Урок по ОРКСЭ светская этика "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Данный урок направлен на освоение темы"Добро и зло" в рамках ОРКСЭ(светская этика).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5.docx | 112.97 КБ |
urok_dobro_i_zlo.ppt | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК 5. Тема: «Добро и зло»
Цель урока:
Формирование понятий «добро «, «зло».
Задачи:
•воспитание у детей доброго отношения друг к другу.
• воспитывать положительные нравственные ценности гражданина России.
• развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.
• способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Орг. Момент
-Ребята, сегодня мы будем говорить о нравственных ценностях. О каких, Вам подскажет афоризм . Прочитайте. Как Вы понимаете?
Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. П. Бови
Тема нашего урока « Добро и зло»
- Актуализация опорных знаний.
-Давайте, вспомним сказочных героев, символизирующих зло и добро, и попробуем распределить.
Зло | Добро |
-Что помогает нам оценить сказочного героя, да и человека тоже? Какие поступки и качества присущи добру и злу?(ответы детей).
III Операционно-исполнительский этап.
1)Давайте обратимся к словарю:
Добро-это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. |
Зло-противоположность добра. Это то, что мораль стремиться и исправить. |
Получается добро и зло –антонимы. А какие цвета –антонимы Вы знаете?
-Посмотрите, кто из Вас знает. как называется этот символ?(ответы детей)Это ЯН и ИНЬ- раскрасим.
В китайской философии ян и инь символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, добра и зла.
С древних времен люди разных народов задумывались о значении добра и зла в их жизни.
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…
2)В сказках люди из поколения в поколение передавали свои знания о добре и зле, показывая каким должен быть добрый человек. Подберите антонимы и мы узнаем положительные качества, присущие доброму человеку.
Злой человек | Добрый человек |
злость | |
лживость | |
жестокость | |
жадность | |
ненависть |
Добро и зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву а не во сне
Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я" сказало зло
"Кто служит мне, тем повезло
Я Щедро отблагодарю
Земные Блага Подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу Любить
Хоть за Душою ни гроша
Для всех Людей важна Душа
Я виллы, яхты не Дарю
Зато я Душу Сохраню
Друзей, Родных, Детей и Дом
И много Счастья в Доме том
Не знаю что ещё сказать..
Остаться с кем, самим решать
Добро и зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
3)- Ребята, а как Вы считаете, нужно ли за добрые поступки платить , хвалиться добрыми делами?(ответы детей)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.
-Подумайте, почему дружба между ребятами прекратилась?(ответы детей)
-Как Вы понимаете слова Менандра
Сделал добро - забудь, получил - помни всегда.
4) Ребята, давайте посмотрим мультфильм.(просмотр мультфильма)
-Сделайте вывод : как можно остановить зло и злые поступки?(ответы детей)
Никогда не отвечайте злом на зло.
Кто доброе сеет — добро его плод,
Кто злое посеет — злодейство пожнет.
Саади
-Давайте . вспомним свои добрые дела и запишем .
Дерево добра.
5) Прослушайте притчу о добре и зле.(аудиозапись)
Притча о добре и зле.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-О чем притча? Чему нас учит?
Каждый из на делает каждую минуту, каждую секунду выбор между добром и злом, выбор между добрым и злым поступком. Но Вы должны понимать, что каждый поступок , как песчинка в море , важен для семьи, друзей, для всей нашей России. Для того , чтобы жить в мирной стране, нужно каждому оберегать мир и нести добро!
IV Оценочно-рефлексивный этап
1)Работа в группах
Задания для групп. Соотнеси определения и пояснения.
1 группа.
1. Отнять у младшего деньги. Это…(насилие).
2.Помочь старушке перейти дорогу. Это…(милосердие).
3. Подарить маме цветы в день рождения. Это…(внимательность).
4.Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище. Это…(злоба).
2 группа.
1.Ударить ногой собаку. Это…(жестокость).
2. Помочь однокласснику в учебе. Это…(доброта)
3. Помирить поссорившихся друзей. Это…(участие).
4.Помочь маме в домашних делах. Это…(забота).
2) Выбери правильный ответ и запишите:
• Что считается добрым поступком?
р) решить за друга задачу;
б) опоздать на неинтересную встречу;
д) помочь соседу разобрать задачу;
г) забыть о неприятной просьбе.
• Как творят добрые дела?
ж) чтобы избежать наказания;
л) в надежде на вознаграждение;
в) в надежде на похвалу;
о) бескорыстно и сознательно.
• Укажи поступки, которые одобряет общество:
б) взаимопомощь;
к) насилие;
в) унижение;
т) обман.
• Что является последствием злых дел?
р) вражда;
б) радость;
в) мирное сосуществование;
г) дружба.
• Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
р) смелости;
б) честности;
о) доброте, взаимопомощи, ответственности;
г) дружбе.
V Подведение итогов.
-Ребята. О чем мы сегодня говорили?
Что значит «добро»? Что значит добро в нашей жизни?(ответы детей)
Если урок понравился нарисуйте улыбку цветочку, а если нет , тогда грустную мордашку. Объясните свой выбор.
VI. Домашнее задание.
Домашним заданием будет сочинение-рассуждение « Спешите делать добро» . Необходимо подумать : для чего человеку «добро»?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Добро- это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
Зло- противоположность добра. Это то, что мораль стремиться и исправить.
Злой человек Добрый человек злость лживость жестокость жадность ненависть
Сделал добро - забудь, получил - помни всегда. Менандр
Дерево добра
Презентация подготовлена учителем начальных классов Рыженковой А.Г. ГБОУ СОШ №69 им.Б.Ш.Окуджавы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"
Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...
Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....
Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...
Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика) на тему "Какие правила морали особенно важны в школе"
Данная разработка поможет учителю организовать и провести урок обобщения и систематизации знаний ОРКСЭ в 4 классе по теме "Какие правила морали особенно важны в школе" в соответствии с современными тр...
Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).
Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...
Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс. Пояснительная записка к методической копилке «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса "ОРКСЭ"
В данном пособии приводятся примеры использования приема фишбоун на разных этапах уроков ОРКСЭ (4 класс)....