Тема занятия: «Священный долг».
план-конспект урока (4 класс) по теме
Данное занятие является 5 в изучении темы «Отечество земное и небесное. Человек преображённый. Герои». Тема актуальна в наше время, когда происходит глобализация образования. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности, среди которых назван и патриотизм. Содержание занятия направлено на развитие таких качеств личности, как любовь и уважение к своему народу, к подвигу защитников Отечества,милосердие, сострадание. Поэтому использование текстов различного содержания (в частности, рассказ, стихотворения) на занятии является мощным инструментом для достижения учителем воспитательных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_kurs1.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Е. И. Францева»
Номинация: «Методические разработки внеклассных и внешкольных мероприятий»
Тема: «Священный долг»
Автор: Бакалдина Алёна Александровна,
учитель начальных классов,
г. Чернушка, ул. Луначарского, 13 «А»,
89082441582
Пояснительная записка
Номинация: «Методические разработки внеклассных и внешкольных мероприятий»
Тема занятия: «Священный долг».
Данное занятие является 5 в изучении темы «Отечество земное и небесное. Человек преображённый. Герои». Тема актуальна в наше время, когда происходит глобализация образования. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности, среди которых назван и патриотизм. Содержание занятия направлено на развитие таких качеств личности, как любовь и уважение к своему народу, к подвигу защитников Отечества, милосердие, сострадание. Поэтому использование текстов различного содержания (в частности, рассказ, стихотворения) на занятии является мощным инструментом для достижения учителем воспитательных целей.
Цели и задачи:
- показать христианское понимание действия Промысла Божиего в историческом процессе;
- рассказать о чудотворной иконе, с которой христиане связывают победу на фронтах Великой Отечественной войны;
- формировать уважение к подвигу защитников Отечества.
Область применения: курс «Основы православной культуры»
Формы и методы реализации: занятие по внеурочной деятельности по курсу «Основы православной культуры» (беседа)
Возрастная группа обучающихся: 4 класс.
Разработка занятия апробирована на IV межрайонных православных Пасхальных Чтениях в 2010 г.
Тема: «Священный долг» (слайд 1)
Цели и задачи: (слайд 2)
- показать христианское понимание действия Промысла Божиего в историческом процессе;
- рассказать о чудотворной иконе, с которой христиане связывают победу на фронтах Великой Отечественной войны;
- формировать уважение к подвигу защитников Отечества.
Оборудование:
- Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ. 3 (4) годы обучения. Книга вторая;
- Карточки с текстом из истории Отечества «Всенародный подвиг»;
- видеоролик «Священная война», мультимедийная презентация «Священный долг», компьютер, мультимедиапроектор.
Ход занятия
- Оргмомент.
- Актуализация знаний.
Видеоролик «Священная война» (видеоролик)
- Ребята, как вы думаете, почему фашистская сила названа «силой тёмной»?
- Как вы думаете, почему война названа священной?
- Верно. Для каждого человека мать, отец, отеческий дом, Родина самое дорогое в жизни. Поэтому защита близких, Отечества является святым долгом каждого. Недаром даже в Конституцию – в основной закон государства – включена отдельная статья «Защита Родины – священный долг каждого гражданина». Тема нашего занятия: «Священный долг».
- Подумайте и скажите: чтобы выполнить священный долг, какими качествами должен обладать человек? (мужество, храбрость, отвага, человеколюбие)
- О какой войне идёт речь в видеоролике?
- Верно. В данном видеоролике речь идёт о Великой Отечественной войне. Скажите, пожалуйста, когда началась ВОВ?
- Предлагаю прочитать текст из истории Отечества. (Текст лежит на партах. Читают подготовленные учащиеся.)
Всенародный подвиг
Летним утром 22 июня 1941 года, на рассвете, когда люди ещё спали, фашистские войска напали на мирные города нашего Отечества. Началась Великая Отечественная война. Обороняя Родину, погибли 20 миллионов жителей страны.
Русская Православная Церковь первой обратилась к народу в час тяжкого испытания: «Фашистские разбойники напали на нашу Родину… Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не пали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же и мы, православные, родные им и по плоти, и по вере!
Вспомните святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Дмитрия Донского (слайд 3), полагавших свои души за народ и Родину… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Не оставит она народа своего и теперь… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу!»
- С какими словами Православная Церковь обратилась к людям?
Началась беспощадная битва. Поднялись люди всех национальностей, населявших нашу Родину, на защиту своего Отечества. Так и называется с тех пор та страшная война – Великая Отечественная. Со всем народом была Православная Церковь. На собранные Церковью деньги были построены танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья боевых самолётов имени Александра Невского… (слайд 4, 5)
Но, как и во все времена в борьбе с врагами Отечества, христиане надеялись на помощь Божию. В молитвах они обращались к Богу и Богородице, прося о даровании победы. И было христианам чудесное знамение: Сама Богородица для спасения Руси повелела открыть в стране все закрытые храмы, служить молебны перед чудотворной иконой Божией Матери «Казанская». (слайд 6) Так и было сделано.
- Как вы думаете, почему Богородица в знамении повелела служить молебны перед чудотворной иконой Божией Матери «Казанской»?
