Развитие творческих способносте на уроках ИЗО, математики
статья по теме
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учится. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.zip | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей
на уроках рисования и математики.
Учитель начальных классов Саакян Ольга Борисовна
МБОУ СОШ №14 с.Кривенковское, Туапсинского района
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учится. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня психических механизмов – памяти, внимания, воображения, подвижность и гибкость мышления и т.д. Именно эти качества являются основой развития творческих способностей.
Творческие задания не должны быть эпизодическими. Они должны составлять определенную систему. Ребенок должен систематически получать творческие задания на любых уроках ( математике, русском языке, трудовом обучении, рисовании и т.д.). Так например, включение в содержание занятий изобразительным искусством проблемного изложения, использование проблемных ситуаций создает очень хорошие условия для развития творчества. Рассматривая разнообразные формы проблемных задач, следует отметить группу задач, развивающую у школьников видение новых функций уже знакомых объектов, например, превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а ее черенком. Другое задание : создать коллаж. Создание коллажа для младших школьников является увлекательной и любимой творческой работой.
Рисунок – это внутренний мир человека. В продуктах творчества отражены все виды подсознательных процессов.
Используя арттерапию на уроках мы заботимся об эмоциональном и психологическом самочувствии учащихся. В процессе арттерапии человек сначала художник, потом наблюдатель . Потом происходит осознание и самоанализ( изменение отношений и ощущения целостности и гармоничности своего «я») .
На таких уроках используется групповая работа.
Некоторые коллективные задания , используемые на уроках:1) нарисовать свое имя (записать свое имя и разукрасить , можно дорисовать какие –то элементы с чем оно ассоциируется).
2) намочить нить в краске и зажать между альбомным листом, вытянуть нить, открыть лист. Полученное пятно ребенок может дорисовать и рассказать на что оно похоже.
3) «Волшебные руки». Нарисовать свою руку, разрисовать, приклеить на ватман, оставив место (карманчик) для записок. Каждый пишет пожелания другу и вкладывает в карман.
4) «Волшебная палочка». Выйти всем классом на улицу и пусть каждый найдет себе волшебную палочку ( дети очень долго выбирают ту, которая им понравится). Записать 3 желания на листочках и завернуть его на свою палочку. Положить ее в укромное место. Через определенное время поговорить о желаниях с детьми.
5)Образ « Я». Нарисовать контур человека ( себя). Внутри дети рисуют все что им хочется.
6) создать коллаж на определенную тему: « образ « Я», « Мой дом», « Как я отдыхал летом» и т. д.
7) нарисовать карту своей волшебной страны.
История одного путешествия. На карте все моря, реки, горы, равнины , деревни, города ( что нарисовано) должны быть названы.Например: солнечные горы, озеро печали ...Вход, выход, флажок – где вы сейчас находитесь, крестик – где хотели бы находиться.( интерпретация прилагается)
Учащиеся могут придумать и предложить свои задания.
Какие же творческие задания можно и нужно использовать на уроках математики?
Психологи различают 2 типа мышления: открытое творческое и закрытое нетворческое. Тип личности с преобладанием закрытого творческого мышления называют « интеллектуальным», а с открытым творческим мышлением – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже самые сложные, но по уже кем-то до него выведенной формуле. Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. На самом деле каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление « затухает». Интеллектуал может не быть креативом ( творческим человеком). Но с низким интеллектом креативом быть вообще нельзя. Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах. Попробуем разобраться, какие бывают они, открытые задачи.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
1). Изобретательская задача.( Вы хотите есть. На столе хлеб. Как быть? Конечно, задачи пока нет. Но вот появляется дополнительное условие: возле стола - голодный лев. Он тоже хочет есть и ждет, когда за хлебом появитесь вы. Как быть? Вот это уже изобретательская задача. Как быть, когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда традиционных знаний недостаточно?)
