Статья: Дидактические особенности выбора учебных изданий при переходе на ФГОС на примереи УМК Перспектива
статья по теме
Тема статьи: Дидактические особенности выбора учебных изданий при переходе на ФГОС на примереи УМК Перспектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vybora_uchebnika.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на городской научно-практической конференции: «Проблемы и перспективы профессионального развития педагога в образовательном учреждении»
Учитель начальных классов
ГБОУ школа №302 Фрунзенского района
Туманова Вера Сергеевна
29 марта 2012 года
Дидактические особенности выбора учебных изданий при переходе на ФГОС на примереи УМК Перспектива
Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю.
Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему и как учить школьников?».
Инновационная деятельность, осуществляемая педагогом в образовательном учреждении, позволяет ему подниматься на разные уровни своего профессионально-личностного развития.
Новые возможности для профессионально-личностного развития предоставляет Введение Федерального государственного стандарта второго поколения. Вместе с тем введение этого стандарта поставило перед учителями начальных классов множество вопросов. Один из них по каким учебникам учить?
Одним из вариантов выбора может стать УМК Перспектива.
Давайте на примере этого УМК рассмотрим, на что нужно обратить внимание учителям начальных классов при выборе учебников?
УМК «Перспектива» создавался параллельно с разработкой ФГОС начального общего образования, требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива».
Эти учебники отвечают следующим основным положениям Концепции нового Госстандарта:
- способствуют пониманию учащимися мира в его целостности и сложности
- учат младших школьников понимать взаимосвязь прошлого и настоящего;
- строятся на основе гармоничного соотношения фундаментальных знаний и практической их направленности;
- не дают готовые знания, а приучают детей размышлять, приводить доказательства, делать выводы;
- воспитывают детей в духе традиционных духовно-нравственных ценностей;
- соответствуют всем принципам дидактики.
Учебник по – прежнему остается основным средством обучения на всех его этапах. Учебнику присущи следующие функции:
- Информационная
- Систематизирующая
- Обучающая
- Контролирующая
1. Информационная функция:
Учебник-это основной источник информации для ученика.
УМК«Перспектива» обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.
2.Информация в учебнике должна быть структурирована- так появляется систематизирующая функция. В учебниках, где эта функция присутствует, разница между первостепенной и второстепенной информацией очевидна не только для учителя, но для ученика.
В УМК «Перспектива» можно выделить четыре направления:
«Я в мире и мир во мне»: Я- концепция, позволяет:
формировать чувство сопричастности и гордости за свою Родину;
формировать восприятие мира как единого и целостного
формировать самоуважение, критичность к своим поступкам;
«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом:
развивать широкие познавательные интересы;
формировать целеустремленность;
формировать умение учиться
«Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Это позволит формировать:
уважение к окружающим
формировать информационную культуру
«В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем.
3.Но ни информационная, ни систематизирующая функции не могут быть реализованы в полной мере, если в учебнике не присутствует обучающая функция. Учебник должен не только содержать систематизированную информацию, но и научить ученика ее воспринимать, усваивать и применять.
В УМК Перспектива содержание учебного материала опирается на небольшой, но очень ценный опыт первоклассника. Изучается то, что школьнику уже известно, близко и понятно, так что он может, опираясь на свой опыт, получить расширенные знания в данной области, сделать для себя открытие.
Хочется отметить, что особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину.
4.Обучающая функция учебника непосредственно связана с его контролирующей функцией, т.к. всякое обучение предполагает получение результата.
В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.
Основные учебные функции в учебниках выполняют:
- Текстовый аппарат;
- Аппарат усвоения знаний;
- Иллюстративный аппарат;
- Аппарат ориентирования;
1.Текстовый аппарат учебника .представлен очень широко, различными источниками.
Я хочу отметить, Коммуникативная направленность этих учебников, что развивает интерес к изучению языка, воспитывает внимание и уважение к слову.
На уроках обучения грамоте дети получают представления о различных партнерах общения: это родители, одноклассники, друзья, учитель, животные, книги, природа и даже бытовые предметы; решают речевые задачи: «Посоветуй, как мальчикам помириться? Какие слова им следует сказать друг другу?» (Азбука, часть 1, стр. 6); «Помоги Ктототаму успокоить обезьянку. Какие слова утешения надо ей сказать?» (там же).
Коммуникативно-познавательная линия прослеживается до конца учебника. Задания на составление текста предлагаются в соответствии с потребностями в общении младших школьников. Например, задания на составление текста письма, записки родителям, приглашения на день рождения.
Отличительной особенностью УМК «Перспектива», на мой взгляд является изучение предметных дисциплин в культурно-историческом контексте. В учебниках содержится богатейший материал. Обучение ведется на лучших образцах классики детской художественной литературы. Здесь представлены произведения К. Ушинского, Л. Толстого, Б. Заходера, А. Барто, Н. Сладкого, В.Бианки и других; жанры устного народного творчества: потешки, считалки, загадки, присказки.Это например короткие рассказы К. Ушинского и Л. Толстого, воспитательное значение которых неоспоримо и сейчас.
Одной из идей, положенных в основу построения курса «Математики» является осмысление значения математики в жизни человека. Ведь для ребенка важно понять, в какой ситуации ему пригодятся знания, полученные на уроке.
