла на картонной основе.
Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма.
Народная кукла. Русские обряды и традиции. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.
Бесшовные куклы.
Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты
Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»
Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.
Традиционные приемы изготовления куклы.
Сувенирная кукла.
Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.
Оберег. Символика оберегов. Домовенок
Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты.
Кукла – шкатулка
Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.
Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»
Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.
Русские народные игры.
Роль игры в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.
Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.
Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игра с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).
Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детям и сейчас.
Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью
Народные танцы.
Хороводы. Игры- хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубин древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы»,- говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.
Пляски- наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа- душе праздник». Вика пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляска «Заинька», «Метелица».
Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
Литература:
- Александрович Н.Ф. «Внеклассная работа по русскому языку». – Минск: Народная асвета, 1971г.
- Мельников М.Н. «Русский детский фольклор»: учебное пособие для студентов пед. ин-тов – М: Просвещение, 1987г.
- Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия» - М: Просвещение, 1992г.
- Ушаков Н.Н. «Кружковая работа по русскому языку»: (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979г.
- Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
- Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
- Список дополнительной литературы:
- Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
- Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
- Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
Предварительный просмотр:
«Декоративно – прикладное творчество»
Второй час занимаемся поделками, развивающими мелкую моторику, сенсорику и пространственное воображение. Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Работа в кружке «Народное творчество» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.
Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%.Занятия провожу в классной комнате, в которой есть наглядные пособия, большой раздаточный материал, шкафы с образцами поделок. Комната проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно- гигиеническим требованиям. За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. Перечень и объём материалов следует предусмотреть заранее – сбор некоторых зависит от сезонных условий. Такие материалы, как листья, корни, веточки собираем с детьми во время экскурсии.
Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка.
Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе.
Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников.
На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от уроков трудового обучения.
Занятия можно организовать по - разному, но нет необходимости в том, чтобы сначала выполнить все поделки из одного материала, потом из другого и т.д. Виды работ через несколько занятий желательно менять.
В кружке «Народное творчество» 6 человек. С таким количеством учащихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Руководителю кружка надо опираться на те знания, умения и навыки, полученные в школе или дома, а также развивать их и совершенствовать.
В рабочей комнате у нас есть постоянно действующая выставка детских работ. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы. Наиболее оптимальная продолжительность занятий 40-50 минут.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Этим обуславливается актуальность данной программы.
Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии красоты эстетической и духовной. Как в прошлые годы, так и сегодня в структуре содержания образования доля эстетического воспитания более чем скромна. Поэтому учителя - практики ищут и разрабатывают новые подходы к приобщению к искусству.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью, но и искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Проектирование гуманистической образовательной среды влечет за собой организацию особой культурной деятельности в детском объединении, что обеспечивает обучающемуся возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.
Способы освоения содержания программы:
- занимательный способ (формирование интереса к деятельности);
- репродуктивный способ (овладение знаниями, умениями, навыками);
- креативный способ (поисково-исследовательский).
Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства, техники модульного оригами и элементарными приемами техники квилинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы способствовать
их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения,
декоративно - прикладного искусства
- знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами модульного оригами и квилинга
- обучать различным приемам работы с бумагой
- формировать умения следовать устным инструкциям
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер
- развивать пространственное воображение.
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Реализация данной программы основана на следующих принципах:
- приоритет интересов каждого обучающегося и учет его интеллектуальных и психофизических особенностей;
- непрерывность образования (обучение, развитие, воспитание);
- обеспечение комфортной эмоциональной среды и развивающего общения.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в • коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе "Декоративное творчество ", дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 6,5 до 11 лет. Периодичность занятий:
Первый год обучения: 1 раза в неделю (33 часов в год)
Второй, третий и четвертый год обучения: 1 часа в неделю (34 часов в год) На третьем и четвертом году обучения организуются индивидуальные занятия с обучающимися, имеющими определенные результаты и успехи. Для них составляются индивидуальные планы.
