модифицированная программа по внеурочной деятельности "Планета Здоровья"
материал (1 класс) по теме
Модифицированная программа "Планета Здоровья" направлена на формирования здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_planeta_zdorovya.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №1 г. Новопавловска»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
Протокол № __ от « __»________20_ _г.
Руководитель МО:_____________________
/Ф.И.О./
Модифицированная программа
дополнительного образования
по внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Планета Здоровья»
Срок реализации программы: 2 года
Рассчитана: на детей школьного возраста(7- 9 лет)
Составители:
Цапко Татьяна Владимировна
Кучугурина Марина Валерьевна
Лазаренко Татьяна Георгиевна
учителя начальных классов
МОУ «Гимназия №1
г. Новопавловска»
Новопавловск, 2011г.
Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- - стрессовая педагогическая тактика;
- - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- - провалы в существующей системе физического воспитания;
- - интенсификация учебного процесса;
- - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность модифицированной программы «Планета Здоровья».
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Данная программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- психогимнастика;
- игра.
Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 2 года.
Набор в группу: без ограничений
Режим проведения занятий:
1-й год обучения : 33 часа (8 часов теоретический, 25 часов практических) в год; занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
2-й год обучения: 34 часа (9часов теоретический, 25 часов практических) в год; занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Изучение программного материала начинается с 1класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
- осуществление точечного профилактического массажа.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие по валеологии для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие по валеологии должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания образовательной программы «Планета здоровья»:
- умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);
- умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
- умение доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты изучения образовательной программы «Планета здоровья»:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;
- проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их здоровья во всех его проявлениях.
Метапредметные результаты изучения образовательной программы «Планета здоровья»:
- характеристика личного и общественного здоровья как социальнокультурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
- планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
- анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования;
- управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Формы подведения итогов:
- конкурс рисунков;
- викторина;
- исследовательская работа;
- составление памяток;
- мини-проект;
- мини-сочинение.
Учебно-тематическое планирование
1 год обучения
№/п | Тема занятия | Количество часов | Всего часов | ||
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие по валеологии «Здравствуйте!» | 1 | 1 | ||
2-3 | «Человек – часть Вселенной». | 2 | 2 | ||
4-5 | «Страна чувств и эмоций». | 2 | 2 | ||
6 | «Я и моя семья». | 1 | 1 | ||
7 | «Я и мои друзья» | 1 | 1 | ||
8-9 | «Я и мой организм» | 1 | 1 | 2 | |
10-11 | «Я изучаю себя» | 1 | 1 | 2 | |
12-13 | « Мои физические возможности» | 1 | 1 | 2 | |
14 | «Дышите на здоровье» Правила дыхания | 1 | 1 | ||
15 | Секреты здоровья в скороговорках | 1 | 1 | ||
16-17 | «Хилый в шубу – здоровый на мороз» Секреты закаливания | 1 | 1 | 2 | |
18-20 | Профилактика травматизма Причины травматизма младших школьников в школе | 1 | 2 | 3 | |
21 | Оказание первой доврачебной помощи при травмах | 1 | 1 | ||
22-23 | Нарушение осанки | 1 | 1 | 1 | |
24-25 | Точечный массаж Приёмы массажа для укрепления мышц и нервов | 1 | 1 | 2 | |
26 | «Помоги себе сам» Психофизическая тренировка | 1 | 1 | ||
27 | «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» Физические упражнения в жизни младшего школьника | 1 | 1 | ||
28 | «Кто сколько жует – тот столько живет» Правильное и рациональное питание Правила питания | 1 | 1 | ||
29-30 | «Страна Витаминия» Роль витаминов в питании младшего школьника | 1 | 1 | 2 | |
