«Особенности развития детской одаренности в условиях перехода на ФГОС»
статья на тему

Долгаева Татьяна Анатольевна

Феномен детской одарённости интересует многих психологов и педагогов. Любое дарование, талант, одарённость необходимо распознать и вовремя начать развивать. Именно поэтому, приоритетным направлением в работе кафедры начального обучения является работа с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detskoy_odarennosti.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности развития детской одаренности

в условиях перехода на ФГОС»

Феномен детской одарённости интересует многих психологов и педагогов. Прежде чем говорить о работе с одарёнными учащимися, определим, какая терминология используется при характеристике их познавательных возможностей. С этой целью кратко охарактеризуем понятия:

- способности

-талант

-гениальность

-одарённость

Так как данные термины употребляются зачастую как синонимы и отражают степень выраженности способностей, охарактеризуем их с точки зрения науки и обратимся к толковым словарям.

Способности– отдельные психические свойства, обусловливающие возможности ученика в той или иной деятельности.

Талант – выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одарённость – своеобразное сочетание способностей, единство, которое они составляют в своём взаимодействии, приводящее к высоким достижениям. Одарённый ребёнок выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Любое дарование, талант, одарённость необходимо распознать и вовремя начать развивать. Именно поэтому, приоритетным направлением в работе кафедры начального обучения является работа с одарёнными детьми.

В нашем образовательном учреждении работа с одарёнными учащимися осуществляется по следующим этапам:

  1. Диагностика и выявление детской одарённости.
  2. Планирование работы с одарёнными учащимися.

Организуя поддержку одаренного ребенка, важно до мелочей продумать взаимодействие с родителями, педагогами основного и дополнительного образования, классным коллективом.

  1. Практический этап – этап непосредственного развития, участие в проектах, предметных декадах, олимпиадах, конкурсах сначала школьного, затем, окружного, регионального, Всероссийского уровней:

- Всероссийский конкурс-игра «Русский медвежонок» - языкознание для всех»;

- Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру»;

- Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество»;

- Всероссийский заочный конкурс «Перспектива»;

- Всероссийский дистанционный конкурс «Задачка»;

- Всероссийский заочный конкурс «Кленовичок».

  1. Рефлексивно-обобщающий.

Анализ результатов работы, планирование путей развития и совершенствования деятельности.

Особенно актуальным развитие детской одаренности стало при переходе на ФГОС II поколения. Мало того, переход на новые стандарты во многом облегчил нашу работу. Во-первых, стало возможным осуществление ранней диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся, которая позволяет выявить склонности учащихся.

Во-вторых, содержание ряда занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, направлено на развитие потенциала одаренных и талантливых детей. Учителями начальных классов разработаны авторские программы по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности: «Занимательная математика», «Математическая мозаика», «Веселая грамматика»,  «Секреты орфографии», «Английский с увлечением», «Логика», «УМКИ»; художественно-эстетической направленности:«Веселая акварелька», «Веселые петельки», «Страна Оригами», общекультурной направленности: «Студия актерского мастерства», «В гостях у сказки», «Эйдетика»; социальной направленности: «Мой родной край», «Познаем мир вместе», «Мир профессий», «Сказкотерапия»; спортивно-оздоровительной направленности: «Динамическая пауза», «Народные игры», «Здоровята», «Азбука здоровья»; духовно-нравственной направленности: «Основы православной культуры», которые направлены на расширение познавательных возможностей учащихся и развитие их творческих способностей, решаются задачи углубления знаний учащихся по предметам, личностного развития, формирования опыта познавательной деятельности; проводится подготовка одаренных учащихся к олимпиадам и конкурсам, развитие навыков самостоятельной и исследовательской работы.

В-третьих,облегчает работу с одаренными детьми наличие высокотехнологичного учебного оборудования, полученного в рамках перехода на ФГОС: ноутбуки, нетбуки для детей, интерактивные доски, мультимедийное оборудование, докумет-камера, автоматизированное рабочее место учителя, система контроля и мониторинга качества знаний (интерактивное голосование), цифровой микроскоп…

В-четвертых, стиль работы учителя – совместное творчество с учениками. Не дать определенную совокупность знаний, а научить учиться, делать самостоятельные выводы, открытия (роль учителя – тьюторство).

В работе с одарёнными детьми мы придерживаемся следующих заповедей:

- отвечать на вопросы ученика предельно терпеливо и честно;

-помогать ученикам строить их планы и принимать решения;

- помогать школьникам улучшать результаты работы;

- никогда не говорить ученику, что он хуже других;

- побуждать школьников к творчеству;  

- развивать в учениках позитивное восприятие их способностей;

- хвалить учащихся;

- помогать школьникам быть личностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Развитие личности младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на современном этапе».

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.Генри  Адамс, американский писатель и историк....

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО

Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогла, когда использует этот талант.И.В.Гёте...

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на  ФГОС....

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. ПРоблема ее диагностики волнует педагогов на протяжении многих столетий....

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС

Размышляя о духовно-нравственном воспитании, понимаешь, что ценности  в нашем современном мире сменились новыми духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию...