Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.
статья по теме

Ибрагимова Наталья Владимировна

В материале рассматриваются виды воспитания, методы воспитания, факторы, влияющие на воспитание, различные взгляды на воспитание. Эта работа  будет интересна студентам педагогических ВУЗов, педагогам, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание.

Е.Д. Худненко

 

        Различные типы общества в различные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. В последние десятилетия подход к воспитанию и соответственно, определение его как педагогического понятия существенно изменились. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе. Так в американском "Педагогическом словаре", изданном в Нью-Йорке в 1973 году, воспитание определялось как:

                                                                                                                                                       - совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет;

        - социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа),для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

        В 1982 году в изданном так же "Кратком педагогическом словаре" воспитание трактуется как:

        А) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать людей, включающий их знания, способности, образцы поведения и ценности;

        Б) развивающий процесс, обеспеченный школой и другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы;

        В)общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.

               Воспитание - конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его  социально-культурными особенностями.

               В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится основной целью современного воспитания.

       Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание ,и характер его методики.

       В Европе, Америке, Японии имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название - гуманистическая школа. В общем, воспитательная система Запада базирует свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.

        Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения нет. Одно из объяснений тому -его многозначительность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как взаимодействие, как воздействие и т.д.Каждое из этих значений справедливо,но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

           1. Воспитание(как общественное явление)-сложный и противоречивый социально-экономический процесс передачи новым поколениям общественно-экономического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

         Воспитание осуществляется через влияние следующих факторов:

        1. макрофактор (макро- большой)-страна, этнос, общество, государство, которые влияют на воспитание всех живущих в определенных странах.

        2. мезофакторы(мезо- средний, промежуточный)- условия воспитания больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения,в котором они живут (регион,село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и т.д.).

        3. микрофакторы (микро-маленький). К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

        Остановим свое внимание на микрофакторе, точнее сказать на семье.

              Семья является одной из первых исторических общностей, на протяжении веков остается главным передатчиком от поколения к поколению социокультурного опыта.С воспитанием в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и нравственных ценностей, национальных и религиозных традиций. Не случайно воспитательная функция семьи признается учеными и обществом одной из важнейших. Динамичные изменения российской действительности в последние десятилетия оказали существенное (но далеко не всегда позитивное)влияние на семью как социальный институт и ее воспитательный потенциал.

            Воспитательный потенциал семьи в широком смысле можно рассматривать как комплекс условий и средств,определяющих возможности реализации семьей ее воспитательной функции.Он объединяет материальные и бытовые условия жизнедеятельности, численность и структуру семьи, степень развития семейного коллектива, характер внутрисемейных отношений, жизненный опыт, образовательный уровень, ценностные ориентации, профессиональные качества родителей и т. д. Успешность воспитания во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют детям и как организован семейный досуг. Отвечая на данный вопрос, только 26,1% родителей считают, что того времени, которое они тратят на воспитание детей, вполне достаточно (этот показатель получен в полных семьях). В неполных семьях лишь 18,8% придерживаются такого же мнения. Среди отцов этот показатель самый низкий – всего 15,5%. Еще 69% отцов отметили, что уделяют воспитанию детей времени меньше, чем хотелось. При этом чем больше трудностей вызывает у них этот процесс воспитания детей, тем менее активна их позиция.

             Особый интерес вызывают взгляды на содержание воспитания. Исследование показало, что родители всех возрастов практически независимо от их образования признают необходимость воспитания в детях ответственности и трудолюбия. Именно эти качества являются в глазах родителей абсолютной ценностью. Третье место родители отдали высоким моральным качествам, выделив как приоритетное воспитание порядочности. 20% считают, что воспитание заключается прежде всего в том, чтобы уберечь ребенка от различных неприятностей. Особенно этот ответ характерен для возрастной группы старше  40 лет, что, возможно, объясняется трудностями, с которыми сталкиваются родители в воспитании детей подросткового возраста.

Наиболее распространенными методами воспитания являются:

70% любовь, ласка, доброта

57% привлечение к домашнему труду, воспитание самостоятельности и ответственности

40 – 45% родители воспитывают детей на личном примере

30 – 35% взыскивают к их совести и честолюбию

12,9% иногда прибегают к денежным поощрениям (чаще это делают отцы)

Насилие как метод воздействия применяется крайне редко:

        В экстренных случаях разрешение семейных конфликтов насилием в отношении детей допускают

29,2% матерей из неполных семей

22,9% матерей из полных семей

25,8% отцов.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители при воспитании детей:

40% - увлечение детей телевизором,видеофильмами, компьютерами;

20% - отсутствие возможности контролировать детей постоянно;

10% - отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми;

9% - отсутствие у детей настоящих друзей;

1% - курение, пьянство, наркомания;

20% - отвечая на вопрос о проблемах воспитания, не смогли их обозначить.

