Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации процесса обучения и развития с обучающимися с ОВЗ
учебно-методический материал (1 класс)

Антонова Евгения Вячеславовна

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации процесса обучения и развития с обучающимися с ОВЗ

Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы детей с ОВЗ.
Задачи применения информационно – коммуникационных технологий в коррекционном обучении:
* развитие основных психических функций: мышление, внимание, память;
* формирование общеинтеллектуальных умений (операции сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, анализа, гибкость мыслительных процессов);
* развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
* развитие речи и словарного запаса учащихся;
* развитие быстроты реакции;
* формирование положительной мотивации к учению.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.
Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, телевизора, интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы необходимо на коррекционных занятиях с применением ИКТ использовать здоровьесберегающие технологии.

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях с применением ИКТ:
1) Для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером на занятиях с применением ИКТ необходимо соблюдение санитарно – гигиенических требований: в 1 классе за компьютером можно работать не более 10 минут, во 2 - 4 классах – не более 15 минут.
2) Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на занятии необходимо проводить динамические паузы, физминутки и зрительные гимнастики.
Зрительные гимнастики рекомендуется проводить в середине и в конце занятия в течение 1 минуты.
Так же для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради и за компьютером рекомендуется учащимся при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд вдаль на несколько секунд.
Для укрепления глазных мышц, снятия усталости глаз очень полезно использовать стереограммы (определение изображения, спрятанного на рисунке).
3) Необходимо соблюдение требований к дизайну мультимедийных презентаций:
• шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 пт;
• количество цветов на слайде не больше трёх;
• цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы текст хорошо читался;
• текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления учеников.
4) В течение коррекционного занятия необходимо применять разнообразные минутки релаксации, а конце урока элементы рефлексии.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии на коррекционных занятиях с применением ИКТ способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Процесс обучения становиться интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала на уроках, усиливается интерес детей к занятиям.

Преимущества использования ИКТ на индивидуальных занятиях
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
• тренируется эффективность внимания, память и мышление;
• дети раньше овладевают чтением и письмом;
• дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
• быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; – активно пополняется словарный запас;
• развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
• воспитывается целеустремленность;
• развиваются воображение и творческие способности.

На коррекционных занятиях с учителем-дефектологом при обучении детей с нарушением интеллекта могут использоваться следующие электронные средства учебного назначения:
• компьютерные игры на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, математических навыков;
• компьютерные энциклопедии;
• компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями;
• игры-кроссворды;
• логические игры на компьютере;
• компьютерные лабиринты;
• компьютерные раскраски;
• компьютерные мозаики.

