Методические принципы обучения школьников специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида языку
материал по теме
Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними своим опытом, согласовать действия. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы – анализ, синтез, сравнения, обобщения – развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью.
Речь играет большую роль в социальной адаптации. Социальная адаптация – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия цели, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Полноценная речь ребенка-это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._principy_obuch-ya_shk-kov_skk_7-8_vida_yazyku.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические принципы обучения школьников
специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида языку.
Развитие речи школьников специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида процесс сложный и должен подчиняться следующим методическим принципам:
- Коммуникативная направленность обучения;
- Единство в реализации двух направлений работы: Развития речи и мышления;
- Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся;
- Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей;
- Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.
Выделяя специальные методические принципы, принимаем во внимание высказывание М.Р.Львова, что их число должно быть ограниченным, иначе может наступить девальвация принципов и они перестанут выполнять регулирующую функцию в процессе обучения.
Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы или классов является принцип коммуникативной направленности.
Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у таких детей затруднения в общении с окружающими людьми.
Целенаправленное воздействие на их речь приводит к её совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания.
Принцип коммуникативной направленности предполагает, что главным в обучении детей должно быть не столько сообщение о различных аспектах языка (фонетика, морфология, синтаксис), сколько формирование навыков практического использования различных языковых категорий в речи. В результате их отработки школьники получают возможность осознавать некоторую лингвистическую информацию, усваивать и применять орфографические правила и, что особенно важно, более свободно пользоваться речью в коммуникативных целях.
Реализация принципа коммуникативной направленности предполагает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями. К ним относятся: ответы на вопросы; чтение диалогов с соответствующей интонацией, составление диалогов по образцу, на основе заданной ситуации; пересказ; обмен мнениями по поводу выполняемой работы; ролевые игры и другое. Полученный речевой материал используется для решения лингвистических задач на уроках развития речи (окружающий мир) и чтения.
Принцип единства развития речи и мышления опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления.
Нарушение интеллектуальной деятельности школьников специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида приводит к неполноценности их речевой практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления, затрудняет устранение недостатков наглядно-образной и наглядно-действенной его форм.
Формируя речь, мы работаем над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне - будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся.
Принцип единства развития речи и мышления реализуется и с помощью методов и приёмов обучения, активно влияющих на речевую и мыслительную деятельность детей. Прежде всего, это те методы и приёмы, которые составляют суть мыслительных операций. К таковым относятся анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация.
Активное использование методов сравнения, анализа и синтеза положительно влияет на формирование речи и мышления детей.
Принцип повышения языковой и речевой мотивации является не менее значимым.
Реализация данного принципа в учебном процессе обеспечивается содержанием урока русского языка, его структурой, подбором методов, приёмов обучения видов упражнений и поведением учителя.
Поведение педагога на уроке имеет большое значение. Учитель вызывает и направляет интерес учеников, поддерживает его путём поощрения, с помощью отметки, посредством установления в классе доброжелательных отношений. Играя активную роль в организации урока, педагог не ограничивает при этом речевую активность детей.
Принцип формирования чувства языка и опоры на него тесно связан с предыдущими принципами.
Воспитание языкового чутья осуществляется на всех уроках русского языка в младших классах. Специально организуется речевая практика в процессе которой внимание детей сосредотачивается на семантике слова, предложения, на их формально-логических признаках, которые помогают объединять слова в определенные лексико - грамматические категории
(названия предмета, действия, признака), на фонетических явлениях ( дом, но дома), на соотнесении грамматической формы слова с реальными логическими отношениями, которые обозначаются этой формой (идет, пойдет, пошел).
На уроках развития речи учащиеся, рассматривая предмет, называют его форму, цвет, вкусовые качества: яблоко желтое, круглое, сладкое и т.д. Одновременно с уточнением реальных признаков предмета школьники учатся правильно согласовывать названия признаков с названием предмета, отличать сам признак от его названия.