Структура реализуемых этапов
Этапы обучения | Содержание | Ключевая педагогическая идея |
1-й год обучения «Путешествие в мир творчества» | Знакомство с новыми технологиями работы с бумагой и пластилином | Выявление творческих способностей, поддержание интереса к данному виду деятельности |
2-й год обучения «Волшебный мир фантазии» | Ознакомление с новыми технологиями, усовершенствование и закрепление ЗУН | Освоение системы учебно-творческой деятельности |
3-й год обучения «Нарядные матрёшки» | Изучение национальных традиций, ремесел, создание классической и современной матрешки | Пробуждение интереса обучающихся к процессу творческой деятельности |
4-й год обучения «Бумажная филигрань» | Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами квилинга, самостоятельная разработка выполнения творческих работ, участие в творческих выставках школы | Формирование саморазвития личности |
Прогнозируемые результаты.
По окончании обучения по программе «Палитра детства» обучающийся обладает достаточным объемом знаний и умений для дальнейшего обучения в специализированных кружках, студиях, школах; проявляет коммуникативные способности.
В результате освоения основ художественного изображения и бумажного моделирования, обучающиеся должны получить знания по следующим параметрам:
1. Технические знания и умения:
- правила техники безопасности;
- требования к организации рабочего места;
- использование инструментов, материалов и приспособлений;
- знание свойств и особенностей различных материалов (бумага, картон, дерево)
- умелое сочетание разных техник работы для реализации творческого замысла.
2. Знания о средствах выразительности:
- использование цвета, как средства передачи настроения, состояния, выделения главного;
- использование гармоничного сочетания, взаимосвязи, тонального объединения различных цветов при создании образа.
3. Композиция:
— выбор формата, масштаба, выразительности и правильности
компоновки.
4. Виды художественной деятельности:
— декоративное рисование (на основе народных традиций)
- выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
- Уровень развития мыслительной деятельности:
- образное мышление: создание ярких, выразительных образов;
- воображение: творческая активность, фантазия, самостоятельное создание новых оригинальных образов;
- аналитическое мышление: умение анализировать, давать оценку;
- владение понятийным аппаратом (симметрия, колорит, модуль, болванка, грунтовка, фактура, квилинг)
Программа «Палитра детства» предусматривает следующие способы проверки знаний и умений:
- мини-конкурсы (обсуждение работ)
- выставки
- викторины
- самостоятельное выполнение заданий
- итоговая работа
Учебно-тематический план
1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | 4-й год обучения | ||||||||
Общее кол-во часов | В том числе | Общее кол-во часов | В том числе | Общее кол-во часов | В том числе | Общее кол-во часов | В том числе | ||||
Тео- рия | Прак тика | Тео- рия | Прак тика | Тео рия | Прак тика | Тео- рия | Прак тика | ||||
33 | 34 | 34 | 34 |
Содержание программы «Декоративное творчество»
Первый год обучения (33 ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
II. Пластилинография.
1.Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».
Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
3.Знакомство со средствами выразительности. Рисование пластилином.
Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.
Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
4. Плоскостное изображение. «Кленовый листок».
Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Создание кленового листа, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.
5.Обратная пластилиновая аппликация.
Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.
- Бумагопластика
6.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования бумаги». «Оригами». Гофрированный кленовый листок.
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
7.«Цветы из салфеток»
Последовательность изготовления работы с использованием аппликации из салфеток и бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации из салфеток и бумаги
8-9. «Цветочные мотивы».
Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и оригами.
10.«Ёлочка на снегу»
Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и оригами.
11.Корзинка оригами.
История возникновения оригами. Последовательность выполнение работы. Практическая часть. Выполнение работы с использованием оригами.
12-13.Розы из салфеток.
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием салфеток. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием салфеток.
14. «Звездочка».
Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием игрушки оригами.
15.Композиция «Рождественская звезда»
Особенности построения композиции
Практическая часть. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.
