Занятие "Театральный занавес"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Это интегрированное занятие (ИЗО и художественный труд). Форма проведения - театральный салон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Театральный занавес - занятие в ГПД | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7
г. Балашова Саратовской области»
Воспитатель
МОУ СОШ № 7
г. Балашова
ОЛЕЙНИКОВА
Елена Валентиновна
Тип занятия – интегрированное занятие (ИЗО и художественный труд). Занятие обобщения и систематизации накопленного опыта и получения новых знаний.
Форма проведения – театральный салон.
Цель – формирование у учащихся художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- дать представление о красочности цветовых контрастов и зрелищности театральных представлений, расширить объём зрительных образов.
- формировать чувства восхищения и уважения к благородным характерам и неприязни к образам ленивым, злобным.
- создать атмосферу радости, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребности активной творческой отдачи при выполнении практической работы.
- формирование пространственного и образного мышления, цвето и тоно различительные способности,
чувство гармонии и пропорции, чувство радости красиво сделанных работ.
- развивать фантазию, чуткость пальцев.
- закрепить навыки работы в смешанной технике.
Оборудование: ширма для кукольного театра, перчаточные куклы, театральные программы, афиша, бутафория (яйцо), декорации (домик, деревья, кустарники), канделябр, свечи; название «Сказочный занавес», портреты Чехова, Станиславского, Немирович-Данченко, таблица «Смешивание цветов», таблица «Холодные и тёплые цвета», цветовой круг; магнитофон, телевизор, видеомагнитофон; таблички со словарными словами (мизансцена, бутафория, ремарка), занавесы для образца, выполненные в холодной и тёплой гаммах для сказок «Снежная Королева» и «Золушка», видеокассеты со сказками «Аленький цветочек», «Снежная Королева», «Мороз Иванович», изображение скомороха и Петрушки; большие листы (А3) белой бумаги, цветная бумага, ножницы (9 шт.), фольга, клей (3 шт.), 3 набора гуашевых красок, простые карандаши (9 шт.), кисти большого размера (9 шт.), кисти маленького размера (9 шт.), баночки для воды (9 шт.), тряпочки.
-Трёхвековая история русского театра – неотъемлемая часть национальной культуры прошлого, давшей миру признанные образцы высокого художественного и нравственного подвига её безымянных и известных творцов.
- На нашем сегодняшнем занятии мы продолжим беседу о театре. Узнаем когда появились первые театры, покажем небольшое представление нашего театра, узнаем о роли художника в театре и сами побываем художниками.
- Мы приглашаем вас в наш театральный салон.
(Зажигаю свечи).
В первой половине 17 века в России появился так называемый школьный театр, получивший распространение в духовных школах.
В конце 17 века появились первые крепостные театры.
В середине 18 века широкое распространение получил кукольный театр, названный театром Петрушки. Петрушка – это ручная кукла с большим носом, широким, смеющимся ртом, с горбом. Одет был петрушка в красную рубаху и колпак с кисточкой или бубенчиком. Куклу держал в руке актёр, находившийся за ширмой. (Показ скомороха и Петрушки).
- Какие существуют театры в настоящее время?
(драматический, оперный, ТЮЗ, театр пантомимы, кукольный, театр марионеток).
-А сейчас ребята вам загадают загадки, а вы попробуйте угадать про какой театр идёт речь.
- Конечно же, речь идёт о кукольном театре.
-А почему его так назвали?
(потому что актёры – куклы)
-А ещё кукол называют перчаточными. Почему как вы думаете?
(на руку надевается специальная перчатка-платье).
- И у нас есть свой кукольный театр.
-Так, как театр у нас настоящий, то в нём и всё должно быть по настоящему. Поэтому ребята сделали театральные программы для наших гостей.
Программу зритель приобретает в театре, держит её в руках, читает, рассматривает перед представлением и во время антракта, она может остаться у него на память о спектакле. (Дети раздают программы гостям).
- А ещё ребята работали над созданием афиши.
(Обращаю внимание на афишу, висящую на стене). -Ребята приготовили небольшое представление, которое вы сейчас увидите.
(Выступление кукольного театра по русской народной сказке «Курочка Ряба»).
- Когда мы создавали свой кукольный театр, нам пришлось узнать много новых слов. Давайте вспомним эти слова. Итак…
(Ведётся словарная работа, слова напечатаны на карточках, показываю слово – дети говорят, что оно означает).
- А сегодня на занятии мы поговорим о театральном занавесе, о его назначении и роли в театре.
-И я хочу вам рассказать о занавесе театра МХАТ, о символическом изображении чайки на нём, которое связано с именами таких великих людей, как Чехов, Станиславский и Немирович-Данченко. Вы спросите, почему на занавесе изображена чайка? После основания Московского Художественного театра на его сцене с большим успехом прошла пьеса Чехова «Чайка», которая принесла известность Московскому Художественному театру на весь мир.
- Ребята, какова же роль художника в создании театрального спектакля?
(Создание костюмов, масок или грима, причёсок, изображение места действия при помощи декораций и света, подбор реквизита, бутафории).
- В любом театре занавес играет важную роль. Зачастую он создаётся художником специально для одной пьесы или только для одного действия, чтобы настроить зрителя на необходимый лад. Занавес как бы вводит зрителя в атмосферу предстоящего зрелища, стараясь ненавязчиво, а иногда только символически рассказать о нём.
