Разработка урока по Культуре Здоровья "Я выбираю кашу (?) (!) "
методическая разработка (3 класс) на тему
Тема семинара: Использование здоровьесберегающих технологий
в учебно – воспитательном процессе
на ступени начального образования
Тема урока: Я выбираю кашу(?)(!)
1. Существует культура: Поведения
Речи
Слова
Здоровья
Питания
Вот и поговорим о культуре питания.
- Как вы думаете, что такое культура питания?
- Сколько раз в день должен питаться человек?
Завтрак – обязательный приём пищи для каждого человека. Установлено, что регулярный приём пищи по утрам снижает риск возникновения желудочно – кишечных заболеваний. Завтракающий человек больше устойчив к стрессам, умственным и психическим нагрузкам.
- Возьмите листочки жёлтого цвета. Выберите блюда для своего завтрака. Нарисуйте около них кружочки.
- Хорошо! (Проверка листов)
- Какое блюдо самое полезное для завтрака вы узнаете, отгадав загадку.
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? КАША.
-.Итак, тема нашего занятия «Я выбираю кашу»
Обратите внимание, с какой интонацией надо прочитать тему.
Действительно ли каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака, мы и попробуем определить.
- Что такое каша?
Найдите в словаре Ожегова значение слова «Каша»(с.241)
- Это кушанье из сваренной крупы.
Вы были совсем маленькими, а о каше вам уже рассказывали стихи. Вспомните Сороку – белобоку.
Сорока – белобока по полю летала, зёрна собирала, печку топила, кашу варила, детишек собирала, кашкой угощала.
- А из каких же зёрнышек можно сварить кашу?
2. Сейчас вам предстоит стать Исследователями.
Класс делится на три команды. На столе раскладываются различные колоски (овёс, пшеница, просо…) На тарелках – крупы (рис, гречиха, пшеница,геркулес).
-Вам надо соотнести злаковое растение, которое дано каждой из команд с крупой, которую из неё получают.(инструкция на экране)
Расскажите и покажите злак и крупу.
- Чем же полезна каша из этой крупы?
(Они содержат такие микроэлементы, которые влияют на рост, укрепляют иммунитет, служат для борьбы с различными болезнями, улучшают состав крови. Они содержат целый комплекс витаминов.)
- Какая крупа осталась без злака? Кто может узнать её.
- Из какого злака получили эту крупу? (Ячмень – перловая)
3. Оздоровительная минутка «Зёрнышко».
Облако, облако!
Белое, хорошее!
Подари нам, облако, капельку дождя, (поднять руки вверх)
Маленькое зёрнышко
Нами в землю брошено. (изображают сеятелей)
Маленькому зёрнышку
Без воды нельзя. (через стороны поднимают руки вверх)
4. Интересное о каше.
- Ребята, оказывается о каше можно рассказать много интересного.
О каше издавна говорили в переносном значении.
Объясните:Когда говорят «Мало каши ел»? (молод, неопытен или недостаточно силён)
«Сапоги каши просят»( Износились до дыр)
«Каша во рту» (о невнятном произношении)
«У него каша в голове» (нечто беспорядочное, путаница)
-А сейчас я предлагаю поговорить об этом блюде. У каждой команды на столе сведения из истории каши на листах фиолетового цвета.
- выберите только главное из всей информации и познакомьте всех.
Каша – это исконно русское блюдо. И если вспоминать историю, то каша долгое время была символом благоденствия на Руси. Ни о каком друом блюде не создано столько сказок, пословиц и поговорок. «Густая каша семьи не разгонит», - говорили в старину.
Как у всякого народа – землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.
Так накануне Рождества в старые времена из пшена и ячменя варилась кутья сочельницкая. Эта каша использовалась в обряде гадания.
В древности на Руси кашу варили в знак примирения между врагами. Без каши мирный договор был недействителен. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «с ним каши не сваришь».
«Кашею» называли и брачный пир
Повсеместно на Руси известен обычай обсыпания молодых крупой перед отправлением к венцу, по выходе из церкви и перед входом в дом. Этот обряд был столь же необходим, как и покрытие головы невесты фатой и печение каравая. Цель обсыпания молодых крупой – зерном – состояла в том, чтобы в доме их был достаток и дольше сохранялись молодость и красота.
Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств.
При рождении ребёнка готовилась «бабина каша» - крутая. Пересолённая, её должен съесть молодой отец.
Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось чуть – чуть гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как же накормить солдат, Суворов отдал приказ варить всё в общем котле, добавив масла и лука. Оказалась каша очень вкусной и полезной. А такую кашу до сих пор называют суворовской.
5. Трудно переоценить значение каш в питании детей и людей любого возраста. Белок, содержащийся в них, хорошо усваивается организмом. Велика и энергетическая ценность круп. Эти свойства отражены в народных пословицах, поговорках, сказках.
- Давайте вспомним в каких сказках упоминается о каше.(Подсказка на экране «Горшочек каши» братьев Гримм.
«Каша из топора» русская народная сказка.
«Мишкина сказка» Н.Носова
- А какие пословицы вы знаете?
Ешьте кашу по утрам – не пойдёте к докторам!
Гречневая каша – матушка наша.
Хороша кашка, да мала чашка.
Щи да каша – пища наша.
Кашу маслом не испортишь.
Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.
Где щи да каша – там место наше.
6.Вернёмся к началу нашего занятия. Так какой знак мы поставим в конце предложения)
- Молодцы. Но ваша задача убедить и других, что каша – полезный продукт. Для этого нам нужна реклама. Перед вами листочки белого цвета. В рекламе можно использовать слова, жесты, рисунки.
- Домашним заданием будет составить рецепт интересной и полезной каши, нарисовать её в готовом виде или сделать фото.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока физической культуры. Легкая атлетика 4 класс.
В работе представлен конспект для проведения урока по физкультуре в системе государственных средних общеобразовательных школ. Тема урока: Легкая атлетика в 4-м классе. На уроке происходит ...
Методическая разработка урока православной культуры "Воеводы сил любви. Добродетели"
Урок православной культуры для 4 класса разработан по УМК Л.Л.Шевченко. Содержит разнообразные формы работы, игровые моменты. Несет высокий воспитательный потенциал....
Методическая разработка урока физической культуры "Зимние Олимпийские виды спорта"
Программа по физической культуре состоит из трёх разделов: «Основы знаний», «Способы деятельности», «Физическое совершенствование». В школах необходимо организовывать занятия трех видов с использовани...
Методическая разработка урока физической культуры во 2 классе
Методическая разработка урока по теме "Прыжок в длину с места". Цель урока: Продолжить формирование у обучающихся действия коррекции, т.е. умение определять собственные затруднения в выполнении прыжка...
Разработка урока физической культуры во 2 классе.Тема урока "Ведение мяча в ходьбе.Эстафета с мячом"
Данный урок построен на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС НОО.Урок построен на основе краеведческого материала.Разработка будет полезной учителям начальных классов и учи...
методическая разработка урока физическо культуры (подвижные игры начальная школа)
Привитие интереса детей физической культуресохранение и укрепление здоровья...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...