Основы светской этики. "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Ход урока.
1.Ведение в тему.
Презентация. Слайд №2.
-Вы видите иллюстрации. Одинаковы ли они? Почему?
-Как можнкио их разделить на группы?
-Подберите слова к каждой иллюстрации.
Презентация. Слайд №3.
СТРАДАНИЕ РАДОСТЬ
ЗЛОСТЬ НЕЖНОСТЬ
ВОЙНА МИР
ЖЕСТОКОСТЬ ЛЮБОВЬ
-Каким словом можно объединить слова и иллюстрации 1 , 2 группы?
ЗЛО ДОБРО
-Что означают, по-вашему, слова «добро» и «зло»? (Выслушать предположения учащихся).
-Сегодня на уроке мы попытаемся объяснить значение этих понятий.
-Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом.
| Добро | Зло |
Цвет |
|
|
Слово |
|
|
Чувство |
|
|
Сказочный герой |
|
|
Поступок |
|
|
-Прочитайте, что у вас получилось.
2.Чтение текста учебника и работа с информацией.
а) Словарная работа. (На парте у каждого ученика листочек со словами)
Презентация. Слайд №4.
-Прочитайте слова:
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ БЕСКОРЫСТИЕ
-От каких слов они произошли?
-Попробуйте рядом с каждым словом написать его значение.
-Проверим, что у вас получилось. (Учащиеся читают своё толкование данных слов. Обсуждение правильности толкования)
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ – любовь к людям, всему человечеству .
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – понимание, умение выслушать и помочь другому человеку.
ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ – уважение другого человека, его чести и достоинства .
БЕСКОРЫСТИЕ – совершение доброго поступка «без корысти», без выгоды для себя..
б) Чтение текста учебника (с.12-13) и ответы на вопросы по ходу чтения.
Вопросы по ходу чтения:
-Как человек оценивает свои поступки и поступки других людей?
-Что значит «совершить добрый поступок»?
-Моральный и добрый поступок – это одно и то же?
-А что значит «аморальный поступок»? (Чтение сноски справа на странице учебника. Мудрые мысли: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.» Г.Гегель)
-Когда мы причиняем зло другому человеку?
-Что важнее: совершить добрый поступок или не причинять зла?
-Каковы задачи морального поведения человека?
-Найдите в тесте и прочитай те ещё раз определение, что такое добро и что такое зло.
Презентация. Слайд №5 и №6.
3. Обсуждение полученной информации.
а) Расширение понятий «добро» и «зло»
Презентация. Слайд №7
«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел». ( Поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)
-Как вы понимаете эти слова? Нужно стремиться делать добрые дела. тогда вокруг нас будет больше света и добра. согласны ли вы с этим?
-А всегда ли мы совершаем только добрые поступки?
-Послушайте притчу:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы понимаете последние слова старика?
б) Проверка восприятия. Анализ поступков.
Оцените поступки, изображенные на картинках. Презентация. Слайды № 8-12
в) Формулировка вывода.
Послушайте ещё одну притчу:
У одной доброй, мудрой старушки спросили:
— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?
— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.
- Какой жизненный урок хотела дать старушка спрашивающему?
-В пословицах содержится многовековая мудрость народа. Прочитайте пословицы и найдите, какие из них соответствуют прочитанной притче.
Презентация. Слайд № 13
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Делая зло, на добро не надейся.
Добра желаешь, добро и делай.
Добра ищи, а худо само придёт.
Добра не смыслишь, так худа не делай.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится.
Добро не лихо – ходит тихо.
Добро сеять, добро и пожинать.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброму человеку весь мир – свой дом, а злому – и своя хата чужая.
Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
4. Рефлексия.
-А теперь, когда мы подробно разобрали значение понятий «добро» и «зло», попробуй сам для себя ответить на вопросы:
-Всегда ли я делаю добро окружающим людям?
- Сегодня на уроке я узнал….
- Сегодня на уроке я понял….
- Сегодня на уроке я решил….
Каждому ученику даётся карточка с вопросами , на которые он отвечает индивидуально.
-Закончить урок я хотела бы мудрой мыслью, которая, я надеюсь, останется в вашей памяти и в вашем сердце:
Презентация. Слайд № 14
Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. ( Генрих Гейне)
Делая добро другим, - делаешь добро и себе. (У Чэнъэнь)
Ход урока.
1.Ведение в тему.
Презентация. Слайд №2.
-Вы видите иллюстрации. Одинаковы ли они? Почему?
-Как можнкио их разделить на группы?
-Подберите слова к каждой иллюстрации.
Презентация. Слайд №3.