На уроках обучения грамоте (1-й класс), практических упражнений по грамматике (2-4-й классы) задачи выделения языковых единиц, наблюдений за их изменением в различных условиях, правильного употребления их в речи становится ведущим. Выполнение практических грамматических упражнений в младших классах создает речевую базу, на которой начинают зарождаться познавательный интерес к языку и языковое чутьё. В старших классах наличие первоначальных языковых обобщений дает возможность отвлекаться от предметного содержания слов, объективировать речь, усваивать теоретические законы грамматики. Анализ языкового состава слов, словоформ, предложений в той или иной степени помогает осознавать способы организации и употребления в речи единиц различных языковых уровней.
Основные направления развития речи.
Развитие устной речи обучающихся процесс сложный и многогранный.
Развитие речи проходит по следующим направлениям:
- фразовая речь (формирование и развитие словаря);
- словосочетания;
- разговорная речь. Диалог;
- монологическая речь;
- средства выразительного оформления фразы.
Приступая к работе по развитию связной речи, педагог должен четко представлять те трудности, которые характерны для детей с нарушениями речевого развития. Это, прежде всего задержка в формировании фразовой и связной речи.
А появившаяся фраза, как правило, отличается аграмматичностью, малой распространенностью, стереотипностью конструкций.
У таких детей обычно отсутствует умение вести диалог в силу сложности данной формы речевой деятельности, а также потому, что у этих детей часто нарушено общение. Нарушение общения объясняется разными причинами: либо психической пассивностью (инертность нервных процессов), либо осознанием своего дефекта.
А связная речь не может быть воспитана сама по себе, без систематических и целенаправленных занятий в школе.
Вывод.
Нарушение речи у школьников специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида распространено. Имеет стойкий характер, оказывает отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка, на эффективность его обучения.
В речевом высказывании отражается представление ребенка о структуре ситуации, понимание смысла ситуации. Для такого ребенка характерна фрагментарность, структурная неоформленность предложений, пропуск главных членов предложения. При поступлении в школу, ребенок пользуется предложениями из двух компонентов (Дождь идет.). По мере обучения, развитие речи учащихся, появляются предложения с 4 – 5 компонентами (На улице идет сильный дождь). Наиболее сложно для них построение сложных предложений и их употребление. В речи дети опускают предлоги или заменяют одни другими. Отмечается нарушение в построении словосочетаний. Наиболее сложной формой речевой деятельности является связная речь. Она формируется на основе диалогической речи, входе ситуативного общения. Пересказ более доступен, чем рассказ, но пропускают важные части рассказа; содержание передают упрощенно. Особенно труден – творческий пересказ. Составление рассказа по серии сюжетных картин легче, чем по одной. Дети почти не пользуются средствами выразительного оформления фразы.
Все вышеперечисленные недостатки в речи должны быть устранены.
Своевременное и целенаправленное развитие устной речи обучающихся специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида способствуют развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование звукобуквенного анализа и синтеза в процессе обучения грамоте обучающихся 1 класса специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида"
В работе раскрыты теоретические проблемы готовности к обучению грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью. А также представлены методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа...
Конспект урока обучения грамоте по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Тема: "Чтение слогов, слов с изученными буквами". 1 класс
Урок проводится в игровой форме....
Доклад «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся....
Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса школ VIII вида
В данном материале предоставлена рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида...
Выбор учебно-методического комплекса по предмету "Окружающий мир" в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
В помощь педагогам корреционных учреждений образования предлагается авторский учебно-методический комплекс по предмету "Окружающий мир" в 4 классе....
Конспект урока по трудовому обучению для 3 класса школы VIII вида
Данный конспект будет полезен для педагогов, рааботающих в коррекционных школах....
Конспект урока по трудовому обучению во 2 классе школы VIII вида «Изготовление по образцу цветка из пластилина и плодов ясен».
конспект урока по трудовому обучению...