Основные функции и характер деятельности учителя в рамках введения ФГОС
статья по теме

Ященко  Ирина Владимировна

Как учителю работать по новым стандартам? Этот вопрос мучает многих. Во-первых, измениться самому, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем.

В чем  измениться? – этот вопрос задавал себе каждый. Ответить на него сложно. Учителям, которые проработали 20 и более лет в школе, переходить, я думаю,  будет  труднее. Но если есть желание работать по-новому, то это реально.

Конечно, как все новое - это требует нового подхода в работе самого учителя, больших временных затрат на начальном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад учителя начальных классов МОУ СОШ № 2 г.о. Звенигород Ященко И.В. на педагогическом совете 03.042013г.

ТЕМА доклада: Основные функции и характер деятельности учителя в рамках введения ФГОС

СЛАЙД 1.     Реформа школы продолжается,  и  главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни.

СЛАЙД 2.     Как учителю работать по новым стандартам? Этот вопрос мучает многих. Во-первых, измениться самому, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем.

В чем  измениться? – этот вопрос задавал себе каждый. Ответить на него сложно. Учителям, которые проработали 20 и более лет в школе, переходить, я думаю,  будет  труднее. Но если есть желание работать по-новому, то это реально.

Конечно, как все новое - это требует нового подхода в работе самого учителя, больших временных затрат на начальном этапе.

          Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».   
      Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.


        
СЛАЙД 3.       Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:  (щелчок)
•        анализировать свои действия
•        самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
•        отличаться мобильностью;
 
•        быть способны к сотрудничеству;
 
•        обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.


           
СЛАЙД 4.    В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?  (щелчок  -  2 раза)
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
      Множество плюсов имеет
групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и  ответить учителю.


СЛАЙД 5.    Какие требования предъявляются к современному

                       уроку :  (щелчок)
•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
 (щелчок)
•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
 (щелчок)
•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
 (щелчок)
•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
 (щелчок)
•    вывод делают сами учащиеся;
 (щелчок)
•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
 (щелчок)
•    времясбережение и здоровьесбережение;
 (щелчок)
•    в центре внимания урока - дети;
 
•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
(щелчок)
•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;
•    планирование обратной связи;
•     урок должен быть добрым.
 (щелчок)


СЛАЙД 6.       При планировании  урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники:     (щелчок)


•    свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
 (щелчок)
•    открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
 (щелчок)
•    деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
 (щелчок)
•    идеальности (высокого КПД)  т.е. максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся;
 (щелчок)
•    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).


   
СЛАЙД 7.        Как проходил обычный урок?    

                           Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.  (щелчок)
      Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.


 
СЛАЙД 8.    (еще щелчок) 

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя 

  • экскурсии,
  •  поиск дополнительного материала на заданную тему,
  •  обмен мнениями,
  •  выявление спорных вопросов,
  •  построение системы доказательств,
  •  выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов  упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.


СЛАЙД   9.     

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.


     
СЛАЙД   10    (  + щелчок) 

  При планировании  уроков,  также необходимо  обращать внимание на  дидактические  требования   к   современному   уроку:  (щелчок)   четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом: (щелчок) 
•    требований  к результатам освоения основной образовательной программы;
 (щелчок) 
•    требований  к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
 (щелчок) 
•    требований  к  условиям  реализации основной образовательной программы начального общего образования.


СЛАЙД   11.     
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: (щелчок) 
1.
Урок изучения нового. (щелчок) 
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний  
(щелчок) 
2.
Урок закрепления знаний. (щелчок) 
 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
(щелчок) 
3.
Урок комплексного применения знаний. (щелчок) 
 Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
(щелчок) 
4
. Урок обобщения и систематизации знаний. (щелчок) 
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
(щелчок) 
5.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. (щелчок) 
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.


         
СЛАЙД  12.       При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.   Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.  


СЛАЙД   13.    Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.


СЛАЙД   14.             Личностные результаты

  • готовность и способность к саморазвитию
  • мотивация к обучению и познанию
  • ценностно-смысловые установки
  • социальные компетенции
  • личностные качества


СЛАЙД   15.              Метапредметные  результаты

универсальные учебные действия:

  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные


СЛАЙД   16.               Предметные результаты

  •  опыт деятельности специфической для

данной предметной области

  •  Система основополагающих элементов

научного знания


 Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями  урока, но они рассматривают результат  урока  в разных плоскостях.



СЛАЙД   17.    (сам перещелкивается)

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, ЦЕЛЬ которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.    (сам перещелкивается)    Значит, образовательная ЗАДАЧА   состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

 

   СЛАЙД   18.   (СВЕТИТСЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ НЕ ЩЕЛКАТЬ)

     ФГОС  вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
(щелчок)

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: (щелчок)
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.

(щелчок)
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
 (щелчок)
•    предъявить противоречивые факты, теории;
•    обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
•    использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».


 При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными,  познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.


СЛАЙД   19.      (щелчок – 2 раза )

Гавное средство достижения результата образования:
•    проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый  ФГОС  существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
•    если ученик будет обладать качествами, заложенными в  ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
 


СЛАЙД   20.

       Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые  ФГОС  вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.


СЛАЙД  21.   


  Главный ресурс  к  новым требованиям ФГОС:  (щелчок)
     1.   Учитель, его отношение к учебному процессу,
 (щелчок)

     2.  Его творчество и профессионализм,  (щелчок)

     3. Его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

  
           Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
          Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться  и изменяться.


Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам мы не имеем права. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне.


 
      Какие бы преобразования нас не ожидали, мы не имеем права быть равнодушными учителями, ведь именно мы прививаем любовь к знаниям, к открытиям. И если все нововведения будут сопровождаться СИТУАЦИЕЙ УСПЕХА, то ребенок будет с большим интересом стремиться познавать все новое. Мы не должны забывать, что все нововведения коснуться не только учителя, но и детей, и УСПЕХ завтрашнего дня зависит от нашего СЕГОДНЯ!

 


СЛАЙД   22.


Упала с неба капля дождевая,
Всего минуту, может, прожила.
И, всё же, век короткий доживая,
Она травинку напоить смогла,
Да так, что та окрепла, осмелела
И в рост пошла
Как люди ходят в путь.
Вот так и нам суметь бы
Жизнью всей и делом
Пролиться каплей для кого-нибудь.


СЛАЙД  23


ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!!!


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые правила для учителя при организации образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО

В данной работе рассматриваются первые правила для учителя начальных классов при организации учебного процесса в рамках введения ФГОС НОО. Здесь вы найдте рекомендации по проектированию рабочей ...

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"...

Выступление учителя начальных классов МБОУ “Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова» Аксубаевского муниципального района РТ Гафиятовой Рушании Гумеровны по теме: «Приоритетные направления в деятельности учителя в рамках реализации ФГОС второго поколе

Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования. Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится.В школу должен пр...

Обновление педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС

Учитель - вот главная фигура. Ветер перемен потребовал глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от давно сложившихся стереотипов, выраб...

Деятельность учителя в условиях введения ФГОС

В соответствии с ФГОС основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный плаи и внеурочную деятельность....