Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Оздоровительные упражнения на уроках.
статья по зож на тему

Степанова Нина Геннадьевна

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Оздоровительные упражнения на уроках

 (Из опыта работы учителя начальных классов Степановой Нины Геннадьевны МБОУ СОШ №9 п. Буланаш, Артемовского р-на, Свердловской области.)

Здоровье - важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. О важном значении проведения минут отдыха для физического и умственного развития учащихся говорят врачи, педагоги  и психологи.

Я поделюсь опытом проведения на уроках разнообразных по содержанию упражнений, способствующих активному отдыху учеников, а именно использование пальчиковой, дыхательной, зрительной гимнастики, формул самовнушения, хорового чтения, музыкальных пауз.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii_v_obuchenii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Оздоровительные упражнения на уроках

(Из опыта работы учителя начальных классов Степановой Нины Геннадьевны МБОУ СОШ №9 п. Буланаш, Артемовского р-на, Свердловской области.)

Здоровье - важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. О важном значении проведения минут отдыха для физического и умственного развития учащихся говорят врачи, педагоги  и психологи.

Я поделюсь опытом проведения на уроках разнообразных по содержанию упражнений, способствующих активному отдыху.

           Физминутки я провожу в течение 1-2 минут в начале урока или перед объяснением нового материала, после объяснения, перед практической работой, во время практической деятельности для стимулирования эмоционального настроя.

            При длительной работе ручкой, карандашом пальцы рук учащихся нуждаются в специальной гимнастике, которая не только служит активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличивает их подвижность и силу.

1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо.

2. С силой сжимать и разжимать пальцы, пока не устанут.

3. Выпрямить пальцы. Одновременно сжимать и разжимать первые две фаланги.

4.  Выпрямить пальцы. Большой палец отвести в сторону и выполнить круговые движения сначала влево, потом вправо.

5. Развести прямые пальцы. Начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) сжать все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение.

6. Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец.

    Упражнения выполнять сидя, поставив локти на парту. Каждое упражнение повторить 10-15 раз.

            Когда я вижу, что ученики устали, чтобы поднять настроение, мы вместе хором повторяем:

               Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я - хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!

           Эти формулы самовнушения действуют не сразу, но подсознание примет повторяющуюся информацию как приказ к действию.

           Часто включаю в урок дыхательную гимнастику:

  • « Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).
  • « Теплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком «ха-а», будто согревая руки (2 раза).
  • « Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот  (4 раза).
  • Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот (2 раза).

         Для снятия усталости с глаз, а также, чтобы улучшить кровообращение, провожу специальную гимнастику для глаз.

           В конце рабочего дня стараюсь чаще переключать внимание учащихся, дать 1-2 минуты отдыха, юмора, благотворно действующих на них, например, спросить: « Сколько шагов сделает воробей за одну минуту?» ( Ни одного: воробей прыгает, а не шагает).

Если один петух закукарекает изо всех сил, то человек проснется. Сколько петухов должно закукарекать, чтобы проснулись три человека?» ( Тоже один петух).

            Хоровое чтение - прекрасный отдых, оживляющий внимание. Достаточно произнести какие-нибудь стихотворения, пословицы... Энергия возродиться, и учащиеся начнут работать по-прежнему. Важно приучать учеников во время хорового чтения держать корпус выпрямленным, голову слегка приподнятой. Это дает возможность соблюдать правильное дыхание, а мне лучше видеть и слышать всех и каждого в отдельности.

Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседливы. Поэтому важно воспитывать у них умение сдерживать свои чувства, если они противоречат интересам окружающих. Провожу такое упражнение. Прежде чем его начать, я предупреждаю, что когда они увидят на доске слово тишина, то должны сразу остановить работу, прекратить разговоры, удобно сесть и сидеть тихо.

Минута тишины не только физический отдых, но и хорошая гимнастика для волевых центров.

               Хочу напомнить, что использование музыки на уроках - эффективное средство воздействия на настроение, на физическое и психическое состояние организма, средство борьбы с переутомлением. Наибольший эффект дает мелодичная и спокойная по характеру музыка П.И.Чайковского « Времена года». Я применяю методику музыкотерапии на уроках технологии, ИЗО.

В начале урока провожу инструктаж по технике безопасности, сообщаю тему и цели работы. Затем включаю специально подобранную музыку определенной громкости. Звучит она в течение 20-23 минут. Учащиеся выполняют работу. По окончании этого времени звучит другая мелодия в течение 2-3 минут. Она является своеобразным сигналом к окончанию работы.

              Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это способствует укреплению здоровья.

              На классных часах провожу занятия в « Школе здоровья», где рассказываю об основных причинах болезней, учу практическим упражнениям, помогающим заботиться о здоровье. Обучение детей не может идти в отрыве от обучения родителей.

Я разработала систему занятий для учащихся и родителей. В результате ученики и родители узнают, что формирование ЗОЖ включает в себя: физическое совершенствование, психическое здоровье, социальную безопасность, правила гигиены и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Применение здоровьесберегающих технологий в Начальной школе на уроках английского языка

Использование сдоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в Начальной школе...

Урок английского языка с применением здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Какое у тебя настроение?Разработал: педагог дополнительного образованияНаклейщикова Мария Владимировна Длительность: 45 минутВозраст обучающихся: 7-8 лет (1-2 класс)Тема занятия: Какое у тебя нас...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....

Использование элементов здоровьесберегающей технологии в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности

Материал презентации носит практический характер использования элементов здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности. В презентации описаны элементы здоровь...

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе на уроках и во внеурочное время

В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школ...