16-17.Миллион роз из гофрированной бумаги.
Разнообразие техники аппликации и оригами, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания роз.
Практическая часть. Создание открытки роз из гофрированной бумаги. Цветовое решение.
18.Кошка из ниток.
Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кошки из ниток.
Практическая часть. Создание аппликации из ниток. Цветовое решение.
19.Корзинка с цветами из ниток.
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием ниток. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием ниток.
20.Безе или зефиринка.
Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания цветов из матерчатых салфеток.
Практическая часть. Создание аппликации из матерчатых салфеток. Цветовое решение.
21.Цветок из бумаги.
Последовательность выполнение работы. Практическая часть. Выполнение работы с использованием оригами.
22.Одуванчик
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием салфеток и бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием салфеток и бумаги.
23.Разноцветные квадраты.
Последовательность выполнение работы. Практическая часть. Выполнение работы с использованием оригами.
24.Игрушка из бумаги.
Закрепление умений и навыков работы с использованием бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием бумаги.
25.Простая роза оригами.
Закрепление умений и навыков работы с использованием бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием бумаги.
26-27.Куб из простых роз оригами.
Закрепление умений и навыков работы в технике оригами. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием техники оригами.
28.Лёвы- милашки (контурный квиллинг).
История возникновения квиллинга. Последовательность выполнение работы. Практическая часть. Выполнение работы с использованием квиллинга.
29.Цветок из кругов.
Закрепление умений и навыков работы с использованием бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием бумаги.
30.Звездное путешествие.
Последовательность выполнение работы. Практическая часть. Выполнение работы с использованием оригами.
31.Модуль «Супершара»
Закрепление умений и навыков работы в технике оригами. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием техники оригами.
32.Дракончик.
Закрепление умений и навыков работы с использованием бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием бумаги.
33.Шар из папье-маше.
История возникновения папье- маше. Последовательность выполнение работы. Практическая часть. Выполнение работы с использованием папье- маше.
2 год обучения (34ч.)
Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
I. Введение: правила техники безопасности
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.
II. Пластилинография
1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Дерево».
Создание композиции в полуобъеме из пластилина.
Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.
2. Обратная пластилиновая аппликация.
Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.
Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
3.Обратная (шариковая) аппликация с использованием разнообразного материала.
Создание композиции в полуобъеме из пластилина.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
4.Букет георгинов (торцевание)
Создание композиции в объеме из пластилина.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
5.Жанр ИЗО- пейзаж «Полевые цветы».
Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
- Бумагопластика
6.История бумаги. Технологии работы с бумагой
Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.
7.Цветы из бумаги «Парад цветов из салфеток и креповой бумаги.
Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.
Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.
8.Розы из креповой бумаги.
Закрепление работы с технологией креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.
Практическая часть. Цветы: роза.
9-10.Шар из салфеточных цветов «Салфеточное чудо»
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием салфеток. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием салфеток.
11.Геогины.
Закрепление умений и навыков работы с использованием бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием бумаги.
12-13.Цветочные шары.
Закрепление работы с технологией креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием креповой работы.
14-15. История возникновения квиллинга.Основные геометрические базовые формы «капля», «глаз», «треугольник», «долька», «квадрат».Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение базовых форм квиллинга.
16.Живые ромашки.
Закрепление работы с технологией квиллинг.
Практическая часть. Выполнение ромашек.
17-19.Топиарий.
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием техники квиллинг. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием техники квиллинг.
20-21.Анютины глазки.
Закрепление работы с технологией квиллинг.
Практическая часть. Выполнение цветов в технике квиллинг.
22-23.Цветы мальвы.
Закрепление работы с технологией квиллинг.
Практическая часть. Выполнение цветов в технике квиллинг.
24.Игольчатая астра.
Закрепление работы с технологией квиллинг.
Практическая часть. Выполнение цветов в технике квиллинг.