31 | Разнообразие пищевых продуктов | 1 | 1 | ||
32 | Правильное питание – это рациональное питание? | 1 | 1 | ||
33 | «Азбука здоровья» | 1 | 1 | ||
Всего | 8 ч | 25 ч | 33 ч |
Содержание программы
1 год обучения
№/п | Тема занятия | Содержание занятий |
1 | Вводное занятие по валеологии «Здравствуйте!» | Общение в жизни человека. Тренинг общения. |
2-3 | «Человек – часть Вселенной». | Человек и Вселенная. Проектная деятельность «Мой мир». Защита проекта |
4-5 | «Страна чувств и эмоций». | Путешествие в страну чувств и эмоций. Виды эмоций. Для чего нужны. Конкурс на лучшую памятку «А ты пробовал не злиться?» |
6 | «Я и моя семья». | Рассказ о семье. Выставка рисунков «Моя семья» |
7 | «Я и мои друзья» | Тренинг общения «Я и мои друзья». Выставка рисунков «Мой друг» |
8-9 | «Я и мой организм» | Беседа с медицинским работником «Мой организм-единое целое» Викторина «Знай свой организм» |
10-11 | «Я изучаю себя» | Практическая работа «Физическая нагрузка и организм» (сердцебиение после бега, приседаний, прохладный душ во время зноя ит.д) |
12-13 | « Мои физические возможности» | Мини- проект «Вам слабо». Защита проекта. |
14 | «Дышите на здоровье» Правила дыхания | Значение дыхания в жизни человека. Дыхательная гимнастика. Правила дыхания. |
15 | Секреты здоровья в скороговорках | Для чего разучивают скороговорки?. Разучивание скороговорок. Конкурс скороговорочников |
16-17 | «Хилый в шубу – здоровый на мороз» Секреты закаливания | Значение закаливания в жизни человека. Секреты закаливания. |
18-20 | Профилактика травматизма Причины травматизма младших школьников в школе | Причины травматизма младших школьников в школе. Исследовательская работа «Поведение ученика во время урока и на перемене». Отчёт об исследовательской работе. |
21 | Оказание первой доврачебной помощи при травмах | Практикум под руководством медицинского работника школы (перебинтовать, обработка раны, помощь при ушибе) |
22-23 | Нарушение осанки | Осанка в жизни человека. Общеукрепляющие упражнения. |
24-25 | Точечный массаж Приёмы массажа для укрепления мышц и нервов | Точечный массаж Приёмы массажа для укрепления мышц и нервов. Презентация. |
26 | «Помоги себе сам» Психофизическая тренировка | Релаксасия. Значение в жизни человека. Приёмы релаксации. Можно пригласить на данное занятие школьного психолога и провести занятие в комнате психологической разгрузки. |
27 | «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» Физические упражнения в жизни младшего школьника | Разучивание комплекса физических упражнений. |
28 | «Кто сколько жует – тот столько живет» Правильное и рациональное питание Правила питания | Правильное и рациональное питание Правила питания. Режим питания. Составление памятки «Правила питания» |
29-30 | «Страна Витаминия» Роль витаминов в питании младшего школьника | Роль витаминов в питании младшего школьника. Викторина «Витамины нашего сада и огорода» Конкурс рисунков. |
31 | Разнообразие пищевых продуктов | Для чего составляют меню. Составление меню «Меню младшего школьника» |
32 | Правильное питание – это рациональное питание? | Экскурсия в школьную столовую. Беседа с поваром и медицинским работником. |
33 | «Азбука здоровья» | Подведение итогов за год. Игра-викторина «Азбука здоровья» |
- Г. Остер Вредные советы.М, РОСМЭН,2011
- Ф. Эрдаг Всё обо всём. Почемучка.Изд. АСТРЕЛЬ, 2004.
- Энциклопедия для детей. Биология. М., Аванта+, 1995.
- Загадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".
Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровое питание"
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие ...
Модифицированная программа по внеурочной деятельности "КЛАССный хор "Колокольчики"
Модифицированная программа по внеурочной деятельности "КЛАССный хор "Колокольчики"Презентация - "КЛАССный хор "Колокольчики"...
модифицированная программа по внеурочной деятельности курса "Школа развития речи"
Изучаяя курс "Школа развития речи" дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельност...
Модифицированная программа по внеурочной деятельности курса "Развитие познавательных способностей"
Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!" 1класс
Рабочая программа разработана для учителей 1-х классов по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!"(спортивно-оздоровительное направление).Для учителей начальной школы разработаны и у...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!"
Содержит 3 необходимых раздела...