Риторика. Тема: По маршруту добрых дел, поступков и чувств.
классный час (2 класс)
Развивать умение сопереживать; формировать гуманность; расширять кругозор учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pedagogiki.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: По маршруту добрых дел, поступков и чувств. :
Цель: Развивать умение сопереживать; формировать гуманность; расширять кругозор учащихся.
- Психологический настрой.
- Возьмемся все за руки и повторяем: Мы – умные! Мы – внимательные! Мы – дружные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится!
11. Анализ стихотворения с целью сообщения темы и задач занятия.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О доброте и добрых делах пойдёт речь, но не только об этом.
- Послушайте стихотворение и скажите, почему оно так названо « Хорошие товарищи»:
Мальчик Миша мается – ( )
Миша заикается
Как другие –чисто, ясно –
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То что может повторить
Нелегко ему даются
Все слова на букву К,
Но ребята не смеются –
Дружба классная крепка:
Ты, Мишутка не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом, собирайся
И смелее говори!
- Почему оно так названо «Хорошие товарищи»?
- Какой вывод мы можем сделать из стихотворения?
- Слушая это стихотворение, каждый из нас должен сделать выводы, что нельзя смеяться над недостатками других людей, нужно как говориться в стихотворении, помогать людям, если нуждаются в вашей помощи.
- Сегодня мы познакомимся с таким понятием, которое вы может быть и не слышали «эмпатия»
- Эмпатия- означает умение сочувствовать, сопереживать другому человеку т.е. насколько мы можем понять другого человека в данный момент.
Задача нашего урока - проверить, как вы можете понять чувства другого человека и развивать это чувство.
І1І. Анализ ситуации с целью уяснения понятия эмпатии.
- Сказка «Грецкие орехи»
Неподалеку от школы в маленькой хатке жила одинокая бабушка. Старенькая- старенькая, уже зубов у нее не было.
Школьники помогали бабушке: то воды принесут, то нарвут травы на лугу для козы.
В школьном саду созрели грецкие орехи. Крупные, вкусные. Но такие твердые, что мальчики советовали шепотом друг к другу из рогатки орехами стрелять.
- Понесем орехи бабушке, сказал кто – то из них.
Дети нарвали ведро орехов, принесли бабушке. Высыпали на стол на белую скатерть.
- Ешьте, бабушка, - сказали дети и быстренько убежали из хаты.
Бабушка села у стола. Из глаз ее потекли слезы. Дрожащими руками пересыпала она орехи. Орехи гремели, словно камешки, а со двора слышен веселый детский смех.
- Почему бабушка плакала?
- Что значит сопереживать?
- В каких случаях мы можем сопереживать человеку?
- Все мы нуждаемся друг в друге, В природе растениям нужна земля, чтобы они могли питаться. Людям же нужны друзья, которые способны их понимать, помочь чем – то.
2. Какие слова подходят к теме нашего урока:
- эмпатия - дружба
- сочувствие - учеба
- сопереживание - добросовестность
- сорадость
- понимание
І V . Упражнение в развитии эмпатии.
1.«Одноклассники»
У Катруси, маленькой синеглазой первоклассницы со светлыми волосами, сегодня радость. Больше года болел ее папа. В больнице лежал, перенес три операции.
А сегодня папа уже на работе. Придя в школу, встретила девочка во дворе двух свои одноклассников, Петю и Гришу. Встретила и поделилась радостью:
- наш папа выздоровел…
Петя и Гриша посмотрев на нее ничего не сказали и убежали.
Катруся пошла к девочкам, игравшим в классы.
- Наш папа выздоровел, - и радость сияла в ее глазах.
Одна из девочек спросила:
- Выздоровел - и что тут такого?
Катруся почувствовала, как из груди к горлу подкатился тяжелый клубок и стало трудно дышать. Она подошла к тополю в конце школьного двора и заплакала.
- Почему ты плачешь, Катруся? – услышала она тихий, ласковый голос Кости, молчаливого мальчика, ее одноклассника.
Катруся подняла голову и, всхлипывая, ответила:
- Наш папа выздоровел…
- Ой, как же это хорошо! – обрадовался Костя. – Возле нашей хаты в лесу уже зацвели подорожники. Зайдем после уроков к нам, нарвем подснежников и понесем твоему папе.
Радость засияла в Катрусиных глазах.
