Оздоровительные упражнения
материал по теме
Оздоровительные упражнения для профилактики близорукости в начальной школе. Целью таких упражнений является сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelnye_uprazhneniya_dlya_profilaktiki_blizorukosti.doc | 570 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительные упражнения для
профилактики близорукости.
Игра «дрессированный кузнечик»
Цель: коррекция зрения учащихся.
Содержание. Ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям:
«Подвигайте пальчиками ног... поиграйте пальчиками рук…пошевелите ушками... а теперь - носиком, глазками. Теперь у нас нет ничего, что еще хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.
Наш волшебный кузнечик может выполнять команды».
Задание:
1. Глазками передвигаем кузнечика по таблице из одного окошка в
другое согласно командам: вверх, вправо, вниз, вниз. Где, в каком
домике наш кузнечик?
2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся с кузнечиком.
3. Управляем кузнечиком молча. (Направление учитель показывает
руками. Ученик соотносит жест учителя с местонахождением
кузнечика.)
Упражнения для глаз
1. Движения зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения
зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить
мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
2. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз
(эти упражнения приносят успокоение, засыпание).
3. Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров. Наметить на стене
две точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с
точки на точку (самоуправление засыпанием).
4. Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10-20 секунд –
один из йоговских приемов отдыха.
- Сведем взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться.
Теперь взор сам вернется в первоначальное положение. Несколько
таких упражнений - появится легкое головокружение и сонливость.
Упражнения для глаз, способствующие профилактики миопии
1. И.п. - сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох.
Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5-б раз.
2. И.п. - сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко
зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
3. И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на
локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть
левой руки. Вернуться в И.п. Повторить 5-6 раз.
- И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на любой объект 2-3
секунды, поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15-
20 см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и
смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.
- И.п. - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять
руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки
опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.
Релаксационные упражнения для мимики лица
1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем
расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы
в течение одной минуты.
2. Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.
3. Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется
подремать).
4. Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) –
расслабление.
5. Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога).
6. Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.
7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться.
8. Оскалить зубы - расслабить щеки и рот.
9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнение «Заборчик»
Поднести ладонь к лицу на расстоянии 20 -25 см, широко растопырив пальцы. Поворачивать голову и смотреть сквозь пальцы.
Три поворота с закрытыми глазами, три поворота с открытыми глазами.
Упражнение с игрушкой
На карандаше закреплена игрушка из “Киндер-сюрприза”.
Голова зафиксирована так, чтобы двигались только глаза. Игрушка в вытянутой руке, движения руки вправо и влево с фиксацией и без фиксации.
Упражнение «Повороты»
Ноги на ширине 30 см, перенеся вес тела с одной ноги на другую, поворачивать голову и плечи к противоположной стене (на стене картинка, которую должны увидеть при повороте). Глаза постоянно открыты.
Упражнение «Посмотри в замочную скважину»
Сидя или стоя. Один глаз закрыт, а другой прикрыт «лопаткой», в которой дыроколом сделано отверстие. Дети в течение 15 секунд
смотрят сквозь отверстие на сюжетную картинку, затем тоже другим глазом. После этого дети закрывают глаза, вспоминают и называют отдельные детали картинки по заданию учителя.
Упражнение «Нарисуй товарища»
Стоя друг напротив друга, дети глазами пытаются нарисовать своего товарища. Следить, чтобы двигались только глаза, слегка голова, тело же остаётся неподвижным.
Упражнение « Что нарисовано?»
На доске контурные картинки (3 штуки: повешены в ряд), размером
10 х 10 см. Ученик стоит спиной к доске на расстоянии 1,5 – 2 м.
Поворачивая голову ему необходимо увидеть и назвать самый дальний рисунок.
Упражнение «Ёжик»
Для упражнения используется мячик с шипами, диаметром 3 – 4 см.
Вращать между ладонями. ёжик катится по поляне
Перекатывать по тыльной стороне ладоней.
Вращать внутри одной ладони. ёжик заблудился
Перебирать пальцами. ёжик бежит к нам, от нас
Удерживать поочерёдно между пальцев рук. ёжик колется
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Расслабление
Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Для выполнения этого упражнения стоит вспомнить какие-либо приятные моменты жизни: любовное свидание или первые звуки сына, плеск ласкового моря или лесную прогулку. У каждого человека есть свои радостные воспоминания. Детям, чтобы расслабиться рекомендуется слушать звуки природы (шум моря, пение птиц и т.д.).
Круговые движения.
Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. У детей выполнение упражнения сопровождается чтением произведений народного творчества.
