Пояснительная записка. Актуальность. Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом. Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурно-образовательном пространстве, способствующему психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире. Новизна. В связи с вышесказанным, считаю целесообразным психолого-педагогическое сопровождение ФГОС, основанное на практике психологического просвещения и возможно даже обучения с 1 класса школы. Нормативные документы для разработки программы Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16) О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16) Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект) Программа составлена на основе авторской программы Д.А. Глазуновой «Психология. 2 класс. Развивающие занятия», М. Глобус, 2008 г.
Основная цель - научить ребенка использовать психологические знания для быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме. Задачи: -Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки; -Снижение уровня школьной тревожности; -Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований; -Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД; -Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми; -Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе. Внесены изменения в авторскую программу, в связи с особенностями темперамента детей и их потребностей.
Программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука для младших школьников» рассчитана на 4 учебных года Режим занятий: 1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю), так как учебный год первоклассника короче. 2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю). 3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю). 4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю). Возраст: 6 – 10 лет. Длительность занятий: 40 минут
Педагогические средства - Специально организованная среда
- Специально организованные занятия.
- Физкультминутки.
- Игры (словесные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
- Инсценировки
- Диагностика и контроль.
Формы работы. Тренинги Беседы и дискуссии Игры (словесные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками) Релаксационные упражнения Психигимностические этюды и элементы. Работа с притчами Планируемые результаты и формы контроля. Основные результаты - Ø Низкий уровень тревожности
- Ø Высокая и нормальная самооценка
- Ø Позитивное отношение к себе и своей личности
- Ø Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
- Ø Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.
Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе: - Умение осознавать требования учителя и соответствовать им
- Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
- Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
- Умение общения и достойного поведения с одноклассниками
- Навыки коллективной деятельности.
Формы контроля: - Тестирование (групповое или индивидуальное) (тест тревожности Спилберга, социометрия, анкетирование «Личностный рост обучающихся»)
- Применение проективных методик диагностики (н-р, «Школа зверей»)
- Наблюдение и ведение индивидуальных карт.
Воспитательные результат внеурочной деятельности по уровням в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами Воспитательные результаты | Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень)
| Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) | Получение самостоятельного общественного действия (3 уровень) | Формы внеурочной деятельности |
Социальная основы | Социальная проба: тренинг, психогимнастика, | Социальная проба: тренинг, психогимнастика, релаксация |
|
КТД: инсценировки, выступления (1-4 год обучения)
|
|
|
|
Социальный проект (находиться вне данной программы. Но планируется в следующей ступени программы для среднего звена) |
|
|
Уровни сформированности УУД по годам обучения На момент поступления в школу | На момент окончания 1 класса | На момент окончания 2 класса | На момент окончания 3 класса | У выпускников начальной школы |
| Личностные УУД |
|
|
|
|
| Проявляет самостоятельность в игровой деятельности. Пытается оценивать себя и свои поступки | Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников. | Проявляет самостоятельность в некоторых видах учебной деятельности. Оценивает деятельность литературных персонажей пытается обосновывать свои мысли
| Проявляет самостоятельность в учебной деятельности, оценивает поступки детей и взрослых, аргументирует свой ответ | Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения. |
