Статья "Преемственность как принцип обучения физике в условиях информационной образовательной среды".
статья (3 класс) по теме

Преемственность можно понимать как взаимосвязь разных этапов обучения на базе единых психолого-педагогических характеристик. На всех этапах должны действовать единые цели, задачи, дидактические принципы, типические свойства методической системы, модифицируясь с учетом возрастных особенностей учеников, их интересов и потребностей. Все эти составляющие реализуются в содержании, в построении процесса, в характере отношений, в системе изучения результативности и в организационных формах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hizhnyakova_priemstvennost_programmy_zankova0.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность как принцип обучения физике в условиях информационной образовательной среды.

Преемственность можно понимать как взаимосвязь разных этапов обучения на базе единых психолого-педагогических характеристик. На всех этапах должны действовать единые цели, задачи, дидактические принципы, типические свойства методической системы, модифицируясь с учетом возрастных особенностей учеников, их интересов и потребностей. Все эти составляющие реализуются в содержании, в построении процесса, в характере отношений, в системе изучения результативности и в организационных формах. В идеале ученик должен на всех этапах учебы находиться в единой педагогической среде. Реальность же другая: школьники заканчивают начальный этап обучения по системе общего развития, а учебно-методический комплект для основной школы разработан только для 5–6 классов. Но даже при полном содержательном обеспечении потребуется много времени для внедрения нового УМК в школу.

Таким образом, на данном этапе предлагаются два варианта решения проблемы преемственности в системе общего развития школьников. Первый – полный вариант – изучение основ системы, прохождение соответствующего курса переподготовки, изучение стартового (для основной школы) уровня детей в развитии и предметных знаниях, умениях и навыках, принятие учеников такими, какими они вышли из начальной школы, использование комплекта учебно-методической литературы, разработанного для 5 и 6 классов. Второй – переходный – возможно использование другого учебно-методического комплекта при реализации базовых установок системы общего развития школьников. В любом случае учителю поможет учебно-методический комплект, соответствующий развивающему обучению.

В школах, ориентированных на развивающую систему Л.В. Занкова, первоначальные естественнонаучные знания и элементарные умения формируются в начальной школе при изучении интегрированного предмета "Окружающий мир». Курс представляет широкую целостную картину мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания - о природе, человеке, обществе в их историческом развитии. Таким образом, данный курс выполняет фундаментальный постулат системы Л.В. Занкова (представление широкой целостной картины мира) и в то же время предупреждает перегрузку, вызванную изучением множества предметов.

Особенностью курса является его подчинение логике развития жизни на Земле. От первого до четвертого класса в каждом историческом периоде от древнейшего до нашего времени прослеживаются следующие взаимозависимости: единство неживой и живой природы, развитие жизни, в том числе человека, постепенное преодоление человеком своей абсолютной зависимости от природы и ее обратная реакция. Таким образом, постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей.

При изучении курса "Окружающий мир" учащиеся получают общее представление о планете Земля, значении Солнца как источника тепла и света на Земле; о звездах и планетах, а также пропедевтические знания о географической карте, ее условных обозначениях, сторонах горизонта, о поверхности Земли, соотношении суши и воды на Земле. Это содержание раскрывается в программных темах раздела "Планета Земля". Например, при изучении раздела «Разнообразие природы на Земле» учащиеся узнают о происхождении компаса, а при изучении раздела «Природа и человек» учащиеся узнают о воде на Земле, о круговороте воды в природе, о телах и веществах, о трех состояниях вещества, о свойствах воды в твердом, жидком и газообразном состояниях, о понятии диффузии (Вода – растворитель). При выполнении практических работ учащиеся изучают: свойства воды в разных агрегатных состояниях - твердом, жидком, газообразном; измерение температуры воды, термометр; растворение веществ в воде; очистка воды фильтрованием.

Если проанализировали варианты преемственности обучения в занковских классах, то можно заметить что учащиеся удовлетворяют результатам их развития, обучения и воспитания.

 Некоторые учителя задумываются над вопросом: как работать в классе с детьми, окончившими начальную школу по системе Л.В. Занкова; какие лучше использовать учебники; чем отличаются новые учебники от существующих? Поэтому в условиях модернизации современного образования (в том числе естественнонаучного) появляется необходимость определения направлений преемственности содержания начальной и средней школы, то есть принятие учителями общей для всех ступеней основной идеи, цели и содержания образования, методов, организационных форм обучения, методики определения результативности.

Задача учителя – обеспечить качественный переход от недостаточно осознанных, эмоционально воспринимаемых форм действительности (начальная школа) к осознанным, волевым интеллектуальным действиям. Это достигается в первую очередь через осознание самого процесса учения, формирования научных основ естественных дисциплин. Учащиеся 7 класса после изучения курса «Природоведение» уже  имеют качественную предметную подготовку по основным содержательным линиям: развитие научных знаний разного уровня обобщения (мироведческих, страноведческих и краеведческих); история открытия и познания природы Земли; развитие человека и человеческого общества; сведения о людях, открывших и открывающих знания о мире. Поэтому ранее усвоенное понятие обогащается новым содержанием при изучении курса «Физика».

В условиях обеспечения преемственности начального и основного звена, с учетом требований Федерального компонента образовательной области "Физика" разработан курс "Физика" для 7,8 и 9 классов (авторы Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина).