В курсе «Технология» для ученика создаются условия для осмысления и освоения проектной деятельности.
2. Аппарат усвоения знаний представлен в учебниках системой вопросов и заданий.
3. Большое значение в учебниках имеет иллюстративный аппарат. Иллюстрации помогаю создать правильное представление об изучаемых объектах, развивают эстетические чувства.
В учебниках комплекта «Перспектива» наглядность представлена очень широко. В учебнике предпочтение отдается не рисункам, а фотографиям, которые изучаемый предмет, место и др. представляют более полно, подробно, с важными деталями.
4.Аппарат ориентирования может включать в себя оглавление; сигналы-символы; различные шрифты; разнообразные условные знаки; числовую и цветовую нумерацию страниц. Эти средства позволяют учащимся легко ориентироваться в содержании учебника; определять назначение текстов, иллюстраций, вопросов и заданий.
В нашей школе проводилось анкетирование учителей, родителей и учеников, занимающихся по программе «Перспектива».
Анкеты для родителей содержали следующие вопросы:
Охотно ли Ваш ребёнок идёт в школу?
Как видно из диаграммы преобладающее большинство детей идет в школу охотно, с радостью.
На вопрос: Нуждается ли ваш ребёнок в помощи при выполнении домашнего задания, большинство родителей ответили, что помогают иногда.
В анкете для учеников был вопрос: Нравятся ли тебе твои учебники?
Большинство детей ответило – безусловно да.
Больше всего ребятам нравится учебник по математике, второе место занял учебник русского языка, затем учебник по литературному чтению и окружающему миру.
Из заданий ребята предпочитают задания репродуктивного характера, хотя достаточно большая группа детей предпочитает задания творческого характера.
Родителям и учителям был задан вопрос: Справляется ли ребёнок с учебноё нагрузкой без перенапряжения? И родители и учителя выбрали ответ скорее да, чем нет.
На вопрос: Если ребёнок пропустил занятия в школе, материал учебника поможет самостоятельно разобрать тему?
Ученики и родители ответили, что скорее да, чем нет, а учителя в равной степени отметили ответы: скорее да, чем нет и безусловно да.
Ученики говорили о своих учебниках так:
«Мои учебники мне очень нравятся. Они добрые и красочные, с яркими картинками. А в рабочих тетрадях я сама стараюсь красиво писать и рисовать.».
«Наши учебники помогают нам стать умными. Особенно мне нравится работать с «Математикой». Там много интересных задач и трудных заданий, но я с ними справляюсь.».
Родители отмечали:
Яркое, красочное оформление, которое нравится ребенку
Качество печати высокое, Материал изложен доступно, задания не требуют разъяснения и дополнительного уточнения.
Учебники учат детей общаться: друг с другом, со взрослыми, с педагогами (в особенности «Азбука», «Читалочка», «Окружающий мир»).
Особенно ценно то, что воспитание проходит на основе традиционной русской культуры и сформировавшихся народных ценностей.
Учителя говорили о том что:
Все учебники и рабочие тетради ярко оформлены, что не только соответствует возрастным особенностям, но и несет развивающую и познавательную функцию. Наличие рабочих тетрадей по математике, окружающему миру, русскому языку, технологии позволяет увеличить темп урока и его продуктивность.
Все это в условиях современного учебно-воспитательного процесса важно, потому что требования стандарта предполагают получение предметных результатов не только в виде знаний, умений и навыков, непосредственно связанных с содержанием предмета, но и метапредметных результатов, представленных, прежде всего, универсальными учебными действиями, а также личностных результатов, включающих мотивы, отношения, систему ценностей младших школьников.
Поэтому учителю при выборе нового учебника из представленных в федеральном перечне нужно ориентироваться на его функциональную пригодность для получения принципиально новых результатов: метапредметных и личностных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические аспекты подготовки будущих учителей начальных классов к реализации ФГОС (на примере учебного предмета «Русский язык»)
В статье рассмотрена возможность использования разработанного курса на факультетах подготовки учителей начальных классов...
«Особенности развития детской одаренности в условиях перехода на ФГОС»
Феномен детской одарённости интересует многих психологов и педагогов. Любое дарование, талант, одарённость необходимо распознать и вовремя начать развивать. Именно поэтому, приоритетным направлением в...
Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС.
Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС....
Особенности уроков русского языка по учебникам С.В.Иванова в связи с переходом на ФГОС НОО (из опыта работы учителя начальных классов Будковой С.Н.)
Остановлюсь на примере учебного курса «Русский язык», автором которого Иванов С.В. Сам автор говорит, что учебный предмет русский язык реализует основную цель обучения: сформировать ...
Статья напечатанная в сборнике Х Межрегиональной НПК «Введение ФГОС: стратегии, рис-ки, перспективы» (май) на тему «Формирование универсальных учебных действий на уровне начального общего образования через внеурочную дея-тельность»
Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уровне начального общего образования через внеурочную деятельность»...
Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС
Размышляя о духовно-нравственном воспитании, понимаешь, что ценности в нашем современном мире сменились новыми духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию...
Примеры применения дидактических игр в учебном процессе
Возбуждает и подкрепляет интерес такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его перв...