Конспект урока по основам этики.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Калмыкова Марина Александровна

Тема урока: "Совесть и раскаяние".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_osnovam_etiki.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу «Основы православной культуры».

Калмыкова М.А.

учитель начальной школы

МОУ  Захаровская СОШ

П.Летний отдых                                                                    

Тема: «Совесть и раскаяние».

 

 

Цели: - Формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.

Задачи:

Образовательные – дать представление о том, что включают в себя слова «добро», «зло», «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре;

- показать на примерах, как связаны между собой эти понятия;

- активизировать познавательную деятельность учащихся.

Развивающие - развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;

- развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

-развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником;

-развивать творческие способности.

Воспитательные:

 - воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру;

- воспитывать желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Оборудование: Словарь русского языка Ожегова С.И. (Москва, «Русский язык», 1987), репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», компьютер, видеопроектор, учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы  

православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010), рабочие тетради, текст повести Л.Н. Толстого «Детство» (отрывок), наглядные пособия.

 

Ход занятия.

1 Организационный момент.

   - Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня будем рассуждать и открывать, оценивать поступки литературных героев и становиться лучше.

- А чтобы это скорее произошло, включаемся в работу.           

 

2. Актуализация знаний. Работа с вопросами под рубрикой «Сначала рассуждаем сами».

- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.

-  Какие свойства человеческой души вы можете назвать?

- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? (одно из качеств – добро)

- Как вы понимаете смысл слова «добро»? (всё хорошее, положительное, полезное).

- В православии «добро»- это то, что:

- помогает росту души человека;

- помогает другим людям;

- радует Бога.

Дифференцированная работа:

- Дома вы выполняли различные задания со словом «добро»: одни составляли словосочетания, другие вспоминали добрые поступки литературных героев, третьи подбирали пословицы о добре, доброте. Проверим, как вы справились с данной работой.

- Какие словосочетания вы составили со словом «добро»? (творить добро, добрый поступок, добрые люди, излучать добро).

- Какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать? (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» построили Дом дружбы и подружили многих героев повести; В. Катаев «Цветик - самоцветик». Героиня сказки Женя с помощью последнего лепестка помогла вылечиться больным ногам мальчика Вити; В. Осеева «Три товарища». Володя поделился бутербродом с товарищем Витей.).

– Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти? (Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей.).

- Назовите антоним слова «добро». (зло)

- Какой смысл вы вкладываете в это слово? (нечто дурное, вредное).

- В православии у слова «зло» есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех)

- В православии грех – это:

- недобрые чувства;

- недобрые мысли;

- недобрые дела.

- Какой плохой поступок совершила Нина Карнаухова из рассказа Аркадия Гайдара? (не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом).

- По православным понятиям она совершила грех.

- Чем заканчивается данный рассказ? («И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть»)

- Как вы понимаете это предложение? (её мучает совесть).

- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (нет, она раскаялась в своём поступке).

- Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

(о совести и раскаянии).

3. Кроссворд «Психологическая загадка»

1) Чувство сильного смущения, которое испытал мальчик, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».

2) Чувство, испытавшие  прохожие и друг, которых он  несправедливо огорчил.

3) Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.

4) Недоброе чувство, мысль или дело.

5) Изменение оценки, которую мальчик дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.

6) Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.

7) Состояние полной, высшей радости.

 

- Ребята, прочтите ключевое  слово  кроссворда.

На доске определение понятия «добро».

На доске определение понятия «зло».

На доске понятие «грех».

На доске.

3.Открытие новых знаний. Работа с понятием «совесть».

 - Поработаем в группах (два ряда). Первая группа ищет в словаре Ожегова С.И. определение слова «совесть», а вторая – «раскаяние».

- Проверяем работу.

- Что такое «совесть»? (чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом).

- Что такое «раскаяние»? (испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке).

- Откройте учебники на странице 36. Давайте обратимся к понятию «совесть» и её работе в православии.

- Чтение статьи «Отречение Петра».

(Читает учитель)

- Кто такой апостол Пётр? (самый близкий ученик Христа)

- Посмотрите на его портрет.

- Какое выражение лица у него? (мученическое, так как он совершил грех).

- Какой грех он совершил? (трижды отрёкся от своего учителя, предал его).

- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (мучился).

- Докажите.

- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (совесть)

- Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». Помните, она грызла сердце Нины Карнауховой. Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.

- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).

- Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно).

- Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки «по совести», у нас тогда возникает чувство стыда. Вот мы и идём с поникшей головой.

- «Стыд» - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему?

- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал. Вы и не совершили плохого поступка.

- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (голос совести).

- Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха.

- Прочитаем через абзац, как объясняет связь совести и греха православие.

- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике.

- Какие важные дела совершает совесть?

   1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

   2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

- Какая особенность есть у совести?

   Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке.

- Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? (Можно попросить простить Господа Бога, прочитать молитву).

- А верующие люди ходят исповедоваться в храм.

- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Найдите ответ в учебнике.

   Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

Определение на доску.

 Работа с понятием «раскаяние».

- Легко ли поступать по совести?

- Что побуждает человека слушать голос совести?

- Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Раскаяться)

- На доске дано определение слова «раскаяние», которое вы нашли словаре Ожегова С.И.. Сравните его с определением, предложенным в православии, в учебнике.

- Что главное в понятии «раскаяние» в православии?

- Чем раскаянье отличается от мучений совести?

- Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38.

- Сколько шагов существует в раскаянии? (три).

- В чём состоит первый шаг в раскаянии?

    1. Согласие человека с протестующим криком своей совести.

- Как вы его понимаете?

- В чём состоит второй шаг в раскаянии?

   2. Переворот своих стремлений.

- Как вы его понимаете?

- В чём состоит третий шаг в раскаянии?

   3. Покаянные молитвы к Богу.

- Назовите самую простую молитву. (Господи, прости).

- Когда раскаяние действительно придёт? (когда оно искреннее).

- Внимательно посмотрите на схему в тетрадях.

- Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?

И ещё надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто раскаиваются, а на самом деле подделывают раскаяние. Они думают, что,  стоит скороговоркой сказать "Прости, мама" или "Прости, Господи!", и можно спешить к новым приключениям.

Как работу надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порой до слёз. Но после таких слёз приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

Определение на доску.

Слайд «Раскаяние».

Работа с текстом в учебнике.

4. Итог урока.

 - Ребята, вам понравился урок? Что нового вы сегодня узнали?

5. Домашнее задание. Придумать сказку на тему «Совесть  пропала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока курса "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Добро и зло"

План-конспект урокаТема: Добро и злоПрогнозируемые результаты: дети научатся осознанно различать главные моральные понятия жизни – добро и зло, будут стремиться поддерживать добрые отношения друг с др...

Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...

ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

ОРКСЭ «Основы светской этики»    тема: «Добро и зло»...

Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».

Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону,  как системе норм и правил поведения,  как порядке,...

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс

На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...