В царстве зимы
методическая разработка по теме

Каткова Мирослава Сергеевна

Интегрированный урок по литературе, изо, хореографии, музыке на тему "В царстве зимы" для учащихся 2-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_czarstve_zimi.rar7.05 КБ

Предварительный просмотр:

« В царстве зимы» (интегрированное занятие: ИЗО, музыка, литература, хореография).

Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости.

Задачи:

  1. Формирование любви к природе через эмоциональное восприятие красоты окружающего мира.
  2. Учиться создавать танцевальные композиции в соответствии с фактором и формой музыкального произведения
  3. Развитие умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, линии и цвета.

Литературный материал: Ф. Тютчев “Чародейкою зимою...”

1. Вступительная

беседа (создание мотивации)

Первичное восприятие художественного произведения

2.Проверка первичного восприятия.

3.Первичное прослушивание муз.произведения

4.Проверка первичного восприятия.

Эмоциональная оценка прослушанного.

5.Репетиция, выбор выразительных движений.

6.Повторное прослушивание музыки в движении.

7.Музыкально-ритмические движения под музыку (импровизация).

8.Подведение промежуточных итогов.

9.Творческая работа детей в изостудии.

10.Итог занятия. Выставка детских работ.

Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева.

(звучит фонограмма “Вьюга”)

  1. Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

  1. И стоит он, околдован –

Не мертвец, и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

  1. Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

  1. Какой автор представил себе зиму?
  2. А какой, слушая это стихотворение, представил зиму ты?
  3. С чем сравнивается зима и лес?
  4. В чем проявляются Чары Зимы?
  5. Почему поэт сравнивает зиму с колдуньей?
  6. Можно ли утверждать, что автор восторгается чарами зимы, но опасается их? Докажите текстом.
  7. Какими словами он показывает выразительность, красоту зимы?
  8. Многие поэты воспевали красоту, волшебство зимы в своих стихах. А какие вы знаете стихотворения о зиме? Какой предстает зима перед вами? (дети читают стихи)
  9. Какой предстает вообще зима в вашем воображении? (красивой, вьюжной, сердитой, хрустальной, злой, тихой, белой, холодной, чистой и т.д.)
  10. А какая она на самом деле?
  11. А может ли зима быть такой выразительной в работах художников?
  12. Подберите репродукции картин, подходящие по настроению, колориту образам, создаваемым в стихах. Можно к каждой картине придумать свое название и подобрать стихотворение.
  13. Давайте споем песенку о зиме и подумаем, какие слова рисуют в воображении образ зимы (дети поют песню “Зима-портниха”, под фонограмму).
  14. Какая же зима в песенке? (добрая, трудолюбивая, щедрая, ласковая, красивая, заботливая, как мама и т.д.)
  15. Зима приходит с удивительным художником-морозом, рисующим на стеклах сказочных птиц, лепестки невиданных хрустальных цветов, фантастические замки...
  16. Может ли музыка передать выразительные особенности зимы? Какими средствами? На эти вопросы мы постараемся ответить после прослушивания замечательной музыки П.И. Чайковского.
  17. Подумайте, какую зиму изобразил композитор, что он хотел рассказать о зиме? Что вы представляете, слушая музыку? (звучит “Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского в записи).
  18. Какую зиму нарисовал композитор?
  19. Какие чувства у вас вызвала эта музыка?
  20. Какие образы вы представили себе?
  21. Как она (музыка) может называться?
  22. П.И. Чайковский сочинил музыку про снег, снежные хлопья, которые падают с неба зимой, о их красоте и изяществе, легкости и грации, с которой они двигаются с неба на землю, как будто танцуют...
  23. А как двигаются снежные хлопья? Какие движения можно представить, какую картину танца снежинок? (красиво, плавно, легко, мягко, музыкально).
  24. А сейчас мы при повторном прослушивании попробуем нарисовать в своем воображении танец снежинок и с помощью лент, дождя, шарфов изобразим танец снежных хлопьев (дети предлагают свои движения, выбирают аксессуары).

(Репетиция: разбиение детей на группы: - 1 группа выполняет крупные движения, а 2 группа - мелкие. Может быть другое разбиение: 1 группа – движения на раскрытие, 2 группа – движения на завершение.

1. Танцевальные движения без музыки;

2. Танцевальные движения под фрагмент;

3.Танцевальные движения под музыку (дети танцуют “Вальс снежных хлопьев”)

  1. Молодцы, все были грациозными, легкими, красивыми снежинками.
  2. Зима радует нас не только снегом, но и зимними забавами, играми.
  3. В какие игры вы играете зимой?
  4. Какие движения можно делать, имитируя зимние игры? (дети предлагают, показывают движения).
  5. А сейчас по музыку, с помощью жестов попытайтесь показать в какие игры можно играть зимой (имитация детьми катания на коньках, лыжах, игры в снежки, постройки снежной крепости, снеговика).

(Под музыку “Вальс” Г.С. Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”)

  1. Замечательно все играли, лепили снежки, строили снежных человечков, катались на коньках, лыжах
  2. А теперь давайте вспомним все, о чем мы с вами говорили сегодня, что вам больше всего запомнилось?
  3. Мы были с вами и музыкантами, и певцами, и танцорами, и слушателями, и зрителями, а художниками еще не были!
  4. Какую бы зиму вам, как художникам, хотелось бы изобразить в красках?
  5. Постарайтесь при работе вспомнить все образы зимы, о которых мы говорили и создайте в цвете свою неповторимую красавицу зиму.

(Во время работы детей звучит “Декабрь” П.И. Чайковского из “Времен года” в записи).

  1. Какие же образы зимы мы смогли увидеть сегодня?
  2. А какой зимушку вы нарисовали?
  3. Какие цвета использовали? Почему?
  4. Как можно назвать ваши картины? (дети придумывают названия к своим рисункам).
  5. Какие стихи подходят к вашим работам?
  6. Молодцы! Все сегодня очень хорошо поработали. Спасибо.
  7. А все ваши работы будут оформлены на выставке, чтобы родители и гости школы - сад, тоже увидели, что зима бывает разной.

(Оформление совместно с детьми выставки работ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В серебряном царстве волшебницы Зимы

Интегрированный урок литературного чтения и рисования....

Тема: «Путешествие в Царство Матушки -зимы»

Интегрированный урок: математика, чтение, окружающий мир...

Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс

Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...

Конспект урока по развитию речи «В серебряном царстве волшебницы – зимы».

Цели урока: 1. Формирование речевых умений2. Развитие коммуникативных навыков учащихся3. Воспитание любви к природе.4. Привитие любви к родной речи, интереса к языку. Задачи урок...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...

«В некотором царстве. Царства природы. Бактерии».

Урок открытия нового знания, посвященный бактериям...