Святая икона Божией Матери начала своё шествие по России. Крестным ходом обнесли икону вокруг блокадного Ленинграда, вокруг осаждённой фашистами Москвы. Мужественно стояли герои-защитники – военачальники и солдаты, женщины и дети, отстаивая святыню – родную землю, Отечество. .. Отступил враг. Из Москвы была перевезена чудотворная икона в осаждённый Сталинград. Она находилась на правом берегу Волги среди наших войск. Перед чудотворным образом служили молебны. Рвались фашисты в город. Шли жесточайшие бои. Взрывы снарядов сровняли с землёй дома и улицы. Плавились в пожарищах перекореженные металлические конструкции. Но непоколебимо стоял, не пропуская в город врагов, дом, названный позже «домом сержанта Павлова». (слайд 7, 8) Сержант, герой не отступил ни на пядь. Враг не смог сломить сопротивление героев.
- Как изменилась ситуация на фронтах с началом шествия по России святой иконы Божьей Матери?
Из поколения в поколение передаётся память о суровых временах Великой Отечественной войны, о славном подвиге героев, отстоявших нашу Родину. Среди них кавалеры орденов Славы, трижды герои Советского Союза Иван Никитович Кожедуб, Александр Иванович Покрышкин и другие … (слайд 9)
- Поднимите руку те, кто знает имена и фамилии Героев Советского Союза, которые родились и выросли на нашей Чернушинской земле. Назовите их. (Ответы учащихся) (слайд 10) - Мы можем гордиться нашими земляками. Наш долг помнить о них.
Не всех героев мы знаем поимённо. А некоторые из них скромно умалчивают о своих воинских подвигах. Но история христианской православной культуры, рассказывая о святых и героях Отечества земного – России, позволяет увидеть, что как дети одного отца, несут они в себе родственные черты: скромность, мужество, терпение, ответственность и любовь к своему Великому Отечеству – Святой Руси. Вечная слава героям! (слайд 11)
- Какие христианские добродетели проявляются в жизни героев? (Ответы учащихся) - Почему мы не знаем всех героев войны поимённо? (Ответы учащихся) - Послушайте, пожалуйста «Письмо к Богу», которое было найдено в нагрудном кармане погибшего солдата. (Подготовленный ученик читает стихотворение неизвестного солдата.)
Письмо к Богу
Послушай, Бог… Ещё ни разу в жизни С Тобой не говорил я, но сегодня Мне хочется приветствовать Тебя. Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, Но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь: – Не странно ль, что средь ужасающего ада Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя? А кроме этого мне нечего сказать, Вот только, что я рад, что я Тебя узнал. На полночь мы назначены в атаку, Но мне не страшно: Ты на нас глядишь… Сигнал. Ну что ж? я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать, Что, как Ты знаешь, битва будет злая, И может, ночью же к Тебе я постучусь. И вот хоть до сих пор Тебе я не был другом, Позволишь ли Ты мне войти, когда приду? Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь, Со мной случилось то, что нынче я прозрел. Прощай, мой Бог, иду. Я вряд ли уж вернусь. Как страшно, но теперь я смерти не боюсь.
- Как вы думаете, почему советский солдат не боялся смерти? - Общение с Богом и вера в Бога помогала нашим защитникам в борьбе с фашистской нечистью. Это им придавало смелости и силы. (Подготовленный ученик читает стихотворение А. Твардовского)
Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям:
Давайте люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколения,
Затем, чтоб нам счастливыми быть,
А счастье – не в забвенье.
Итог урока. - Что является для российского народа священным долгом? - Что помогло советскому народу с честью выполнить свой священный долг и одержать Великую Победу в этой страшной войне?
Рефлексия.
- Какие чувства вы испытывали на протяжении всего занятия?
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Кто из вас хочет рассказать своим близким о том, что узнал на занятии? О чём вы расскажите? - Я согласна. Необходимо как можно больше и чаще рассказывать об этих людях. Ведь именно героизм этих людей, их преданность и любовь к Родине помогли русскому народу защитить от врагов свою землю.
Список литературы
- Православный глаголъ. Православный журнал для семейного чтения. – 2009. – № 4
- Шевченко Л. Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ. 3 (4) годы обучения. Книга втора. 3-е издание. – М. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. 160 с.
- Шевченко Л. Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя: 3 (4) годы обучения. 2-е издание. – М. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006. – 128 с.
- Шевченко Л. Л. Православная культура. Наглядное пособие: 3 (4) годы обучения. 2-е издание. – М. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по "Основам мировых религиозных культур" Тема урока: "Священные сооружения"
Сценарный материал урока по теме " Священные сооружения"...
Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна
Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...
Открытый урок .Тема «..Ещё я долго буду петь…» Литературный журнал к 120 летию рождения С.А.Есенина.
Данный урок внеклассного чтения расширяет и углубляет знания детей о Есенине, а главное -систематизирует знания и фокусирует навыки-действия учащихся, полученные ими ранее при работе над есенинскими и...
Презентация на тему "Годы священной войны"
Презентация на тему "Годы священной войны"...
Конспект внеурочного занятия "Почетный долг Защитника Родины".
Это занятие посвящено Дню Защитника Отечества....
Занятие "900 долгих дней и ночей".
Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая.В плане «Барбаросс» разработанным военно-политическим руководством Герма...
Конспект занятия "Моральный долг"
Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению "Моральный долг"...