Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста посредством элементов театрализованной деятельности
методическая разработка на тему
На нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи младших школьников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в развитии диалогической речи младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_otcheta_moy_mas._kl.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема: «Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста посредством элементов театрализованной деятельности»
Актуальность
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума но и главное средство общения.
В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?
снижение уровня читательской культуры;
снижение уровня индивидуального словарного запаса;
низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.
Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу.
Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи младших школьников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в развитии диалогической речи.
Для решения задач развития диалогической речи я использую игровые методы с элементами театрализованной деятельности, которые органично вписываются в жизнь ребёнка.
Один из них : дидактический рассказ с инсценировкой. Проходит в два этапа. На первом этапе читают сказку, а дети слушая подсказывают нужные реплики. На втором этапе прозвучавшие реплики применяются в инсценировке. Слушайте внимательно, запоминайте реплики друг друга, и тогда рассказ получится замечательный! Начнём…
«Жил на свете цыплёнок. Сначала он жил в тёплом маленьком домике – яйце. Но вскоре ему стало скучно одному, и он решил выбраться наружу. Когда он вылупился из яйца, оказалось, что он жёлтый – прежёлтый. Мама Курица так его и назвала: Жёлтый Цыплёнок.
Однажды утром Жёлтый Цыплёнок решил прогуляться и познакомиться с соседями. Он зашагал по тропинке и вскоре на ромашке увидел красивую бабочку. Она была такая красивая, её так и звали – Красивая Бабочка.
Жёлтый Цыплёнок подбежал к бабочке и сказал: … .
А бабочка ответила:…. А цыплёнок добавил:…
И зашагал дальше. Неподалёку муравей тащил соломинку. Она была в несколько раз больше муравья, но муравей легко с ней справлялся. Его так и звали – Сильный Муравей. Жёлтый цыплёнок ему сказал:… Муравей в ответ: …. Удивился цыплёнок: … А муравей: … Так Жёлтый Цыплёнок познакомился с муравьём. Дальше по тропинке скакал Серый Воробей. Цыплёнок вежливо поздоровался:…. Воробей ответил: … Жёлтый Цыплёнок решил с ним познакомиться: … На что Воробей ответил: …. Тогда цыплёнок и сам представился: … И предложил: … И они подружились. »
Переходим ко второму этапу, где применим в инсценировке прозвучавшие реплики. (раздать элементы театрализации). Я читаю текст, а вы сначала имитируете движения героя, затем дополняете репликой по тексту.
Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.
Режиссерские игры– разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Педагог может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов.
Пересказывать сказки дети могут с помощью настольного театра, тетра теней, кукол, игрушечных животных, аппликации и т.д.
Этот прием поможет детям лучше запомнить сказку понять её смысл и рассказать при помощи моделей.
Для развития чувства эмпатии полезно использовать одноименный метод - метод эмпатии (метод развития творческого воображения)
В основе метода лежит отождествление самого себя с кем-либо, или чем-либо, и как следствие умение сопереживать этому объекту.
Для драматизации сказок дети могут объединяться в небольшие подгруппы и с помощью интонации, жестов, мимики, движений выразительно рассказывать сказки друг другу, становясь активными рассказчиками, слушателями, актерами. Воспитатель - советчик в выборе сказки и партнер по игре, с учетом интересов, способностей ребенка помогает распределить роли, напомнить игровые действия»1
С целью развития умения пересказывать сказку полезно использовать метод «конспектирования». Детям предлагаются картинки для разукрашивания из какой-либо сказки. Они должны вспомнить название сказки, кто её написал и затем разукрасить картинки в последовательности содержания сказки. Так же детям можно предложить нарисовать серию последовательных рисунков, с помощью которых ребенок может пересказать сказку. Этот метод помогает внимательно слушать, понимать сказку, выделять основных персонажей, подчеркнуть главные события.
Сейчас я предлагаю вам побыть в роли детей младшего школьного возраста.
Интегративная деятельность по эвенкийской народной сказке «Лисица и птичка»
1. Посмотрите, ребята, там, вдали горит костёр! Давайте подойдём поближе! (Зазвучали голоса птиц, журчание ручейка).
Слышите, как поют птицы? Как журчит ручеёк? Где же это мы оказались?
На небольшой поляне среди леса, на берегу красивой реки. На краю поляны стоит несколько чумов – с древнейших времён жилище кочевников. Заглянем в одно из них. Вдоль стен – шкуры и ковры из меха. В середине чума – очаг с подвешенным над ним котлом. У костра старый эвенк – народный сказитель, мастер сказки рассказывать. Присядем рядом с ним и послушаем, о чём он говорит.
2. Чтение народной эвенкийской сказки «Лисица и птичка».
«Жила птичка, её гнездо находилось высоко на дереве. Однажды к птичке пришла лисица и, чтобы полакомиться чем-либо, стала просить яйцо, при этом запугивала её.
