УРОК 2 "РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА"
методическая разработка (4 класс) по теме
методическая разработка урока №2 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 2. Религия и культура
Цель урока: помочь учащимся осознать сущность религии, ее основные формы.
Задачи урока:
- Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга, воспитание культуры речи
- Образовательная: раскрыть понятие «религия», рассмотреть этапы развития религиозных верований, показать роль ритуалов в религиозной жизни, формирование понятий: религия, ритуал, первобытные верования, древние религии, традиционные религии, национальные религии, мировые религии, индуизм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам;
- Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания;
Оборудование:
- учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
- электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
- карточки для игры «Собери пазлы»;
- демонстрационные карточки-термины;
- карта «Религии мира»;
- слад-шоу «История религий»;
- тетради учащихся.
Ход занятия.
- Оргмомент – самопредставление. (Звучит музыка, учащиеся рассаживаются, учитель приветствует их и предоставляет право детям представиться). По ходу самопредставления дети получают от учителя в качестве подарка тетради.
- Беседа с учащимися.
- Ребята, как называется наш предмет?
- Что вам больше всего запомнилось на прошлом уроке?
- Что такое духовный мир человека?
- А что такое культурные традиции?
- Ребята, кто из вас хочет рассказать о традициях своей семьи? (заслушиваются выступления детей)
- Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
- Выступление учителя: «Что такое религия, ритуал».
Важнейшей частью большинства духовных традиций является религия. Слово «религия» произошло от латинского «религаре» - связывать, соединять. Сегодня мы называем религией такое явление в жизни людей, которое включает в себя:
- Различные верования людей, например, в единого Бога или во многих богов, в духов, ангелов и других подобных существ;
- Поведение людей в повседневной жизни;
- Участие людей в религиозных действиях – ритуалах.
Ритуалы – это и есть те действия, которые должны связывать, соединять людей с миром богов или духов. В древние времена основной частью ритуала было принесение жертвы богам. Позже главными ритуалами станут молитвы.
- Игра-соревнование «Кто больше?»
(учащимся предлагается по парам записать на листах бумаги как можно больше предложений со словом «религия». Затем команды-пары вслух зачитывают по 1 предложению. Побеждает команда-пара, придумавшая больше предложений).
- Какие бывают религии?
(Работа с текстом на с.6 и комментарии учителя. Учитель обращает внимание детей на карту «Религии мира» и по ходу чтения учащимися текста учебника, учитель делает акцент на ареал распространения различных религий. Одновременно идет презентация слайд-шоу «История религий», а на доске появляются новые понятия: первобытные верования, древние религии, национальные религии, иудаизм, индуизм, мировые религии, буддизм, христианство, ислам. Дети записывают их в тетрадь).
- Беседа с учащимися:
- Что такое религия? Ритуал?
- Какие религии называются национальными? Почему?
- А какие считаются мировыми? Почему?
- Игра - соревнование «Собери пазлы».
Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.
Ритуал – участие людей в религиозных действиях.
Национальные религии – это иудаизм, индуизм.
Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.
- Религии России.
(Работа с текстом на с.7, продолжается слайд-шоу).
- Ребята, какие религии считаются традиционными для России?
- Выполнение тренировочных упражнений к уроку №2 (диск).
- Запись домашнего задания.
- Вместе со старшими на карте покажите, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Какие религии они исповедуют?
- Почему одни религии называются мировыми, а другие – национальными?
- Узнайте, люди каких религий живут:
- в селе Иргаклы?
- В Ставропольском крае?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль "Основы мировых религиозных культур")
Данный материал разработан мной и одобрен методистами курса ОРКСЭ для применеия в работе с учениками 4-5 классов...
Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Статья рассказывает о методических приёмах на уроках ОРКСЭ....
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"
Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...
Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»
Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение ...