Изменение в практической деятельности учителя в условиях введения ФГОС
материал на тему
Предварительный просмотр:
Изменение в практической деятельности учителя в условиях введения ФГОС
Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Как учителю работать по новым стандартам? Этот вопрос мучил многих, особенно нас, учителей «будущих первоклассников». Во-первых, измениться самому, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем.
В чем измениться? – этот вопрос задавал себе каждый. Ответить на него сложно. Учителям, которые проработали 20 и более лет в школе, переходить, я думаю, было труднее. Но если есть желание работать по-новому, то это реально.
Конечно, как все новое - это требует нового подхода в работе самого учителя, больших временных затрат на начальном этапе. Разобраться и вникнуть в их суть помогли учебные семинары, десятинедельные дистанционные курсы повышения квалификации в Челябинском институте где наряду с изучением теории выполнялись и практические задания на которые были получены рецензии, ну и, конечно, помощь администрации и коллег с которыми пытались разбираться во многих вопросах сообща. С появлением первого опыта проясняется необходимость введения новых ФГОС. Участвуя в рабочей группе над созданием рабочих программ, вникая и осмысливая, понимала, как трудны первые шаги, но с этими шагами приходила уверенность в себе, в своем деле.
Я поняла, что новые стандарты ставят перед учителем новые цели.
Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. Кроме этого учитель должен координировать интересы ученика, быть тьютором, экспертом, руководителем проектной деятельности. Чтобы быть готовым к этому, нужно было осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.
Если поставлена задача формировать универсальные учебные действия, то необходимо так организовать учебный процесс на уроке, чтобы при изучении конкретной темы, при освоении конкретного предметного действия у ученика сформировались и личностные, и универсальные учебные действия.
Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше писали конспект урока, то теперь нужно написать сценарий. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная. Результаты обучения не только предметные, но и личностные, метапредметные. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. И многое, многое другое.
Думаю, наибольшее количество изменений в своей деятельности претерпят учителя, работавшие по так называемой традиционной программе. Менее же всего изменений внесут в свою деятельность преподаватели, уже реализующие на практике новые технологии.
Поработать пришлось прежде всего над собой – изменить подход к обучению. Когда осознаешь, что тебе как учителю необходимо сделать, чтобы реализовать цель современного образования, формулируются следующие принципиально важные вопросы:
- Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе начального общего образования? И как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?
- Использование каких педагогических технологий способствует формированию УУД?
- Какие выбрать методы оценивания для создания внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов?
- Какую выбрать комплексную проверочную работу и контрольные материалы для оценки предметных планируемых результатов образования?
- Как вести обработку результатов диагностических и комплексных проверочных работ.
- Как внедрять форму накопительной оценки (портфолио учащихся).
- Как обрабатывать и интерпретировать результаты диагностических и комплексных проверочных работ.
Многие из этих вопросов являются пока открытыми для меня.
С учетом того, что современная начальная школа – это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика. Существующая система оценивания достижений учащихся безнадежно устарела. К сожалению, альтернативных форм пока для школы не разработано . И это тоже является, я думаю, не только для меня огромной проблемой. Глубоко убеждена, в том, что оценка должна отражать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.
Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам мы не имеем права. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне. Я, как современный человек, за ФГОС, который дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Я считаю, что мне повезло быть одной из первых в работе по ФГОС. У моих коллег появятся такие же вопросы, в решении которых я уже готова им помочь, опираясь на полученный опыт. Давайте помнить, что человек, которому повезло,— это человек, который делал то, что другие только собирались сделать.
Уважаемые коллеги! Какие бы преобразования нас не ожидали, мы не имеем права быть равнодушными учителями, ведь именно мы прививаем любовь к знаниям, к открытиям. И если все нововведения будут сопровождаться СИТУАЦИЕЙ УСПЕХА, то ребенок будет с большим интересом стремиться познавать все новое. Мы не должны забывать, что все нововведения коснуться не только учителя, но и детей, и УСПЕХ завтрашнего дня зависит от нашего СЕГОДНЯ!
Упала с неба капля дождевая,
Всего минуту, может, прожила.
И, всё же, век короткий доживая,
Она травинку напоить смогла,
Да так, что та окрепла, осмелела
И в рост пошла
Как люди ходят в путь.
Вот так и нам суметь бы
Жизнью всей и делом
Пролиться каплей для кого-нибудь.
Хочется пожелать всем хорошего летнего отдыха, крепкого здоровья, огромного терпения,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности....
Основные функции и характер деятельности учителя в рамках введения ФГОС
Как учителю работать по новым стандартам? Этот вопрос мучает многих. Во-первых, измениться самому, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем.В чем измениться? – этот воп...
Обеспечение профессионального самоопределения учащихся начальных классов как ведущий компонент деятельности учителя в условиях реализации ФГОС
Профессиональная ориентация школьников на ступени основного общего образования является одной из основных образовательных задач каждого общеобразовательного учреждения....
Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"
Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"...
Обновление педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС
Учитель - вот главная фигура. Ветер перемен потребовал глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от давно сложившихся стереотипов, выраб...
Деятельность учителя в условиях введения ФГОС
В соответствии с ФГОС основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный плаи и внеурочную деятельность....