СТРАДАНИЕ РАДОСТЬ
ЗЛОСТЬ НЕЖНОСТЬ
ВОЙНА МИР
ЖЕСТОКОСТЬ ЛЮБОВЬ
-Каким словом можно объединить слова и иллюстрации 1 , 2 группы?
ЗЛО ДОБРО
-Что означают, по-вашему, слова «добро» и «зло»? (Выслушать предположения учащихся).
-Сегодня на уроке мы попытаемся объяснить значение этих понятий.
-Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом.
| Добро | Зло |
Цвет |
|
|
Слово |
|
|
Чувство |
|
|
Сказочный герой |
|
|
Поступок |
|
|
-Прочитайте, что у вас получилось.
2.Чтение текста учебника и работа с информацией.
а) Словарная работа. (На парте у каждого ученика листочек со словами)
Презентация. Слайд №4.
-Прочитайте слова:
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ БЕСКОРЫСТИЕ
-От каких слов они произошли?
-Попробуйте рядом с каждым словом написать его значение.
-Проверим, что у вас получилось. (Учащиеся читают своё толкование данных слов. Обсуждение правильности толкования)
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ – любовь к людям, всему человечеству .
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – понимание, умение выслушать и помочь другому человеку.
ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ – уважение другого человека, его чести и достоинства .
БЕСКОРЫСТИЕ – совершение доброго поступка «без корысти», без выгоды для себя..
б) Чтение текста учебника (с.12-13) и ответы на вопросы по ходу чтения.
Вопросы по ходу чтения:
-Как человек оценивает свои поступки и поступки других людей?
-Что значит «совершить добрый поступок»?
-Моральный и добрый поступок – это одно и то же?
-А что значит «аморальный поступок»? (Чтение сноски справа на странице учебника. Мудрые мысли: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.» Г.Гегель)
-Когда мы причиняем зло другому человеку?
-Что важнее: совершить добрый поступок или не причинять зла?
-Каковы задачи морального поведения человека?
-Найдите в тесте и прочитай те ещё раз определение, что такое добро и что такое зло.
Презентация. Слайд №5 и №6.
3. Обсуждение полученной информации.
а) Расширение понятий «добро» и «зло»
Презентация. Слайд №7
«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел». ( Поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)
-Как вы понимаете эти слова? Нужно стремиться делать добрые дела. тогда вокруг нас будет больше света и добра. согласны ли вы с этим?
-А всегда ли мы совершаем только добрые поступки?
-Послушайте притчу:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы понимаете последние слова старика?
б) Проверка восприятия. Анализ поступков.
Оцените поступки, изображенные на картинках. Презентация. Слайды № 8-12
в) Формулировка вывода.
Послушайте ещё одну притчу:
У одной доброй, мудрой старушки спросили:
— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?
— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.
- Какой жизненный урок хотела дать старушка спрашивающему?
-В пословицах содержится многовековая мудрость народа. Прочитайте пословицы и найдите, какие из них соответствуют прочитанной притче.
Презентация. Слайд № 13
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Делая зло, на добро не надейся.
Добра желаешь, добро и делай.
Добра ищи, а худо само придёт.
Добра не смыслишь, так худа не делай.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится.
Добро не лихо – ходит тихо.
Добро сеять, добро и пожинать.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброму человеку весь мир – свой дом, а злому – и своя хата чужая.
Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
4. Рефлексия.
-А теперь, когда мы подробно разобрали значение понятий «добро» и «зло», попробуй сам для себя ответить на вопросы:
-Всегда ли я делаю добро окружающим людям?
- Сегодня на уроке я узнал….
- Сегодня на уроке я понял….
- Сегодня на уроке я решил….
Каждому ученику даётся карточка с вопросами , на которые он отвечает индивидуально.
-Закончить урок я хотела бы мудрой мыслью, которая, я надеюсь, останется в вашей памяти и в вашем сердце:
Презентация. Слайд № 14
Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. ( Генрих Гейне)
Делая добро другим, - делаешь добро и себе. (У Чэнъэнь)
Ход урока.
1.Ведение в тему.
Презентация. Слайд №2.
-Вы видите иллюстрации. Одинаковы ли они? Почему?
-Как можнкио их разделить на группы?
-Подберите слова к каждой иллюстрации.
Презентация. Слайд №3.
СТРАДАНИЕ РАДОСТЬ
ЗЛОСТЬ НЕЖНОСТЬ
ВОЙНА МИР
ЖЕСТОКОСТЬ ЛЮБОВЬ
-Каким словом можно объединить слова и иллюстрации 1 , 2 группы?