| Открыто относиться ко внешнему миру, не всегда чувствует уверенность в своих силах | Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности | Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует свою уверенность не только в игровой деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям | Относиться открыто ко внешнему миру, чувстует уверенность в своих силах в учебной деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям в учебной деятельности
| Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали |
| Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх. В игре способен вести переговоры. Пытается сдерживать свои эмоции | Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции | Взаимодействует со взрослыми и сверстниками на основе любой совместной деятельности умеет договариваться о совместных действиях и плане совместной деятельности | Взаимодействует со сверстниками и взрослыми даже не имея совместной деятельности, имея целью достигнуть какой-либо личной цели (Н-Р, получить нужную информацию, совершить покупку)
| Ориентируется в социальных ролях умеет выстраивать межличностные взаимоотношения. |
| В рамках игры обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему | Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему | Обсуждает проблемы возникающие в интересующей его сфер, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых | Обсуждает проблемы, избегает конфликты, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых о том. Что для него важно | Умеет находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п. |
| Положительно относиться к себе и окружающим. Отзывчив к переживаниям другого человека | Понимает чувства других людей и сопереживаетим,понимает оценки учителей своим и чужим поступкам | Способен сочувствовать и сопереживать, принимает оценку своим поступкам от сверстников | Доброжелате-льно реагирует на замечания способен исправиться в ответ на предложение взрослого | Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки |
| Регулятивные УУД |
|
|
|
|
| Проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности | Принимает и сохраняет учебную задачу | С помощью педагога ставит учебную задачу | Способен сам поставить задачу в творческой деятельности связанной с учебной | Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. |
| Умеет выбирать себе род занятий и выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности | Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную | Совместно с учителем учитывает выделенные педагогом ориентиры для построения внутреннего плана действия в учебном материале | Способен самостоятельно выстроить внутренний план действий в некоторых видах учебной деятельности | Самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности |
| Проявляет умения произвольности предметных действий | Овладевает способами самооценки выполнения действий | Адекватно принимают оценку своей деятельности со стороны | Планирует свои действия совместно с учителем, анализирует проблемы и результат | Умеет планировать поледовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом резельтата предыдущего действия |
| Коммуникативные УУД |
|
|
|
|
| Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми на основе общей деятельности
| Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей. | Формируются навыки совместной учебной деятельности над проектом: выполнение роли, заданной учителем, помощь товарищам по проекту | Планирует учебное сотрудничество совместно с учителем, принимает участие в контроле чужой деятельности, осуществляет рефлексию | Планиреут учебное сотрудничество со сверниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов. рефлексии |
| Проявляет любопытство ко всему новому и необычному | Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность | Умеет задавать вопросы, чем проявляет свою любознательность, умеет слушать | Умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми в поисках интересующей информации | Способен поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации |
| Способен договариваться, учитывать интересы других в игровой деятельности | Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою | Частично владеет навыками преодоления конфликта | Чувствуя приближения конфликта способен его избежать или быстро нивелировать | Владеет способами разрешения конфликта, может стать посредником в разрешении |
|
|
|
|
|
|
|
Тематический план. Первый год обучения № п/п | Название раздела | Характеристика видов деятельности |
|
|
|
|
| 1 | Профилактика дезадаптации | 8 | Беседа, коллективное рисование, экскурсия по школе | 2 | Профилактика страхов и агрессии | 12 | Элементы тренига, психогимнастические этюды, артерапевнические приемы. | 3 | Развитие творческого потенциала | 11 | Беседы, тренинги, коллективные коллажи, психогимнастические элементы | 4 | Подведение итогов года | 2 | Праздник с чаепитием. Тестирование итогов за год | | Итого | 33ч. |
