Основы светской этики. "Добро и зло" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цель: Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло».

Задачи:

  1. Актуализировать знания учащихся о добре и зле.
  2. Сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных сказок.
  3. Пробудить интерес и любовь к устному народному творчеству.
  4. Развитие речи, памяти, мышления, а также познавательных и творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся  при устных ответах, в беседе, выполнении индивидуальных заданий.
  5. Воспитание умений сотрудничать в процессе групповой работы.
  6. Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: «Добро и зло»

  1. й урок по теме)

Выполнила:

 учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №191

с углубленным изучением

немецкого языка

Абрамова Н.В.

Санкт – Петербург

2014 год

Тема: Добро и зло.

Цель: Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло».

Задачи:

  1. Актуализировать знания учащихся о добре и зле.
  2. Сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных сказок.
  3. Пробудить интерес и любовь к устному народному творчеству.
  4. Развитие речи, памяти, мышления, а также познавательных и творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся  при устных ответах, в беседе, выполнении индивидуальных заданий.
  5. Воспитание умений сотрудничать в процессе групповой работы.
  6. Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: Карточка с пословицей - «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Учебник. Стихотворение А.Л.Барто «Любочка». Весы. Мягкие игрушки.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы

На доске: Сказка  - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

- Как вы понимаете пословицу?

- Что такое «добро»?

-Что такое «зло»?

  1. Работа по теме
  1. Работа по учебнику

Давайте проверим по учебнику. Сравним с нашими определениями. (Уч.с.12-13)

  1. Беседа по теме

Всем вам известны сказки. В чем особенность сказок по сравнению с другими жанрами литературы?

- Давайте вспомним героев сказок.

- Какие из них относятся к добрым, а какие – к злым? Запиши героев  в два столбика (работа в парах)

Проверка.

- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда – зло? (ответы детей)

- Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек – это тот, кто приходит на помощь в трудную минуту. Это тот, кто помогает попавшим в беду, не ожидая взамен благодарности или награды, потому что делать доброе дело не из корысти, требуя чего – либо взамен, а по велению своего сердца.

3. Работа над стихотворением «Любочка»

Давайте послушаем стихотворение Агнии Львовны Барто «Любочка». Поразмышляйте, добрые в этом стихотворении герои или нет.

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.

Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.

ФИЗМИНУТКА

  1. Итог урока. Добро и зло на чашах весов

- Как вы думаете чего на земле больше: добра или зла?

- Нам помогут ответить на этот вопрос старинные весы (у учителя самодельные чашечные весы)

- На одну чашу весов мы будем класть «зло», а на другую – «добро».

- Что мы можем отнести к «злу»? (учитель складывает игрушки на эту чашу)

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы чаша весов перевесила.

-Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг нас

- Вы будете выходить к доске, говорить о своем добром деле и класть на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мягкие игрушки)

- Вы видите, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

- Какие чувства вы испытываете, когда совершаете добрые дела? (ответы детей)

IV. Домашнее задание (Приложение 1)

- Прочитайте дома рассказ «Костик – добрая душа» и письменно ответьте на 2 вопроса:

1. За что собаки могли «сказать» мальчику спасибо?

2. Почему рассказ называется «Костик – добрая душа»?

Приложение 1

Рассказ «Костик – добрая душа»

В дачном поселке объявились новые дачники - два крохотных черненьких щенка. В подъезде кто – то в коробке оставил. Весь дом обошла, хотела пристроить, да никому бедолаги не нужны оказались. На помойку выкинуть рука не поднялась, вот и свезли их сюда. Все лучше, чем в подворотне ютиться…- так объяснила появление щенков у себя сердобольная старушка Лидия Григорьевна.

Вскоре Шарик и Тузик, так прозвала их новая хозяйка, стали всеобщими любимцами. Без стеснения они носились по капустным и морковным грядкам, не обращая внимания на гневные окрики Лидии Григорьевны. Впрочем, кричала она так, больше для вида. «Что с них возьмешь с несмышленышей, пусть бегают, резвятся на свободе. Каково –то зимой придется…» - так думала женщина, сидя на крылечке своей дачи и наблюдая за шустрыми малышами.

Но до зимы было далеко. Пока еще светило яркое солнышко. От цветка к цветку без устали снова пчелы, а вслед за ними, высунув розовые язычки, словно ракеты, носились двое щенков. Их звонкие голоса разносились по всему дачному поселку.