— Если ты не дашь мне своих яиц, то я к тебе взберусь на дерево, а если не смогу взобраться, то дерево срублю.
Птичка испугалась и отдала все свои яйца лисице. Лисица яйца птички съела и отправилась в свою нору. Птичка осталась и плачет по своим яичкам. Приходит к птичке рябчик и спрашивает ее:
— О чем ты плачешь?.. Скажи-ка мне. Птичка рассказала рябчику, что лисица съела у нее яйца.
— А зачем ты их давала ей? — говорит рябчик птичке.
— Ну, как же я не отдам, когда она мне сказала: «Если ты их не отдашь мне, я взберусь к тебе на дерево, а если не смогу взобраться, то срублю дерево».
Рябчик спросил птичку:
"— С каких пор лисица стала лазальщиком и дроворубом? Она всё врала тебе, если она вторично к тебе явится, то ты не давай яиц. Когда захочет взобраться к тебе или рубить дерево, ты скажи ей: «Когда ты научилась лазать по деревьям и срубать их?» Она ничего не сможет тебе сделать, потому что ни влезать на дерево, ни рубить его не умеет.
И рябчик улетел. Птичка осталась одна...
Лисица снова пришла к ней, стала требовать яиц, запугивая ее:
— Не дашь яиц, взберусь на дерево, если не смогу взобраться — срублю его. Птичка сказала ей:
— С каких пор ты стала лазальщиком и лесорубом? Ты все это лжешь мне! Рябчик говорил, что ты ничего этого не можешь делать.
Лисица рассердилась и отправилась искать рябчика. Когда она нашла, то увидела в снегу рябчикову ямку, начала тихонько подкрадываться, поймала его и в зубах поволокла в свою нору. Рябчик и говорит лисице:
— Погоди меня есть, давай сначала поразговариваем.
Вот рябчик и спрашивает лисицу:
— Ты знаешь, лисица, как мычат коровы?
Лисица, не разевая рта, сказала:
— М-м-м.
Рябчик опять задает вопрос:
— А как блеют бараны?
Лисица, разинув рот, сказала:
— Бя-а-а.
В это время рябчик вылетел из ее рта. Он обманул лисицу».
Работа в группах
1. Метод эмпатии.( задание для 1 группы)
1) Представьте себя на месте лисицы. Опишите себя. Какие чувства вы испытываете?
2) Представьте себя птичкой. Опишите себя. Чтобы вы сделали на её месте, если бы узнали, что хотят разорить ваше гнездо?
2. Метод конспектирования. .( задание для 2 группы)
У вас на столах находятся листочки с изображениями героев сказки. Разукрасить картинки (мелками) в последовательности содержания сказки. Сравните свой результат с результатом слайда.
3. Драматизация сказки «Лисица и птичка». .( задание для 3 группы)
Попробовать изобразить героев сказки с противоположным характером: Лисица – добрая, птичка – умная, рябчик – злой, хитрый.
Кем быть лучше добрым или злым?
4. Предложить детям объединиться в группы и слепить понравившийся эпизод сказки из цветного соленого теста. .( задание для 4 группы)
Взрослые эвенки для своих детей изготавливали игрушки: вырезали из дерева, из бересты, вылепливали из глины. Попробуйте и вы сейчас слепить понравившихся героев сказки.
Расставить героев в порядке появления в сюжете сказки.
Заключение.
Каждому ребёнку дать возможность высказать своё мнение.
Понравилась вам сказка?
Какой герой больше понравился? Почему?
Будем ещё слушать эвенкийского народного сказочника?
Поблагодарите его. Мы обязательно придём ещё к нему в гости.
Каким образом вы можете использовать данный опыт в своей работе?
В течение 10 минут разработайте собственную модель образовательной деятельности, применяя данные методы. В помощь вам дана бурятская народная сказка «Змея и муравей».
Обсуждение.
Рефлексия.
Закончить свою работу я хочу методикой «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем мастер-классе, с обратной стороны можете написать свои пожелания, оставить свои комментарии.
Таким образом, игровые упражнения в диалоге разнообразны. Их связь с литературными произведениями дает детям «лучшие образцы» родной речи, а упражнения, предполагающие свободные импровизированные диалоги без опоры на литературный образец, приближают их к реальному общению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...
Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии.
Использование проблемно-диалогического обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие коммуникативной компетенции так как дети учатся ставить и решать задачи посредством...
ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...
Методическая разработка на тему: Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»
В данном материале представленна методика развития ловкости у обучающихся начальных классов посредством выполнения упражнений с различными мячами...
Методическая разработка на тему: «Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»
Координация- это способность человека рационально согласовывать движение звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.В параметры координации входит:Способность к дифференцированию различных...
Методическое пособие для педагогических работников "Как развивать связную речь у детей младшего школьного возраста посредством работы над изложением"
Методическое пособие включает необходимую информацию для разработки уроков русского языка начальных классов, которые будут направлены на развитие связной речи детей младшего школьного возраста, посред...