|
Второй год обучения. № п/п | Название раздела | Характеристика видов деятельности |
|
|
|
|
| 1 | Повторение изученного в прошлом году | 4 | Беседа, коллективное рисование, экскурсия по школе | 2 | Знакомство с психологией | 1 | Рассказ, обсуждение | 3 | Мотивы | 6 | Рассказ, беседа, тренинг | 4 | Память | 7 | Рассказ, тестирование, тренинг | 5 | Мышление | 9 | Рассказ, диагностика, развивающие упражнения. | 6 | Эмоции | 6 | Рассказ, беседа, обсуждение, психогимнастические упражнения | 7 | Подведение итогов года | 1 | Праздник с чаепитием. тестирование с целью диагностики на конец года | | Итого | 34 | |
Третий год обучения. № п/п | Название раздела | Характеристика видов деятельности |
|
|
|
|
| 1 | Я и школа. | 4 | Беседа, коллективное рисование, экскурсия по прилегающей к школе территории. | 2 | Добро и зло | 10 | Беседы, анализ действий сказочных персонажей и героев рассказов. Поездка в театр | 3 | Какой у меня возраст? | 5 | Рассказ, обсуждение и систематизация знаний | 4 | Я и общество | 7 | Рассказ, беседа с обсуждением, тренинг общения | 5 | Кто я? Какой Я? | 7 | Поездка в музей, психогимнастика, творческая работа, подготовка инсценировки | 6 | Подведение итогов года | 1 | Праздник с инсценировкой сказки о школьнике и школе. Тестирование с целью диагностики на конец года |
| Итого | 34 |
|
Четвертый год обучения. № п/п | Название раздела | Характеристика видов деятельности |
|
|
|
|
| 1 | Я и школа. | 4 | Беседа, коллективное рисование, экскурсия по школе | 2 | Характер | 7 | Рассказ, диагностика, обсуждение характеров литературных героев, работа с притчей, тренинг работы над своим характером | 3 | Что для меня важно? | 7 | Беседа, обсуждение и систематизация знаний, постройка индивидуальной цели и подбор средств ее реализации | 4 | Эмоции | 8 | Виды эмоций, способы выражения эмоций, диагностика, тренинги | 5 | Общение в школе | 7 | Тренинги общение, подготовка инсценировки | 6 | Подведение итогов | 1 | Праздник с инсценировкой сказки о школьнике и школе. Тестирование с целью диагностики на конец года | | Итого | 34 | |
Содержание рабочей программы Первый год обучения. Профилактика дезадаптации. Знакомство друг с другом. Знакомство с учителями других классов, директором, завучем, библиотекарем, техслужащими и их обязанностями в школе, кто и как может помочь юному обучающемуся, за что и как могут наказать. Выработка правил поведения в классе и школе и осознанное их принятие каждым ребенком. Качества трудолюбивого человека и школьника. Мотивация одобрения и потребность в знаниях. Профилактика страхов и агрессии. Выяснение индивидуальной структуры страха. Способы борьбы со страхом. Тренинги, психогимнастические этюды.трудности в учебе. Мотивация достижения успеха и избегания неудач. Развитее творческого потенциала. Магия воображения. Воображение – мир, которого нет?. Широта воображения. Мечта и фантазия. Творческое воображение. Творчество. Звуковое воображение, зрительное воображение, обонятельное воображение, осязательное воображение. Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Праздничное чаепитие. Второй год обучения. Повторение изученного в прошлом году. Вспоминание правил поведения в школе, ее работников и их должностных обязанностей, учащихся других классов. Экскурсия по школе. Значение знаний в жизни человека. Прилежный ученик. Правила трудолюбия. Знакомство с психологией. Психология – наука о внутреннем мире человека. Психологические знания. Цель и задачи уроков психологии. Мотивы. Мотивация учения и познания. Мотивационный конфликт «хочу - могу - надо». Мотивационный конфликт в учебной деятельности. Способы преодоления мотивационного конфликта. Память. Виды памяти. Упражнения для развития процессов памяти. Некоторые мнемические приемы: рифма, парные ассоциации, группировка. Виды образной памяти : слуховая, зрительная, вкусовая и тактильная. Двигательная память, эмоциональная память. Причины, влияющие на продуктивность памяти. Мышление. Диагностика особенностей мышления. Работа с упражнениями стимулирующими мышление. Работа по развитию некоторых мыслительных операций: сравнение, выделение общего, обобщение, классификация, анализ и синтез простейших изображений. Эмоции. Эмоции и чувства. Виды эмоций. Позитивные и негативные эмоции. Эстетические и моральные чувства. Способы управления эмоциями и чувствами психогимнастика и арттерапия. Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Праздничное чаепитие.