 С такой голосистой охраной теперь мы можем спать спокойно, - говорили с улыбкой друг другу дачники. Каждый старался угостить щенков. Кто косточками, кто пирожком, а мальчик Костик с соседней дачи даже принес щенкам по большому куску торта со сбитыми сливками.

У меня день рождения вчера был – это им, пусть угощаются. Он протянул Лидии Григорьевне через низенький заборчик, разделявший соседствующие участки, тарелочку с угощением.

Да ты мой хороший! – ахнула старушка. – Про собачек не забыл моих…Да ты проходи, походи, милый, сам их угостишь.

Через минуту тарелка опустела. Шарик и Тузик в знак благодарности тыкались перемазанными теплыми, чуть влажными носами, в руку мальчика.

- Сердобольный какой он у вас, - кивнув в знак приветствия, сказала Лидия Григорьевна подошедшей в заборчику маме мальчика. – Взяли бы ему, раз животных так любит…

-Да что вы! – взмахнула рукой та. – У нас дома уже есть один пуделек преклонных лет. Он тишину любит, пусть уж доживает свой век в спокойствии. Эти ведь покоя не дадут, смотрите, что вытворяют.

Малыши, тявкая и повизгивая от удовольствия, носились за хохочущим мальчиком по бетонным дорожкам.

Да уж… - согласилась Лидия Григорьевна. – От этих покоя никак не дождешься, это точно…

Лето пролетело быстро и незаметно. С наступлением холодов опустели и дачи. Стало непривычно тихо и безлюдно. Щенки превратились в рослых длинноногих собак. Они давно перебрались из своей картонной коробки из-под телевизора в конуру, притулившуюся к домику Лидии Григорьевны. Сама хозяйка дачи уехала в город, и теперь собаки бродили по поселку как потерянные. Изредка наведывались дачники и тогда у Тузика и Шарика был настоящий пир. Собаки похудели. Животы их втянулись, ребра выступили наружу.

Как –то приехав с мамой в один из воскресных дней на дачу, Костик, увидав собак, вдруг расплакался.

-Они не переживут зимы, давай заберем их домой, ну пожалуйста, мамочка! – стал он просить маму.

-Мне тоже жалко их, сынок, но у нас есть уже одна собака. И потом, они уже привыкли к свободе. Им тяжело, да и нам тоже нелегко будет жить в тесной квартире с тремя собаками, - твердо отказала мама.

- Но мы должны для них что-нибудь сделать… Мне их очень жалко, - дрожащим голосом произнес Костик.

- Мне тоже очень жаль собак. Мы не можем взять их с собой в город, но в наших силах помочь им. Будем ездить сюда почаще и привозить еду, ты согласен? – спросила мама.

 - Согласен… - вздохнул сын.

 Потянулись холодные зимние месяцы.

-Ничего, собачки, еще немного осталось, вы уж потерпите! – приговаривал Костик, вываливая собакам из сумки недельный запас привезенный еды. Шарик и Тузик дрожа мелкой дрожью то ли от голода, то ли от холода, с жадностью набрасывались на еду. Пока мальчик с мамой доходили до ворот дачного поселка, собаки успели расправиться с едой и неслись следом, громко лая.

-Ты понял, что тебе сказали собаки? – с улыбкой спросила мама Костика, когда они подходили к автобусной остановке.

-Они сказали мне «до свидания»? – вопросом на вопрос ответил мальчик.

 - А мне кажется, что собаки сказали тебе: «Спасибо!», - вновь улыбнулась мама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы светской этики. "Добро и зло"

Ход урока.1.Ведение в тему.Презентация. Слайд №2.  -Вы видите иллюстрации. Одинаковы ли они? Почему?-Как можнкио их разделить на группы?-Подберите слова к каждой иллюстрации.Презентация. Слайд №3...

Светская этика "Добро и зло", урок №5

Знакомство  учащихся с понятиями «добро» и «зло», как основными этическими понятиями....

Конспект урока по светской этике "Добро и зло"

Предмет ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Первый урок по теме "Добро и зло"...

Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным....

Урок по ОРКСЭ светская этика "Добро и зло"

Данный урок направлен на освоение темы"Добро и зло" в рамках ОРКСЭ(светская этика)....

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». «Добрым жить на свете веселей», 1 урок

Урок в 4 классе по теме «Добрым жить на свете веселей» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок, с использованием технологии системно-деятельностного подхо...