 Важнейшим условием решения проблем преемственности в основном звене школы является сохранение идеи оптимального общего развития ученика. Это реализуется и достигается в курсе "Физика"  (авторы Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина) благодаря богатству содержания, построенного на основе интегрирования ценностей и основных положений современных естественных наук.

Согласно современным требованиям физическое образование состоит из трех этапов: пропедевтический, систематический курс физики основной школы и дифференцированные курсы физики средней школы по выбору учащихся. Пропедевтическое изучение физических явлений осуществляется в рамках курсов “Окружающий мир” в начальной школе и “Естествознание” в 5–6 классах. Учебник для 7 класса Л.С.Хижняковой и А.А.Синявиной появился очень своевременно, он соответствует второму этапу физического образования, чем отличается от имеющихся в настоящее время учебников физики основной школы.

Учебник представляет собой систематический курс физики, который регламентируется не только принципами научности и доступности, но и завершенностью физического образования в основной школе. Построенный по концентрической системе, он способствует формированию у учащихся целостного представления о физической картине мира.

Учебный материал параграфов содержит описание опытов, моделей, фактов, позволяющих усвоить сущность физических понятий и законов. Для самопроверки в конце параграфа предлагаются вопросы. Закрепление и развитие знаний можно осуществить при решении задач, входящих в заданиях и упражнениях. Для любознательных приведены задания, включающие теоретические и экспериментальные исследования, факты из истории физики, сведения о технических объектах, измерениях физических величин.

С помощью УМК Л.С. Хижняковой и А.А. Синявиной на уроках используются школьные физические приборы, учащиеся учатся наблюдать различные физические явления, выдвигать гипотезы, представлять результаты экспериментов в форме таблиц, диаграмм. В конце учебника приведены лабораторные работы, выполнение которых поможет научить измерять физические величины, анализировать результаты исследований . часть лабораторных работ предложена в двух вариантах. Один из них предполагает измерение физических величин и их оценку. В другом варианте требуется найти интервал, в пределах которого находится истинное значение измеряемой величины. Этот вариант работ выполняется при углубленном изучении физики. Учащиеся знакомятся с прямыми и косвенными измерениями физических величин. Кроме того, для любознательных в разделе «Домашние лабораторные работы» представлены простые, но интересные опыты, которые можно поставить при помощи несложного оборудования в домашних условиях. Например, в лабораторной работе «Исследование зависимости скорости движения тела от выбора системы отсчета» необходимо при себе иметь: игрушечный грузовой автомобиль или тележку, наблюдатели (2 оловянных (пластмассовых) солдатика или стрелки – указатели на подставке), линейка или рулетка, часы с секундной стрелкой. Такие опыты позволят проводить самостоятельно физические эксперименты и анализировать результаты исследований.

Ознакомление учащихся с физическими явлениями и понятиями на пропедевтическом этапе обучения физике требует обобщения этих знаний в начале изучения курса физики в 7 кл. вводный раздел «Физические методы исследования природы» предназначен для решения этой педагогической задачи. В нем рассматриваются объекты изучения физики; основные методы исследования природы – моделирование и физический эксперимент; виды обобщения в физике – понятия (включая физические величины), законы, физические теории, отражающие взаимосвязь системы научных знаний и методов познания.

Работая над текстом можно увидеть, что содержание каждой главы учебника раскрывает определенные проблемы физики, сформулированные  в виде вопросов, утверждений в кратком введении к главе. Это позволяет выделить в главе самое важное: понятия, законы, практические приложения, идеи физической картины мира. В конце каждой главы приводится специальная рубрика «Самое важное».

Работая с учебником, можно увидеть, что заглавия некоторых параграфов выделены цветом. Это означает, что данный материал предназначен для дополнительного изучения. Курсивом выделены новые понятия, основные идеи и итоги, на которые необходимо обратить внимание. Формулировки законов и тексты определений набраны жирным шрифтом. Для удобства в конце учебника помещен предметно – именной указатель.

В рабочей тетради предложены самостоятельные работы для проверки изученного материала. Они помогут подготовиться к выполнению текущих контрольных работ и к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по физике. Во всех самостоятельных работах приведены задания с несколькими вариантами ответа, из которых нужно выбрать правильный ответ и отметить его так, как указано в задании.

Таким образом, каждый раз изученное понятие выступает в новых связях и с разных точек зрения, и школьник воспроизводит изучение понятие (при этом нельзя путать с многократным повторением).

В целом содержание программы курса "Физика" определено на основе синтеза учебного материала, практических и самостоятельных работ и творческих заданий.

Для реализации данного принципа важно предусмотреть в организации учебного процесса следующие формы: дискуссия, беседа, практические и самостоятельные работы.
      Содержание курса способствует продолжению систематической работы над развитием всех учащихся; обучению на высоком уровне трудностей при ведущей роли, как теоретических знаний, так и эмпирических знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"...

Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"

Научная статья  по материалам курсового исследования по теме: "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"...

Информационно - образовательная среда школы в условиях обучения детей с ОВЗ

В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИКТ в преподават...

Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды

Первоначально социализация  ребёнка происходит в семье, а затем – в школе, обществе. Младший школьный возраст является благодатным для процесса социализации.В этом возрасте происходят ...

«Особенности организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ средствами информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях пандемии»

Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический ...

Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды

Умение добывать нужную информацию – ценное качество, которое пригодится ребенку в будущем. Посредством интернета можно развивать любознательность ребёнка, обучать его чтению, математике, обучать...