              Серьезной и часто возникающей проблемой родители считают нехватку педагогических способностей, причем одинокие матери низко оценивают свои возможности в педагогике и возлагают свои обязанности на школу, хотя

60% воспитания ребенок получает в семье;

30% в окружающем мире;

И только 10% - в школе.

          Человек и ребенок – основные социокультурные ценности. Так Н.И.Пирогов считал, что государство и народ, и человечество существуют только для человека, а ребенок – цель самого себя, а не средство достижения какой-либо цели.

          Воспитание – основное содержание педагогического процесса, целями которого являются:

        - «сделать нас людьми, воспитать не негоциатов, моряков, солдат, юристов, но людей и граждан» Пирогов Н.И.

        - открыть средства «к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлеющего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» Ушинский К.Д.

        - «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой» Пирогов Н.И.

   Воспитание (как педагогический процесс) – это:

        1. целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию      личности ребенка, вхождение его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей;

        2. целостный, сознательно организованныйпедагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами;

        3. целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником   и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующую оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является объектом и субъектом);

         4. предоставление      воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути;

        5. процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребенок – объект педагогического воздействия);

        6. целенаправленное создание условий для усвоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности;

        7. целенаправленное формирование личности на основе формирования:1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;2) мировоззрения;3) поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

 

Можно выделить виды воспитания:

        Воспитание духовное – формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие человека. Воспитание духовное – это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл и мыслям человека.

        Воспитание нравственное – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умению поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

        Воспитание политическое – формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций.  Осуществляется на принципах объективности, вариативности, свободы выбора позиций и оценок в границах общественных ценностей.

        Воспитание половое – систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое     воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.

        Воспитание правовое – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма,формирование законопослушного поведения.

        Воспитание трудовое – совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.Путь воспитания трудового – включение школьника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.

        Воспитание умственное – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

        Воспитание физическое – система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечения высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

        Воспитание художественное – воспитание у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создание эстетических ценностей.

        Воспитание экологическое – целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.

        Воспитание экономическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организация производства, распределения и потребления.

        Воспитание эстетическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

        Воспитание этическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.

           Воспитание свободное – не стесняемое никакими ограничениями развития сил и способностей каждого ребенка, полное раскрытие его индивидуальности. Для воспитания свободного характерны категорическое отрицание системы воспитания и обучения, основанной на подавлении личности ребенка, регламентации всех сторон его жизни и поведения.

           Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется, Это определение не является общепринятым. Оно лишь в ряду многих.

           В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание». Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

        1. в широком социальном смысле как воздействие общества и социальной среды на человека вцелом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;

        2. в широком педагогическом смысле как педагогический компонент социализации, целенаправленное воздействие на ребенка воспитательными институтами общества;

        3. в узком педагогическом смысле – воспитательная работа как целенаправленное формирование у детей системы определенных нравственно-эстетических качеств;

        4. в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач ( например, воспитание определенных нравственных качеств).

        Под методами воспитания следует понимать те специфические способы и примеры воспитательной работы, которые используются для организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них соответствующей потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

           Как свидетельствуют приведенные примеры, к числу таких общих методов воспитания относятся следующие:

- убеждение

- положительный пример

- упражнение (приучение)

- одобрение

- осуждение

- требование

- контроль за поведением

- переключение на другие виды деятельности

           От методов воспитания следует отличать средства воситания. Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы ( беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины), которые используются в процессе реализации того или иного   метода. Например, убеждение                       как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и другим                  отношениям,собраниям и т.д.  В качестве средств метода упражнений выступают организация труда, патриотическая и художественно – эстетическая деятельность учащихся и т.д.

           Объединяя педагогические усилия,еля и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им стоит работать совместно. Круг этих проблем довольно широкий и с некоторой долей условности их можно разделить на три основные группы.

            К первой группе следует отнести те проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно–воспитательной работы школы и семьи.

           Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием.

           К третьей группе относятся проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.

   

           Результаты и пзитивная эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяется не сколько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельности творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений.

        Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

   Л.Н.Толстой в дневниковых записях отмечал:

…Воспитание представлятся сложным и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей. Я не знаю ни одного действия, которое не включало бы воспитания себя. Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствоваться, и ничего не скрывать из своей жизни от детей.

Список использованной литературы:

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров, «Академия», 2001.-176 с.

2. Харламов И.Ф. Педагогика. И.Ф.Харламов. «Университетское», 2002.-560 с.

3. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Л.Д.Столяренко.»Феникс», 2000.-544с.

4. Селевко Г.К. Социально – воспитательные технологии.»Москва», 2005.-176с.

5. Сабитова Г. Москвичи  о проблемах семейного воспитания (Сабитова Г.)Воспитание школьников – 2008 -№6 с.12-18.

6. Е.Н.Степанов «Педагогу о воспитательной системе школы и класса». Учебно – методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004г.

7. Е.Н.Степанов «Воспитательный процесс: изучение эффективности». Методические рекомендации. Творческий центр «Сфера»,Москва, 2001г.

8. М.А.Тартышная «Социальное становление школьника в начальной школе», Завуч начальной школы,- 2007.- №7,- с.3 – 20.

9. Г.Мисаренко «На пути к стандартам нового поколения», Сельская школа,-2008.- №6,-с.3-16.

10.В.Голованов, С.Евтушенко, Ю.Виноградов «Семья, классный руководитель, детский коллектив: воспитательное взаимодействие», Сельская школа,-2008.- №6,-с.28- 38..

Хабаровский краевой институт развития образования

Реферат

Воспитание как общественное явление

и педагогический процесс

        Выполнила

                                                                                     Ибрагимова Н.В.

                                                                       

                                                                  Учитель начальных классов

                                                                   МОУ СОШ № 1 с. Троицкое

                                                                   Нанайского района

                                                                   Хабаровского края.

                                                                                                                         

с. Троицкое

2010 г.

Содержание

Введение                                                                                

Глава 1. Воспитание как общественное явление                

           

  1. Факторы, влияющие на воспитание              
  2. Взгляды на содержание воспитания                                                                                                                                                                                      
  3. Методы воспитания                                                                          
  4. Проблемы воспитания                                    

Глава 2. Воспитание как педагогический процесс            

            2.1. Виды воспитания                                              

                                                                 

Глава 3. Методы и средства воспитания                            

Заключение                                                                            

Список  использованной литературы                                

 

                                                         



Предварительный просмотр:

Виды воспитания:

Воспитание духовное – формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие человека. Воспитание духовное – это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл и мыслям человека.

Воспитание нравственное – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умению поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

Воспитание политическое – формирование у учащихся политического сознания ,отражающего отношения между государствами, нациями, партиями и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций. Осуществляется на принципах объективности, вариативности, свободы выбора позиций и оценок в границах общественных ценностей.

Воспитание половое – систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое     воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.

Воспитание правовое – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма, формирование законопослушного поведения.

Воспитание трудовое – совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Путь воспитания трудового – включение школьника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.

Воспитание умственное – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

Воспитание физическое – система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечения высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

Воспитание художественное – воспитание у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создание эстетических ценностей.

Воспитание экологическое – целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.

Воспитание экономическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организация производства, распределения и потребления.

Воспитание эстетическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Воспитание этическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сущность интеграции как педагогического процесса"

Понятия интеграция прочно занимает место в ряду других педагогических терминов. Интеграция - объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства. На сегодняшний д...

«Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе».

Хотите ли Вы, не хотите ли.Но дело товарищи, в том,Что прежде всего мы – родители,А всё остальное потом.Р. Рождественский. School8.centerstart.ru...

Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе

Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе.Статья - «Раз ступенька, два ступенька, три ступенька». Цели: Формирование положительной мотивац...

Проблема стилей родительского воспитания.Трудности детско – родительских взаимоотношений в процессе воспитания младших школьников

В статье представлены следующие моменты: группы  семей по типу родительского отношения к ребенку; термины  благополучная и неблагополучная семья, четыре  параметра  родительского п...

"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное условие модернизации российского образования"

Статья"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное  условие модернизации российского образования"Концепция  мод...

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса.

Выступления на школьном методическом объединении.       Что значит личностно-ориентированный подход.        Ключевыми словами личностно ориентированных тех...

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Воспитание в целостном педагогическом процессе

Педагогическая статья. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Воспитание в целостном педагогическом процессе...