- У кого из одноклассников развита эмпатия?
- Почему вы так решили?
Вывод:
“Добрые чувства появляются у людей в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимательность, доброжелательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Если ребёнок мучает в детстве животных, можно со стопроцентной гарантией утверждать, что позже он будет мучить и людей, только по-другому.
2.Анализ высказывания
- Согласны ли вы с высказыванием: «Добрые слова поднимают людям настроение и помогают в беде»?( на доске)
- Когда у вас плохое настроение, могут ли добрые слова поднять его?
- Каким образом? (комплимент, юмор, веселые рассказы)
Упражнение. Два человека к доске.
- Кому- нибудь в классе сделайте комплимент. ( например: характер, успех) 5 человек
- Как добрые слова могут помочь в беде?
3.Обсуждение проблемной ситуации
- Послушайте и скажите, как бы вы поступили?
Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются.
- Как бы вы поступили?
- Что бы вы сказали о таких мальчиках?
-Правильно ли они поступают?
4. Беседа по иллюстрации.
- Посмотрите на иллюстрацию плачущего мальчика. Как вы думаете, что случилось с мальчиком? Почему он плачет?
- Вам его жалко? Почему?
- Что чувствовали в этот момент?
- Кто успокаивает, когда вы плачете?
- Какие слова при этом говорят?
3. Работа над новым материалом (по группам по четыре человека)
Разбор пословиц и поговорок:
Добро не лихо, бродит по миру тихо;
Добро не умрёт, а зло пропадёт;
Доброе дело само себя хвалит;
Доброта без разума пуста;
Добрые чувства – соседи любви;
Добро помни, а зло забывай;
3. Игровой тренинг “Азбука настроений”
Из “волшебной шкатулки” дети выбирают любимые геометрические фигуры. На обратной стороне написаны слова. Дети читают. Если слово вежливое, встают в I команду; слово простое – в другую команду. Затем педагог просит каждую команду закончить предложение и найти к нему картинку – символ (картинки - символы изображают настроение детей)
Я радуюсь, когда…….
Я грущу, когда…….
Я обижаюсь, когда…….
Я злюсь, когда…….
Я пугаюсь, когда…….
4. Игра “Хорошо – плохо”
Детям предлагается оценить поступки своих друзей с двух позиций: хорошо это или плохо?
Если поступок хороший, то дети громко хлопают в ладоши; если плохой, осуждающе топают ногами.
Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие Хорошие
Саша обидел друга.
Артем защитил слабого.
Ира поссорилась с мамой.
Настя поделилась любимой игрушкой с ребятами.
Кирилл толкнул на прогулке Тоню.
Вадим помог бабушке нести тяжелую сумку.
На занятии Алена громко разговаривала с подругой.
Аня накормила птичек хлебными крошками.
Матвей грубо разговаривал с другом.
Саша помог воспитателю подготовиться к занятию.
- А сейчас давайте послушаем ребят.
(Читают дети.2 человека)
Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, когда-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Будь счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
V. Итог. Рефлексия.
-Заканчивая наш урок, я уверена, что в ваших сердечках добра стало намного больше. Вы станете более бережно относиться не только к близким людям, но и ко всему живому. Вы не будете равнодушными к чужой беде.
О каком важном качестве мы сегодня говорили?
Что для себя взяли с урока?
Изменится ли ваше отношение к окружающим?
- Хлопните в ладоши те, кто считает, что с пользой провел занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Человек отражается в своих поступках"
Классный час с использованием ИКТ технологий....
Психологический тренинг «Путешествие по маршруту добрых чувств и поступков».
Приобщение детей к ценностям межличностных отношений людей, привитие навыков дружеского отношения друг к другу....
Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений"
Путешествие по станциям с целью воспитания доброты, вежливости, взаимопонимания....
Доклад на тему: « Формирование нравственных представлений и поступков у детей с проблемами в развитии через игровую деятельность»
Проблема включения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из...
Классный час на тему: "Человек отражается в своих поступках"
Классный час на тему: "Человек отражается в своих поступках"...
Конспект урока по теме: «В развитии добрых чувств - творение души» (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понимания души, духа, духовности человека. Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностейПланируемые результаты:Предметные:-готовнос...
Конспект классного часа в 4 классе на тему: «Будь справедлив в своих поступках.»
Цель: формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности, развивать индивидуальность и субъективность детей, творч...