Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»
план-конспект по теме
Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение к другим культурам, способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур.
Этим и объясняется введение нового курса «ОРКСЭ», одной из составляющих частей которого является модуль «Основы исламской культуры».
При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно.
Изучение истоков ислама, морали и нравственности происходит с использованием мною на занятиях современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_orkse.docx | 116.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»
Цель мастер-класса - создание условий для формирования опыта по применению современных образовательных технологий на уроках модуля «Основы исламской культуры», применение творческих заданий, как один из способов повышения познавательной активности детей.
Задачи: создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
распространение педагогического опыта.
Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.
Наглядность: - раздаточный материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;
Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение участников в групповую работу, рефлексия.
Мастер-класс
Добрый день уважаемые, коллеги!
Когда вы заходили в класс вы выбрали цветную ладошку. Те, кто выбрал зеленую – того ждёт успех на занятии, желтую предпочли те, кто захотел общения с коллегами, розовую – те, кто будет самым активным. Прошу до конца мастер-класса не потерять её.
Предлагаю Вашему вниманию мастер класс на тему «Современные образовательные методы и технологии в преподавании модуля «Основы исламской культуры»
Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение к другим культурам, способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур.
Этим и объясняется введение нового курса «ОРКСЭ», одной из составляющих частей которого является модуль «Основы исламской культуры».
При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно.
Изучение истоков ислама, морали и нравственности происходит с использованием мною на занятиях современных образовательных технологий.
Сразу хотелось бы отметить, что в нашей школе и лично преподается модуль “Основы исламской культуры”, поэтому педагогические технологии и способы преподнесения информации я могу показать на примере тех уроков, которые входят в изучение данного модуля.
Большое место в содержании модуля занимают темы семьи, ценностей семейной жизни.
«Семья в исламе», «Родители и дети», «Отношение к старшим», «Семейные ценности ислама». При изучении данных тем значительное место занимает метод проектов (в данном случае, краткосрочный проект). Ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Учениками выполнены проекты на темы «Традиции моей семьи», «Наша дружная семья» ит. д
А теперь давайте перейдем к практике.
Дополнительным материалом использую на уроке притчи.
Хочу напомнить Вам, притча это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне. Простой язык притч понятен детям. (Прочитайте притчу про себя)
ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: “И мира тоже”.
Уважаемые помощники, теперь предлагаю вам ответить на мои вопросы.
- О чем эта притча? ( О дружной семье)
- Какие семейные ценности присуще этой семье?
- В чём заключается основа дружной и крепкой семьи?
- Какая пословица подходит к этой притче?
Один из приёмов технологии критического мышления – кластер.
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Предлагаю для кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ. По кирпичикам будем строить крепкую, дружную семью. Какие кирпичи нам понадобятся (любовь- ярату, прощение-кичеру, уважение-хэрмет, терпение-сабырлык, радость-шатлык, помощь-ярдэм)? Закрываем крышей (защита-саклау) и через трубу выгоняем всё то, что может её разрушить (ссора, обида, обман, недоверие)
Работа с пословицами и поговорками.
Пословицы могут использоваться как дидактический и воспитательный материал на разных этапах урока: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся или повторения изученного.
А сейчас давайте поиграем. Уверена, что вы знаете много пословиц и поговорок о семье. Поэтому вы легко сумеете собрать «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки, объяснить их смысл (парная работа)
«Согласную семью и горе не берет»
«Семья в куче – не страшна и туча»
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
В семье, где лад, счастье дорогу не забывает.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Кош - канаты белән, семья татулыгы белән көчле.
Гаилә-бәхет ачкычы.
Тату гаиләгә кайгы керми..
Каждой группе нужно объяснить значение пословицы.
Гаилә - ил терәге.
Гаилә - гомер чишмәсе
В этапе закрепления урока можно детям давать такую работу.
Составление схемы «Моя семья»
Работа в группе.
|
Список №1. |
Список №2. |
Список №3. |
Список №4. |
Список №5. |
Давайте посмотрим, какая же у вас семья??? - Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание. |
Рефлексия. |
Вначале я предлагаю вам составить синквейн .
- Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании и на основании этого составьте в своих рабочих листах синквейн на тему «Семья».Правила составления синквейна перед вами на слайде. (слайд) Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
Можно разбирать каждый отдельный урок любого модуля, находить общие черты и различия. Главное, что нужно понять: любой урок – это творчество учителя и ученика, необходимо только выбрать нужные формы и методы, которые наиболее полно раскроют истинный смысл ислама.
Модуль “Основы исламской культуры”, как нельзя лучше позволяет учителю, используя современные технологии и методы, раскрыть сущность и истинный смысл ислама.
Итоги мастер – класса. (3 минуты)
Положите свою ладонь на выбранную в начале нашей встречи заготовку. Прочувствуйте ситуацию. Каждый палец – это какая-то ваша позиция, ваше мнение о нашей встрече. В течение полминуты допишите любую фразу:
Большой палец – сегодня для меня было важно и интересно…
Указательный - я получил рекомендации…
Средний - мне было трудно…
Безымянный – моя оценка мастер-класса…
Мизинец - для меня было недостаточно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности
В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....
Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника
Безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы оказывают отрицательное воздействие, разрушают традиции и культуру нашего народа, на...
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения...
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ...
Внеурочная деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников
Роль школы в современных условиях-стать центром духовного развития личности каждого обучающегося.Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют основы духовно-нравс...
Внеурочная деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников
И.А. Бобошко Т.А. Мирошкина, В.Г. Комарова...