2).Исследовательская задача.( Произошло или происходит некое явление. Необходимо объяснить его, выяснить причины. Ключевые вопросы: как происходит? Почему? Хорошо, если условие задачи предлагает целый набор ответов – гипотез)
Задача. В одном из европейских музеев есть часы, работающие без подзавода уже 2 века. Каким образом? ( варианты ответов дающих учениками: используется сила посетителей, открывающих двери; «работает» сила атмосферного давления; замаскированный провод от ветряка на крыше.
Т.е. ученики исследуют задачу : каким образом?
3). Конструкторская – это тип задач предполагает придумывание устройств под заданную цель ( функцию).
Задача. Чувствительная лампа. Придумайте конструкцию настольной лампы, изменяющей цвет в зависимости от атмосферного давления.
4). Прогнозная задача – эти задачи предполагают анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений, открытий или решений.
Задача. Добыча полезных ископаемых приводит к появлению огромных незаполненных пустот( пещер) в толще поверхностного слоя Земли. Как будут использовать люди эти пространства? ( ответы: будут заполнены отходами; будут использоваться пещеры для развития туризма; можно строить в них фабрики, заводы или музеи.)
5). Задачи с достраиваемым условием. ( Условия такой задачи позволяет ученику самому анализировать и вводить необходимые данные и ограничения)
Задача. В ванную с водой бросили кирпич. Как изменится уровень воды?
Дополнения: а) уровень воды низкий, вода не покрывает кирпич, б) уровень таков, что вода не перельется, в) уровень обыкновенный
Задача не однозначна, распадается на 3 задачи и каждая имеет свое решение. Используя плотность кирпича и воды, геометрические размеры ученик сам проводит анализ ситуации.
Помните в детстве загадывали загадку-задачу : висит на стене, зеленое и пищит. Что это? Ответ: селедка. Почему на стене?- Моя селедка – куда хочу, туда и вешаю. Почему зеленая? Почему пищит?- А я туда пищалку положил.
Отдадим должное детскому юмору, но в данном случае это яркий пример задачи с недостаточным условием. И никакими рассуждениями ответ не выйдет.
Как же построить условия учебной задачи так, чтобы задача была интересной, понятной и решаема? Для этого нужны 3 условия: достаточность условия; корректность вопроса; наличие противоречия.
Откуда берутся творческие задачи?
Давайте попробуем из текста составить задачу.
Фирма « Рибок» ( США) выпускает спортивную обувь. Она построила филиалы в Таиланде и Тайване. Место сбыта продукции – крупные американские и европейские магазины. Но вот проблема : рабочие стали красть продукцию. Руководство нашло выход – одни делают левый, а другие – правый; по парам раскладывают в США или в Европе на местах продажи. Составить задачу.
Задача .Фирма « Рибок» имеет 2 филиала : Тайвань и Таиланд. Рабочие стали расхищать товар. Место сбыта – США и Европа. Как решить проблему фирмы?
Работая второй год я не могу нарадоваться УМК « Школа 2100». Дети с интересом и желанием приходят в школу для получения новых знаний. В учебниках очень много различных игровых упражнений и задач, ребусов и кроссвордов. Сказочные персонажи, которые помогают ученикам, а иногда и ученики должны помочь им в проблемной ситуации. Уже во втором классе учащиеся объясняют, рассуждают, делают выводы. Дети не боятся заданий со звездочкой ( повышенной трудности). Это конечно очень радует.
Как бы ни была велика картотека творческих задач, накопленных педагогами, для нужд образования их требуется больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения
Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...
Статья "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира".
Статья на тему "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира по программе А.А. Плешакова "Школа России"....
Развитие творческих способностей в процессе обучения математике в начальной школе
Происходящие в стране изменения выдвинули на первый план проблему формирования творческой личности, поскольку осуществление политических и экономически...
Развитие творческих способностей на уроках математики.
Задания по математике, направленные на развитие творческих способностей младших школьников....
Развитие творческих способностей на уроках математики
Из опыта работы по развитию творческиз способностей на уроках математики в начальной школе...
. «Закрепление приѐмов сложения и вычитания в пределах 100». Математика 2 класс. УМК «Школа России». Развитие творческих способностей на уроке математики.
Данный материал может использоваться в любом УМК....