-Это, как в музыке, увертюра настраивает слушателей на определённый лад, вводит в мир сказки. Занавес, специально создаваемый к определённому спектаклю, выполняет схожую роль.
- Давайте рассмотрим вот эти два занавеса. Как вы думаете, к каким сказкам они нарисованы?
(«Золушка» и «Снежная Королева»).
- А к каким именно действиям?
(Золушка собирается на бал, и Снежная Королева привозит Кая в своё царство).
- Когда художник использует тёплые цвета, а когда холодные? Почему?
(Золушка добрая, ласковая и краски используют тёплые, а Снежная Королева изо льда и сердце у неё холодное – краски используют холодные).
- Давайте прослушаем отрывки из разных музыкальных произведений и определим, к какой из этих сказок звучит отрывок. (Звучат отрывки).
- Ребята, давайте представим, что мы художники театра и нам надо создать эскиз сказочного занавеса.
- Сейчас мы просмотрим отрывки из разных сказок, а вы должны будете угадать из каких сказок эти отрывки.
- Сейчас вы увидите первый отрывок, обратите внимание на поведение героев, их речь, окружающую их природу.
(Показываю отрывок из сказки «Снежная Королева», где Кай и Герда выращивают цветы на балконе).
- Ребята, давайте на минуточку перенесёмся на балкончик, где сидят Кай с Гердой и вслушаемся в их разговор.
- Как они разговаривают друг с другом?
(Ласково, нежно).
- Какое у них настроение?
(Весёлое, радостное).
-А окружающая природа помогает определить их настроение?
(Да, поют птицы, светит солнце).
- Доброе отношение друг к другу, весёлое пение птиц, ласковые, тёплые лучи солнца.
- Как вы думаете, какие краски мы будем использовать?
(Тёплые).
- А какие это тёплые краски?
(Жёлтые, красные, оранжевые).
- Сейчас мы просмотрим следующий отрывок. Обратите внимание, напугана ли героиня?
(Показываю отрывок из сказки «Аленький цветочек», когда Настенька попадает в царство Чудовища).
- Что вы можете сказать о Настеньке, какая она?
(Добрая, ласковая).
- В чём проявляется её доброта?
(Она ласкает животных).
- Напугана ли Настенька? Есть ли напряжение в этом отрывке?
(Нет).
- В этом отрывке нет напряжения, страха в природе, мы видим чуткое, ласковое отношение Насти к окружающим её животным; слышим ласковые брызги фонтана, чувствуем тёплые лучи солнца.
- Ребята, как вы думаете, какие краски мы будем использовать, чтобы нарисовать занавес к этой сказке?
(Тёплые).
- Следующий отрывок из сказки «Мороз Иванович». Обратите внимание на мимику, жесты Мороза, его взгляд.
(Просматриваем отрывок, где Ленивица пытается подметать пол).
- Кого мы видим в этом отрывке?
(Ленивицу).
- Что вы можете сказать, какая она?
(Не ласковая, ленивая).
- По взгляду, голосу Мороза мы можем определить его отношение к Ленивице?
(Да, он недоволен ею, Мороз топает ногой, повышает голос, покачивает головой).
- Как вы считаете, какие цвета мы будем использовать?
(Холодные. Это – синий, голубой..).
- А как получить голубой цвет?
(Надо смешать синий и белый).
- А белый это какой цвет?
(Ахроматический).
-Работу мы будем выполнять на больших листах бумаги кистями больших размеров. Работать будем небольшими группами, и использовать смешанную технику – аппликация с последующим дорисовыванием гуашью.
(Повторяем правила по технике безопасности при работе с ножницами).
- Работаем широкими движениями. Не забываем, каждый раз мыть кисть, прежде чем прикоснуться ею к какой-либо краске, находящейся в баночке.
(Каждой подгруппе даётся задание создать эскиз занавеса к определённой сказке).
(После того, как дети закончат, устраивается выставка работ).
- Я благодарю всех, кто посетил наш театральный салон.
(Гасятся свечи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект - кукольный театр "Волшебный занавес"
Смысл участия в проекте заключается в том, чтобы учитель и учащийся не просто осваивал чьи-то продукты деятельности, а производил их самостоятельно. Такой подход активизирует образовательный процесс, ...
Конспект урока изо по теме: «Искусство театра. Эскиз театрального занавеса и декораций», 3 класс , УМК "Перспектива"
Цель деятельности учителя: продолжение знакомства с искусством театра, с профессиями театральных художников; формирование представлений о театральном занавесе; создание условий для овладения учащимися...
Конспект урока по ИЗО "Искусство театра. Эскиз театрального занавеса и декораций" (УМК "Перспектива")
Цель деятельности учителя:- формирование представлений о театральном занавесе;- формировать умения выполнять творчески театральный занавес;Планируемые результаты: Предметные:-познакомиться ...
Внеурочного занятия в театральной студии «Петрушка» 1 класс Тема: «Пока занавес закрыт».
Внеурочного занятия в театральной студии «Петрушка» 1 класс Название кружка (секции, студии и др.) кружок «Театральная студия «Петрушка»»Тема: «Пок...