Поурочное планирование. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Скибинская Юлия Викторовна

УМК "Начальня школа XXI века".  4 класс. Н.Ф.Виноградова и др. Основы духовно-нравстенной культуры народов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_dnk.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование

по предмету

 «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 4 класс

авторы: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.

Учитель: Скибинская Юлия Викторовна

Средствами учебника решаются основные задачи реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

1. Воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если он стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, религиозные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения;

3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека — это прежде всего наследие всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки из народного эпоса, фольклорных праздников, религиозных обрядов и др.;

4. Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

5. Развитие у младших школьников эстетической восприимчивости, которая позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, особенностям их вероисповеданий; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная российская культура как результат интеграции разных этнических культур.

В структуре учебника выделены содержательные линии, которые позволяют:

1. Кратко рассмотреть историю возникновения многонационального Российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности (глава «Россия – страна, объединившая народы»).

2. Показать своеобразие и самоценность национальных культур, существующих как в материальном, так и духовном выражении  (глава «Многообразие культур народов России»).

3. Раскрыть истоки становления общечеловеческих ценностей, показать в доступной младшему школьнику форме вклад различных религий в формирование  нравственных ценностей, законов и правил жизни в обществе (глава «Что объединяет разные народы»).

Отличительные черты учебника:

– обеспечение диалога различных культур: раскрытие на конкретных примерах из реальной жизни, истории России, религиозных учений взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур. Этому способствуют рубрики учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «Давайте знакомиться»;

– установление преемственных связей между разными предметами, которые изучаются в начальной школе: рубрика «Вспомни: это ты уже знаешь»; 

– отражение основного содержания в иллюстративном ряде (рубрики учебника «Картинная галерея», «Работаем с картой», тематические фото и рисунки);

– последовательное введение новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие словаря).

I четверть

№ п/п

Дата

Тема урока

Домашнее задание

Примечания

Россия – страна, объединившая народы (8ч)

1.

Россия – многонациональная держава.

Стр. 3-8

2.

Как все начиналось. Древняя Русь.

Стр. 9-16

3.

Как всё начиналось. Народы Поволжья.

Стр. 17-23

4.

Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа.

Стр. 24-28

5.

Как всё начиналось. Народы Сибири.

Стр. 29-32

6.

Как всё начиналось. Народы Сибири.

Стр. 32-39

7.

Русский язык – государственный язык России.

Стр. 40-42

8.

Когда люди объединяются.

Стр. 43-48

II четверть

Многообразие культур народов России (14ч)

1.

Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить.

Стр. 50-53

2.

Заглянем в бабушкин сундук.

Стр. 54-59

3.

Приглашаем к праздничному столу.

Стр. 60-66

4.

Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм.

Стр. 67- 71

5.

Войдём в православный храм.

Стр. 72-77

6.

Войдём в буддийский храм.

Стр. 78-81

7.

Войдём в мечеть.

Стр. 82-84

8.

Войдём в синагогу.

Стр. 85-87

III четверть

№ п/п

Дата

Тема урока

Домашнее задание

Примечания

1.

Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз.

Стр. 88-90

2.

Этот весёлый праздник Новый год.

Стр. 91-92

3.

Рождество. Пасха.

Стр. 93-95

4.

Курбан-байрам. День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота.

Стр. 96-98

5.

Шмуэль-тряпичник. Пурим.

Стр. 98-101

6.

Праздник Весак.

Стр. 101-103

Что объединяет разные народы (13ч)

7.

Как возникли правила.

Стр. 105-106

8.

Как возникли правила.

Стр. 107-108

9.

Будь милосерден и добр

Стр. 108-111

10.

Кирилл Белозерский

Стр. 111-113

11.

«Кто есть ближний?» Милосердная Руфь.

Стр. 113-114

IV четверть

1.

Чудо Георгия о змии.

Стр. 115-119

2.

Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка).

Стр. 119-124

3.

Будь щедрым, довольствуйся малым.

Стр. 124-129

4.

Что дороже? (осетинская сказка).

Стр. 129-132

5.

Не завидуй.

Стр. 132-136

6.

Не предавай.

Стр. 136-138

7.

Будь терпим, умей прощать.

Стр. 139-144

8.

Будь честным

Стр. 144-151


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа  «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа для 4 класса по     «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ», 4 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ», 4 КЛАСС Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравс...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...

Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...