Примерные игры, упражнения с обучающимися начальной школы на индивидуальных занятиях с применением информационно – коммуникационных технологий:
Развитие памяти
В играх дети задействуют зрительную и слуховую память: запоминают положение предмета, инструкцию диктора, парные картинки, порядок картинок и выполняют другие задания.
«Звонок другу»
Лягушонок звонит друзьям, и приглашает их на концерт или просит выбрать подарок. Задача ребенка — правильно запомнить и набрать номера их телефонов. В конце игры можно пересказать, с кем говорил лягушонок и о чем шла речь. Например, лягушонок хочет выбрать подарок для бабочки и просит совета у зайца. Диктор говорит номер: 5, 3. Ребенок повторяет эти цифры и затем набирает их на телефоне. Заяц не знает, что подарить бабочке, но подскажет лягушонку, кому можно позвонить. Следующий номер будет из трех цифр и так далее по нарастающей.
Развитие внимания и тренировка навыка счета
Дети задействуют зрительное и слуховое внимание: ищут предмет, соотносят картинки между собой, подбирают оттенки цветов, расставляют предметы по заданной схеме и выполняют другие задания.
«Жадные пылесосы»
На экране появляются группы разных предметов и диктор говорит, какие предметы надо сосчитать. Например, надо посчитать все одушевленные предметы или все зеленые. Ребенок считает предметы и выбирает нужную цифру на пылесосе. В настройках можно выбрать время на ответ. Чем оно больше, тем проще ребенку. Игра поможет развить внимание у детей и закрепить с ними навык счета.
Развитие логического мышления
В играх дети ищут логические ошибки в картинках, комбинируют геометрические фигуры, выбирают предмет по описанию и выполняют другие задачи.
«Кто лишний?»
Ребенок должен выбрать одну из четырех картинок, которая не подходит под остальные. Например, птицу среди трех животных. Или автомобиль среди трех видов водного транспорта. Игра поможет развить логическое мышление у детей
Развитие пространственного мышления
Игра поможет развить пространственное мышление у детей
«Пират и клад»
Пират зарыл клад и нарисовал карту. Теперь он идет их откапывать вместе с ребенком. Пират говорит, сколько сделать шагов и в какую сторону, а ребенок показывает клетку на карте, куда надо встать пирату. Игра поможет ребенку лучше ориентироваться на пространстве листа в клетку.
Составление рассказа по картинке
Дети составляют рассказ с заданными словами, по схеме или картинке.
«Что сначала»
Перед ребенком три картинки, которые образуют историю. Ребенок выстраивает их в хронологической последовательности и составляет рассказ по ним. Например, на одной картинке человек сажает семечко, на второй из земли растет росток, на третьей стоит дерево. Ребенок раскладывает их в правильной последовательности и проговаривает историю целиком.

Используя информационные компьютерные технологии при проведении урока, учебный процесс становится увлекательным, интересным, у детей с ОВЗ повышается мотивация к учению, развивается речь, внимание, мышление, углубляются знания об окружающем мире.
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, способствует развитию и коррекции познавательных процессов младших школьников, усвоению программного материала, повышению уровня обучаемости учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации процесса обучения и развития с обучающимися с ОВЗ

Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы детей с ОВЗ.
Задачи применения информационно – коммуникационных технологий в коррекционном обучении:
* развитие основных психических функций: мышление, внимание, память;
* формирование общеинтеллектуальных умений (операции сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, анализа, гибкость мыслительных процессов);
* развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
* развитие речи и словарного запаса учащихся;
* развитие быстроты реакции;
* формирование положительной мотивации к учению.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.
Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, телевизора, интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы необходимо на коррекционных занятиях с применением ИКТ использовать здоровьесберегающие технологии.

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях с применением ИКТ:
1) Для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером на занятиях с применением ИКТ необходимо соблюдение санитарно – гигиенических требований: в 1 классе за компьютером можно работать не более 10 минут, во 2 - 4 классах – не более 15 минут.
2) Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на занятии необходимо проводить динамические паузы, физминутки и зрительные гимнастики.
Зрительные гимнастики рекомендуется проводить в середине и в конце занятия в течение 1 минуты.
Так же для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради и за компьютером рекомендуется учащимся при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд вдаль на несколько секунд.
Для укрепления глазных мышц, снятия усталости глаз очень полезно использовать стереограммы (определение изображения, спрятанного на рисунке).
3) Необходимо соблюдение требований к дизайну мультимедийных презентаций:
• шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 пт;
• количество цветов на слайде не больше трёх;
• цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы текст хорошо читался;
• текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления учеников.
4) В течение коррекционного занятия необходимо применять разнообразные минутки релаксации, а конце урока элементы рефлексии.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии на коррекционных занятиях с применением ИКТ способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Процесс обучения становиться интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала на уроках, усиливается интерес детей к занятиям.

Преимущества использования ИКТ на индивидуальных занятиях
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
• тренируется эффективность внимания, память и мышление;
• дети раньше овладевают чтением и письмом;
• дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
• быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; – активно пополняется словарный запас;
• развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
• воспитывается целеустремленность;
• развиваются воображение и творческие способности.