Вышла мышка как-то раз
Посмотреть, который час
Раз, два, три, четыре,
Мышка дёрнула за гири.
Вдруг раздался сильный звон.
Выходи из круга вон! Унеси меня, мой змей,
Прямо в небо поскорей!
В небе я хочу кружиться,
В небе я хочу носиться,
И хочу я, словно птица,
Улететь за сто морей.
Унеси меня мой змей,
Прямо в небо поскорей!
Движения по прямым линиям.
Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо - налево, и вертикали: вверх - вниз. Направо – налево. Вверх - вниз.
Моргание.
Интенсивно сжимайте и разжимайте глаза. Вместе с морганием, дети по очереди перебирают пальчиками.
- Мальчик - пальчик, Где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Диагонали
Направьте взгляд в левый нижний угол, то есть посмотрите как бы на левое плечо и сосредоточьте взгляд на этой точке. После трёх морганий повторите в правую сторону.
Цветочная гимнастика.
Доска на разных уровнях украшена цветами. Дети произносят считалку и следят глазами за указкой учителя.
1, 2, 3 – выросли цветы,
К солнцу потянулись высоко,
Стало им приятно и тепло.
Ветерок прилетал, стебелёчки качал,
Влево нагнулись – низко пригнулись,
Вправо нагнулись – низко пригнулись.
Ветерок улетай, ты цветы не ломай.
Зеркальная диагональ
Аналогично предыдущему упражнению скосите глаза в левый верхний угол, затем в правый.
Мышка в кружечке зелёной
Наварила каши пшённой.
Ребятишек дюжина
Ожидают ужина.
Всем по ложечке досталось-
Ни крупинки не осталось.
«Тёмное расслабление»
Положите на закрытые глаза тёплые ладони, пальцы скрещены на лбу. Расслабьтесь и постарайтесь добиться глубокого чёрного цвета.
- Сыграем в прятки, - сказала луна,
С неба, скатившись в лес (закрываем глаза ладонями).
- Сыграем в прятки,- сказал ветерок,
И за холмом исчез.
- Сыграем в прятки,- завидев звезду,
Сказали ей облака.
- Сыграем в прятки,- сказали часы,-
Тик- так, динь-динь, диги - дон!
- Сыграем в прятки,- сказал я себе,
И погрузился в сон.
Моргания
Не менее ста раз легко и быстро поморгайте глазами.
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла.
Села, поела, опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом в присядку.
«Косые глаза».
Сведите глаза к носу, бровям, плечам, кончику языка.
«Близко – далеко».
Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую деталь. Ею может быть листик дерева, растущего за окном. Затем над выбранной точкой проведите воображаемую прямую линию, уходящую далеко вперёд, стараясь увидеть максимально удалённые предметы.
Сначала посмотреть на траву, цветочки. Затем через радугу перенесёмся к горизонту и вглядимся, откуда каждое утро появляется солнышко.
Дождик, дождик, посильней,
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки –
На крутом лужочке!
Радуга – дуга,
Унеси дождя!
Золотым мостом,
Серебряным концом!
Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко.
Дам тебе меду
Целую колоду.
Гимнастика для глаз.
Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому у меня в классе висит зеленый круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени. Любимое упражнение детей “Сладкий сон” – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.
Гимнастика для глаз «Веселые человечки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Оздоровительная минутка" /комплекс упражнений с рифмованными строчками/
Это внеклассное мероприятие для 1 класса в форме коллективно - творческого дела поможет учителям начальных классов в их работе по здоровьесберегающим технологиям, а также при разработке своих КТ...
Физкультурно-оздоровительные упражнения в организации деятельности учащихся начальной школы
Статья рассказывает о разнообразных формах организации ежедневной двигательной активности учащихся начальной школы в учебно-воспитательном процессе....
Компьютер и здоровье. Полезные оздоровительные упражнения.
Без компьютера в наше время уже не обойтись. Порой, работающие за компьютером взрослый человек или школьник забывают о времени. А длительная работа рано или поздно приводит к ухудш...
Образовательно-оздоровительная программа работы оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Оздоровительные упражнения на уроках.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школеОздоровительные упражнения на уроках (Из опыта работы учителя начальных классов Степановой Нины Геннадьевны МБОУ СОШ №9 п. Буланаш, Артемовского р-...
«Внедрение инновационной технологии - игровой стретчинг в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» с картотекой упражнений
laquo;Внедрение инновационной технологии -игровой стретчингв физкультурно-оздоровительную работу ДОУв условиях реализации ФГОС ДО» с картотекой упражнений...