25.Букет цветов (из гофрированного картона).
Закрепление работы с технологией квиллинг.
Практическая часть. Выполнение цветов в технике квиллинг.
26-27. Из истории кусудамы. Кусудама «Супершар»
Знакомство работы в технологии кусудама. Технология изготовления кусудам.
Практическая часть. Выполнение кусудамы.
28-29.Ажурные кубики из модуля «звездочки».
Закрепление умений и навыков работы в технологии кусудама. Технология изготовления кусудам.
Практическая часть. Выполнение кусудамы.
30.Мальвина и Пьеро.
Изготовление кукол из модулей «Супершара». Технология изготовления кукол в технике кускдама.
Практическая часть. Выполнение кукол в технике кусудама.
31-32.Кусудама «Bloom»
Закрепление умений и навыков работы в технологии кусудама. Технология изготовления кусудам.
Практическая часть. Выполнение кусудамы.
33-34. Туториал «Persianlilae»
Закрепление умений и навыков работы в технологии кусудама. Технология изготовления кусудам.
Практическая часть. Выполнение кусудамы.
Список литературы
Основная литература:
- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
- Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Дополнительная литература:
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
- Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
- Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
- Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
- Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
- Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Список литературы для детей
Основная литература:
- Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
Терминологический словарь
к программе «Декоративное творчество»
- Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
- Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
- Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
- Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
- Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.
- Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.
- Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.
- Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.
- Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
- Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
- Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
- Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.
- Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
- Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
- Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».
- Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.
- Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
- Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
- Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.
- Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
- Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
- Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.
- Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.
Тематический план занятий по программе «Декоративное творчество»
1 год обучения. (1 часa в неделю)
Номер раздела, темы | Название разделов и тем | Используемая техника | Количество часов | Дата проведения | |||
всего | теор. | практ | план | факт | |||
I | Введение: правила техники безопасности. | 1 | 1 | ||||
II Пластилинография | |||||||
1 | Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию». | 1 | 1 | ||||
2 | Многоразовые пластилиновые прятки (повторяшка) | аппликация пластилином | 1 | 1 | |||
3 | Рисование картинки(используя трафарет) | рисование пластилином | 1 | 1 | |||
4 | Кленовый листок | аппликация пластилином | 1 | 1 | |||
5 | Обратная пластилиновая аппликация | аппликация пластилином | 1 | ||||
III Бумагопластика | |||||||
6 | Вводное занятие «Технология изготовления поделок из бумаги». «Гофрированный листок клёна» | моделирование | 1 | 1 | |||
7 | Цветы из салфеток | моделирование | 1 | 1 | |||
8-9 | Цветочные мотивы | моделирование | 1 | 1 | |||
10 | Ёлочка на снегу | моделирование | 1 | 1 | |||
11 | Корзинка оригами | моделирование | 1 | 1 | |||