Третий год обучения. Я и школа. Зачем мы учимся? Качества, которые помогают добиться успехов в учебе. Школьный этикет и саморегуляция школьника. Коллективный рисунок на ватмане (или коллаж из детских рисунков) «Школа моей мечты». Экскурсия на пришкольный участок с беседой о возможностях прилегающей территории для организации школьного досуга и исследовательской деятельности. Правила поведения на свежем воздухе. Добро и зло. Хорошие и плохие поступки – так ли все однозначно. Хорошие и плохие качества личности: корысть и бескорыстие, послушный – непослушный, вежливый – грубый, добрый – злой. Работа с текстом. Анализ ситуаций и нравственных дилемм. Какой у меня возраст?. Возрастная периодизация. Особенности каждого возраста. Плюсы и минусы детства и взрослости. Значимость каждого этапа в жизни человека. Особенности взаимоотношения с малышами,взрослыми и стариками. Вежливость, дружба, уход, помощь. Я и общество. Я –мальчик. Я – девочка. Женские и мужские социальные роли. Я - ребенок. Я – родитель. Социальные роли в семье. Я – ученик Я – учитель. И другие социальные роли в обществе. Профессиональная деятельность как социальная роль . Кто я? Какой Я? Творческая работа «Я вчера, сегодня, завтра» «Я» реальное и «Я» идеальное. Индивидуальность. Творчество как способ самовыражения. Работа над инсценировки, начиная с выбора темы. Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Выступление с инсценировкой в школе. Анализ итогов выступления. Четвертый год обучения. Я и школа. Зачем нужно учиться? Воля как качество необходимое для успешной учебы.. Коллективный рисунок на ватмане (или коллаж из детских рисунков) «Школа будущего». Экскурсия на природу. Беседа – природа как учебник жизни. Правила поведения на природе. Характер. Понятие о характере. Черты характера. Формирование характера. Психологические портреты героев сказок. Работа с притчей. Черты характера помогающие и мешающие в обучении. Нет плохих и хороших характеров. Тренинг по коррекции негативных черт характера. Психогимнастика и ролевые игры. Что для меня важно. Жизненные ценности и ориентиры. Учимся ставить цель в деятельности. Анализ сказки «Как Иван –царевич за чудом ходил?». Какие средства пошли на достижение цели. Средства установления добрых взаимоотношений. Слова как проявление отношения к людям. Правила вежливости. Эмоции. Виды эмоций. Позитивные и негативные эмоции. Регуляция эмоций с помощью воли. Способы выражения эмоций вербальные и невербальные. Распознавание эмоций. Сопереживание. Психогимнастика. Общение в школе. Учитель ученик. Проблемы и решения. Инсценировка трудных ситуаций. Пути разрешения. Отношение со сверстниками, коллектив и его структура. Диагностика. Взаимоподдержка. Взаимопомощь. Общие интересы. Упражнения на сплоченность коллектива. Общая деятельность. Инсценировка, репетиции. Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Выступление с инсценировкой в школе. Анализ итогов выступления.
Список литературы. - Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2011. – С.224
- Проектирование программы формирования универсальных учебных действий. Методические рекомендации. [Текст] / авт.-сост. Е.И.Агаркова, Е.В.Калмыкова, С.А. Кравцова, М.И. Шиняев. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.36
- Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. [Текст] / сост. : Г.А.Шешерина, И.В.Клемешова, Т.С.Дюкова, О.С.Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.78
- Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения. [Текст] / авт.-сост. Г.А.Шешерина, Е.И.Агаркова, В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.65
- Развитие потенциальных возможностей учащихся на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов. [Текст] / авт.-сост. В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.87
- Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. [Текст] / Р. Рахманкулова// газета «Школьный психолог» №18/2003
- Психологическое здоровье – основа личностного развития школьников. Методические рекомендации по реализации программы учебных занятий по психологии для учащихся общеобразовательной школы. [Текст] /авт.-сост.: Петров В.Б., Воеводкина Л.Н., Вязавова Н.В., Лепихова М.В., Молоканова М.С., Невзорова Г.В., Чернышова В.М. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – С.67
- Яковлева. Е. программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса. [Текст]/ Е.Яковлева// газета «Школьный психолог», 2006
- Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. [Текст] /авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007, С.85
- Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006. – С.88
- Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами.. Пособие для педагогов. – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.64
- Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Книга для родителей. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32
- Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 2 класс. Учусь понимать себя. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32
- Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 3 класс. Учусь понимать других. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.38
- Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 4 класс. Учусь общаться. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.48
- К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для дошкольников. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»
- К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для первоклашек. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»
- К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для второклашек. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»
Материально-технические средства обучения. Ковер Диваны, кресла Краски, карандаши, фломастеры Пластилин Ноутбук Музыкальный центр Телевизор и DVD
|