На коррекционных занятиях с учителем-дефектологом при обучении детей с нарушением интеллекта могут использоваться следующие электронные средства учебного назначения:
• компьютерные игры на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, математических навыков;
• компьютерные энциклопедии;
• компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями;
• игры-кроссворды;
• логические игры на компьютере;
• компьютерные лабиринты;
• компьютерные раскраски;
• компьютерные мозаики.

Примерные игры, упражнения с обучающимися начальной школы на индивидуальных занятиях с применением информационно – коммуникационных технологий:
Развитие памяти
В играх дети задействуют зрительную и слуховую память: запоминают положение предмета, инструкцию диктора, парные картинки, порядок картинок и выполняют другие задания.
«Звонок другу»
Лягушонок звонит друзьям, и приглашает их на концерт или просит выбрать подарок. Задача ребенка — правильно запомнить и набрать номера их телефонов. В конце игры можно пересказать, с кем говорил лягушонок и о чем шла речь. Например, лягушонок хочет выбрать подарок для бабочки и просит совета у зайца. Диктор говорит номер: 5, 3. Ребенок повторяет эти цифры и затем набирает их на телефоне. Заяц не знает, что подарить бабочке, но подскажет лягушонку, кому можно позвонить. Следующий номер будет из трех цифр и так далее по нарастающей.
Развитие внимания и тренировка навыка счета
Дети задействуют зрительное и слуховое внимание: ищут предмет, соотносят картинки между собой, подбирают оттенки цветов, расставляют предметы по заданной схеме и выполняют другие задания.
«Жадные пылесосы»
На экране появляются группы разных предметов и диктор говорит, какие предметы надо сосчитать. Например, надо посчитать все одушевленные предметы или все зеленые. Ребенок считает предметы и выбирает нужную цифру на пылесосе. В настройках можно выбрать время на ответ. Чем оно больше, тем проще ребенку. Игра поможет развить внимание у детей и закрепить с ними навык счета.
Развитие логического мышления
В играх дети ищут логические ошибки в картинках, комбинируют геометрические фигуры, выбирают предмет по описанию и выполняют другие задачи.
«Кто лишний?»
Ребенок должен выбрать одну из четырех картинок, которая не подходит под остальные. Например, птицу среди трех животных. Или автомобиль среди трех видов водного транспорта. Игра поможет развить логическое мышление у детей
Развитие пространственного мышления
Игра поможет развить пространственное мышление у детей
«Пират и клад»
Пират зарыл клад и нарисовал карту. Теперь он идет их откапывать вместе с ребенком. Пират говорит, сколько сделать шагов и в какую сторону, а ребенок показывает клетку на карте, куда надо встать пирату. Игра поможет ребенку лучше ориентироваться на пространстве листа в клетку.
Составление рассказа по картинке
Дети составляют рассказ с заданными словами, по схеме или картинке.
«Что сначала»
Перед ребенком три картинки, которые образуют историю. Ребенок выстраивает их в хронологической последовательности и составляет рассказ по ним. Например, на одной картинке человек сажает семечко, на второй из земли растет росток, на третьей стоит дерево. Ребенок раскладывает их в правильной последовательности и проговаривает историю целиком.

Используя информационные компьютерные технологии при проведении урока, учебный процесс становится увлекательным, интересным, у детей с ОВЗ повышается мотивация к учению, развивается речь, внимание, мышление, углубляются знания об окружающем мире.
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, способствует развитию и коррекции познавательных процессов младших школьников, усвоению программного материала, повышению уровня обучаемости учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступно...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором инфо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В статье рассматриваются компьютерные программы, используемые в работе учителя- логопеда.В современном мире компьютерные технологии стремительно завоёвывают всё новые направления в области образовател...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

«Послушай – и ты узнаешь. Посмотри – и ты поймёшь. Сделай и ты научишься»(китайская мудрость)...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего об...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-комуникационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе, с прим...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...