ЗЛО ДОБРО
-Что означают, по-вашему, слова «добро» и «зло»? (Выслушать предположения учащихся).
-Сегодня на уроке мы попытаемся объяснить значение этих понятий.
-Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом.
| Добро | Зло |
Цвет |
|
|
Слово |
|
|
Чувство |
|
|
Сказочный герой |
|
|
Поступок |
|
|
-Прочитайте, что у вас получилось.
2.Чтение текста учебника и работа с информацией.
а) Словарная работа. (На парте у каждого ученика листочек со словами)
Презентация. Слайд №4.
-Прочитайте слова:
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ БЕСКОРЫСТИЕ
-От каких слов они произошли?
-Попробуйте рядом с каждым словом написать его значение.
-Проверим, что у вас получилось. (Учащиеся читают своё толкование данных слов. Обсуждение правильности толкования)
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ – любовь к людям, всему человечеству .
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – понимание, умение выслушать и помочь другому человеку.
ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ – уважение другого человека, его чести и достоинства .
БЕСКОРЫСТИЕ – совершение доброго поступка «без корысти», без выгоды для себя..
б) Чтение текста учебника (с.12-13) и ответы на вопросы по ходу чтения.
Вопросы по ходу чтения:
-Как человек оценивает свои поступки и поступки других людей?
-Что значит «совершить добрый поступок»?
-Моральный и добрый поступок – это одно и то же?
-А что значит «аморальный поступок»? (Чтение сноски справа на странице учебника. Мудрые мысли: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.» Г.Гегель)
-Когда мы причиняем зло другому человеку?
-Что важнее: совершить добрый поступок или не причинять зла?
-Каковы задачи морального поведения человека?
-Найдите в тесте и прочитай те ещё раз определение, что такое добро и что такое зло.
Презентация. Слайд №5 и №6.
3. Обсуждение полученной информации.
а) Расширение понятий «добро» и «зло»
Презентация. Слайд №7
«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел». ( Поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)
-Как вы понимаете эти слова? Нужно стремиться делать добрые дела. тогда вокруг нас будет больше света и добра. согласны ли вы с этим?
-А всегда ли мы совершаем только добрые поступки?
-Послушайте притчу:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы понимаете последние слова старика?
б) Проверка восприятия. Анализ поступков.
Оцените поступки, изображенные на картинках. Презентация. Слайды № 8-12
в) Формулировка вывода.
Послушайте ещё одну притчу:
У одной доброй, мудрой старушки спросили:
— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?
— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.
- Какой жизненный урок хотела дать старушка спрашивающему?
-В пословицах содержится многовековая мудрость народа. Прочитайте пословицы и найдите, какие из них соответствуют прочитанной притче.
Презентация. Слайд № 13
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Делая зло, на добро не надейся.
Добра желаешь, добро и делай.
Добра ищи, а худо само придёт.
Добра не смыслишь, так худа не делай.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится.
Добро не лихо – ходит тихо.
Добро сеять, добро и пожинать.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброму человеку весь мир – свой дом, а злому – и своя хата чужая.
Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
4. Рефлексия.
-А теперь, когда мы подробно разобрали значение понятий «добро» и «зло», попробуй сам для себя ответить на вопросы:
-Всегда ли я делаю добро окружающим людям?
- Сегодня на уроке я узнал….
- Сегодня на уроке я понял….
- Сегодня на уроке я решил….
Каждому ученику даётся карточка с вопросами , на которые он отвечает индивидуально.
-Закончить урок я хотела бы мудрой мыслью, которая, я надеюсь, останется в вашей памяти и в вашем сердце:
Презентация. Слайд № 14
Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. ( Генрих Гейне)
Делая добро другим, - делаешь добро и себе. (У Чэнъэнь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Светская этика "Добро и зло", урок №5
Знакомство учащихся с понятиями «добро» и «зло», как основными этическими понятиями....
Конспект урока по светской этике "Добро и зло"
Предмет ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Первый урок по теме "Добро и зло"...
Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"
Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным....
Урок по ОРКСЭ светская этика "Добро и зло"
Данный урок направлен на освоение темы"Добро и зло" в рамках ОРКСЭ(светская этика)....
Основы светской этики. "Добро и зло" 4 класс
Цель: Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло».Задачи: Актуализировать знания учащихся о добре и зле.Сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных сказок.Пр...
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». «Добрым жить на свете веселей», 1 урок
Урок в 4 классе по теме «Добрым жить на свете веселей» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок, с использованием технологии системно-деятельностного подхо...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Добро и зло
Урок по ОРКСЭ Тема: Добро и зло...