12-13 | Розы из салфеток | моделирование | 2 | 2 | |||
14 | Звездочки | моделирование | 1 | 1 | |||
15 | Рождественская звезда | моделирование | 1 | 1 | |||
16-17 | Миллион роз из гофрированной бумаги | моделирование | 2 | 2 | |||
18 | Кошка из ниток | моделирование | 1 | 1 | |||
19 | Корзинка с цветами из ниток | моделирование | 1 | 1 | |||
20 | Безе или зефирина | моделирование | 1 | 1 | |||
21 | Цветок из бумаги | моделирование | 1 | 1 | |||
22 | Одуванчик | моделирование | 1 | 1 | |||
23 | Разноцветные квадраты | моделирование | 1 | 1 | |||
24 | Игрушка из бумаги | моделирование | 1 | 1 | |||
25 | Простая роза оригами | моделирование | 1 | 1 | |||
26-27 | Куб из простых роз оригами | моделирование | 2 | 2 | |||
28 | Лёвы- милашки | контурный квиллинг | 1 | 1 | |||
29 | Цветок из кругов | моделирование | 1 | 1 | |||
30 | Звездное путешествие | моделирование | 1 | 1 | |||
31 | Модуль «Супершар» | моделирование | 1 | 1 | |||
32 | Дракончик | моделирование | 1 | 1 | |||
33 | Шар из папье-маше | моделирование | 1 | 1 | |||
Итого: 33 часов |
2 год обучения. (1 час в неделю)
№ | Название разделов и тем | Используемая техника | Количество часов | Дата проведения | |||
всего | теор. | практ | план | факт | |||
I | Введение: правила техники безопасности | 1 | 1 | ||||
II Пластилинография | |||||||
1 | Полуобъемное изображение на плоскости. «Дерево» | лепка | 1 | ||||
2 | Обратная пластилиновая аппликация | аппликация из пластилина | 1 | ||||
3 | Обратная (шариковая) аппликация, использование разнообразного материала | аппликация из пластилина | 1 | ||||
4 | Букет геогинов | торцевание | 1 | ||||
5 | Полевые цветы | торцевание | 1 | ||||
III Бумагопластика | |||||||
6 | История бумаги. Технологии работы с бумагой | моделирование | 1 | 1 | |||
7 | Парад цветов из салфеток и гофрированной бумаги | моделирование | 1 | 1 | |||
8 | Розы из креповой бумаги | моделирование | 1 | 1 | |||
9-10 | Шар из салфеточных цветов «Салфеточное чудо» | моделирование | 2 | 2 | |||
11 | Георгины | моделирование | 1 | 1 | |||
12-13 | Цветочные шары | моделирование | 2 | ||||
14-15 | История возникновения технологии бумагокручения- квилинга. Основные геометрические базовые формы. «Капля», «глаз», «треугольник», «долька», «квадрат». | квиллинг | 2 | 2 | |||
16 | Живые ромашки | квиллинг | 1 | 1 | |||
17-19 | Топиарий | квиллинг | 3 | 3 | |||
20-21 | Анютины глазки | квиллинг | 2 | 2 | |||
22-23 | Цветы мальвы | квиллинг | 2 | 2 | |||
24 | Игольчатая астра | квиллинг | 1 | 1 | |||
25 | Букет цветов | квиллинг | 1 | 1 | |||
26-27 | Из истории кусудамы Кусудама «Супершар» | кусудама | 2 | 1 | 1 | ||
28-29 | Ажурные кубики из модуля «звездочки» | кусудама | 2 | 2 | |||
30 | Мальвана и Пьеро | кусудама | 1 | 1 | |||
31-32 | «Bloom» кусудама | кусудама | 2 | 2 | |||
33-34 | «Persianlilae» туториал | кусудама | 2 | 2 | |||
Итого: 34 часов | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 1 класс ФГОС "О Москве и родном городе"
Дети на занятиях знакомятся с историей Москвы, её достопримечательностями и с историей своего родного города Волоколамска. К каждому занятию - презентация или сюжетные картинки и фотографии....
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)- занимательная математика...
Психологическая азбука -внеурочная деятельность 2 класс ФГОС
Программа по внеурочной деятельности 2 класс по ФГОС...
Отчёт по внеурочной деятельности 2 класс ФГОС
Цели и задачи внеурочной деятельности. Реализация. Отчёт....
Рабочие программы по внеурочной деятельности 3 класс ФГОС
Рабочие пргограммы по внеурочной деятельности 3 класс ФГОС: - общекультурное направление "Страна Этикета",- художественно - эстетическое "Волшебный карандаш"- общеинтеллектуальное направление "Ко...
Рабочая программа внеурочной деятельности1- 4 классы ФГОС. Кружок "Волшебство кисточки и карандаша"
Рабочие программы внеурочной деятельности 1- 4 классы ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности1- 4 классы ФГОС. Кружок "Школа мастеров"
Рабочие программы внеурочной деятельности 1- 4 классы ФГОС...