Урок по ОРКСЭ светская этика "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Данный урок направлен на освоение темы"Добро и зло" в рамках ОРКСЭ(светская этика). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5.docx112.97 КБ
Office presentation icon urok_dobro_i_zlo.ppt1.4 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК 5. Тема:  «Добро и зло»

Цель урока: 

Формирование  понятий «добро «, «зло».

Задачи:

•воспитание у детей  доброго отношения друг к другу.

• воспитывать положительные нравственные ценности гражданина России.

• развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.

• способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  1. Орг. Момент

-Ребята, сегодня мы будем говорить о нравственных ценностях. О каких, Вам подскажет афоризм . Прочитайте. Как Вы понимаете?

Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. П. Бови

Тема нашего урока « Добро и зло»

  1. Актуализация опорных знаний.

-Давайте, вспомним сказочных героев, символизирующих зло и добро, и попробуем распределить.

Зло

Добро

              -Что помогает нам оценить сказочного героя, да и человека тоже? Какие поступки и качества присущи добру и злу?(ответы детей).

III Операционно-исполнительский этап.

1)Давайте обратимся к словарю:

Добро-это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.  

Зло-противоположность добра. Это то, что мораль стремиться и исправить.

Получается добро и зло –антонимы. А какие цвета –антонимы Вы знаете?

-Посмотрите, кто из Вас знает. как называется этот символ?(ответы детей)Это ЯН и ИНЬ- раскрасим.

                              C:\Users\User\Desktop\post-9047-1256570415.jpg

В  китайской философии ян и инь символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, добра и зла.

С древних времен люди разных народов задумывались о значении добра и зла в их жизни.

Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…

2)В сказках люди из поколения в поколение передавали свои знания о добре и зле, показывая каким должен быть добрый человек. Подберите антонимы и мы узнаем положительные качества, присущие доброму человеку.

Злой человек

Добрый человек

злость

лживость

жестокость

жадность

ненависть

Добро и зло с далёких пор 
Ведут свой древний, давний спор 
Кто наяву а не во сне 
Сильней и крепче на земле? 

"Сильнее Я" сказало зло 
"Кто служит мне, тем повезло 
Я Щедро отблагодарю 
Земные Блага Подарю 

Машины, деньги, мощь и власть 
Пусть насладятся жизнью всласть!" 
Добро сказало: "Может быть, 
Но только я могу Любить 

Хоть за Душою ни гроша 
Для всех Людей важна Душа 
Я виллы, яхты не Дарю 
Зато я Душу Сохраню 

Друзей, Родных, Детей и Дом 
И много Счастья в Доме том 
Не знаю что ещё сказать.. 
Остаться с кем, самим решать 

Добро и зло с далёких пор 
Не оставляют этот спор.

3)- Ребята, а как Вы считаете, нужно ли за добрые поступки платить , хвалиться добрыми делами?(ответы детей)

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что-то больше не влечёт.

-Подумайте, почему дружба между ребятами прекратилась?(ответы детей)

-Как Вы понимаете слова Менандра


 Сделал добро - забудь, получил - помни всегда.

4) Ребята, давайте посмотрим мультфильм.(просмотр мультфильма)

-Сделайте вывод : как можно остановить зло и злые поступки?(ответы детей)

Никогда не отвечайте злом на зло.

Кто доброе сеет — добро его плод,
Кто злое посеет — злодейство пожнет.

                                                                           Саади

-Давайте . вспомним свои добрые дела и запишем .

          Дерево добра.

C:\Users\User\Desktop\864096513.jpg

           5) Прослушайте притчу о добре и зле.(аудиозапись)

                          Притча о добре и зле.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-О чем притча? Чему нас учит?

Каждый из на делает каждую минуту, каждую секунду выбор между добром и злом,  выбор между добрым и злым поступком. Но Вы должны понимать, что каждый поступок , как песчинка в море , важен для семьи, друзей, для всей нашей России. Для того , чтобы жить в мирной стране, нужно каждому оберегать мир и нести добро!

 IV Оценочно-рефлексивный этап

1)Работа в группах

Задания для групп. Соотнеси определения и пояснения.

1 группа.

1. Отнять у младшего деньги.  Это…(насилие).

2.Помочь старушке перейти дорогу. Это…(милосердие).

3. Подарить маме цветы в день рождения. Это…(внимательность).

4.Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище. Это…(злоба).

  2 группа.

 1.Ударить ногой собаку. Это…(жестокость).

 2. Помочь однокласснику в учебе.  Это…(доброта)

 3. Помирить поссорившихся друзей.  Это…(участие).

4.Помочь маме в домашних делах.  Это…(забота).

2) Выбери правильный ответ и запишите:

•        Что считается добрым поступком?

р) решить за друга задачу;

б) опоздать на неинтересную встречу;

д) помочь соседу разобрать задачу;

г) забыть о неприятной просьбе.

•        Как творят добрые дела?

ж) чтобы избежать наказания;

л) в надежде на вознаграждение;

в) в надежде на похвалу;

о) бескорыстно и сознательно.

•        Укажи поступки, которые одобряет общество:

б) взаимопомощь;

к) насилие;

в) унижение;

т) обман.

•        Что является последствием злых дел?

р)   вражда;

б) радость;

в) мирное сосуществование;

г) дружба.

•        Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

р)   смелости;

б) честности;

о) доброте, взаимопомощи, ответственности;

г) дружбе.

V Подведение итогов.

-Ребята. О чем мы сегодня говорили?

Что значит «добро»? Что значит добро в нашей         жизни?(ответы детей)

Если урок понравился нарисуйте улыбку цветочку, а если нет , тогда грустную мордашку. Объясните свой выбор.

VI. Домашнее задание.

Домашним заданием  будет сочинение-рассуждение « Спешите делать добро» . Необходимо подумать : для чего человеку «добро»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Добро- это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Слайд 6

Зло- противоположность добра. Это то, что мораль стремиться и исправить.

Слайд 10

Злой человек Добрый человек злость лживость жестокость жадность ненависть

Слайд 12

Сделал добро - забудь, получил - помни всегда. Менандр

Слайд 13

Дерево добра

Слайд 14

Презентация подготовлена учителем начальных классов Рыженковой А.Г. ГБОУ СОШ №69 им.Б.Ш.Окуджавы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика) на тему "Какие правила морали особенно важны в школе"

Данная разработка поможет учителю организовать и провести урок обобщения и систематизации знаний ОРКСЭ в 4 классе по теме "Какие правила морали особенно важны в школе" в соответствии с современными тр...

Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).

Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...