особенности поверхности Краснодарского края:горы
план-конспект урока (2 класс) по теме

ФОСТЕНКО  ИРИНА  ЛЕОНИДОВНА

Лучше гор быть могут только горы! Как же нам повезло,что нам не надо уезжать далеко,чтобы побывать в горах,подышать свежим воздухом. А что же они скрывают? Урок кубановедения с применением ИКТ и экскурсией по горам Адыгеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_form_poverhnosti_kraya_konspekt_uroka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности форм поверхности края.

Горы.

конспект урока кубановедения

учителя начальных классов                     Фостенко И.Л.

Цель урока: познакомить с формами поверхности Краснодарского края.                                                                    развивать речь,  познавательный интерес, наблюдательность ,внимание;

Воспитывать бережное отношение к  природе, любовь к родному краю.

Оборудование: физическая карта Краснодарского края, персональный ноутбук «Классмейт РС».

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Проверьте свои рабочие места перед началом занятия. Садитесь.

II.Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос  с использованием физической карты Краснодарского края:

-Как называется наш край, в котором мы живём?

-Что вы можете сказать о поверхности нашего края?

-На какие две части можно условно  разделить территорию нашего края? (северная равнинная и южная гористая)

Давайте поговорим о равнинной части края.

-Какой цвет используется на карте при изображении равнин?

-От какого слова произошло название «равнина»? (ровный, гладкий)

-Как называется равнина на территории нашего края?  (Азово-Кубанская низменность)

-Из каких частей она состоит? (Приазовская низменность, Прикубанская низменность, Закубанская равнина)

-Что такое овраг?  (глубокое углубление, образованное дождевым потоком)

-Каким образом овраги приносят вред народному хозяйству?

III.Новый материал:

Посмотрите на карту. Каким цветом обозначены горы?

Чем выше горы, тем более тёмный цвет.

К югу от реки Кубань Закубанская равнина постепенно сменяется холмистой поверхностью. Это предгорье Западного Кавказа. Здесь высокие хребты, глубокие ущелья, по которым шумят, пенятся горные реки.

Теперь я предлагаю вам посмотреть на эти вершины и включить свой компьютер.

Напомним себе правила работы с ноутбуком.

Дети поочереди вспоминают правила пользования  и технику безопасности при работе на классмейтах. Слайд №2

Вершины Кавказских гор покрыты снегами и ледниками. Слайд №3

Перед вами высочайшие вершины Кавказских гор- Чугуш, Фишт, Оштен.                                                       На этих вершинах даже летом лежит снег. Слайд №4.

Почему они так называются?

Об этом повествует слайд №4.Послушайте эту древнюю легенду.

Слайды №5-6 ближе знакомят нас с этими вершинами.

                   

IV.Физкультурная минутка для глаз и рук:

V.Закрепление:

Мне очень хочется поговорить о плоскогорье- Лаго- Наки. Слайд №7

Далее со слайда № 8 и по слайд № 23 учитель читает и показывает презентацию о плоскогорье Лаго-Наки.

Почему это плоскогорье  так называется?

Ещё одна легенда нам об этом расскажет.

По небу плыли белые облака, рисующие на беспредельной синеве причудливые очертания гор, дворцы и храмы неведомого небесного города. Молодой пастух лежал на душистой траве и пытался прочесть письмена неба.  Он поднялся и тихо запел свою любимую песню. Так неспешно он приблизился к селению и решил спуститься к ручью, чтобы напоить животных.

 Место было пустынным, когда он подошел, вдруг увидел девушку: она оглянулась и вскрикнула. Она стояла в воде по колено, длинное платье упало вниз и прикрыло обнаженные ноги. Девушка вышла из воды и поспешила накинуть платок  на голову, скрывая волосы. Но не это все видел пастух, он видел глаза, огромные и бездонные, как небо, из них струился свет, "как свет небес" - подумал он и подошел поближе, потому что она тоже пристально смотрела на него, словно не имея сил оторвать от него взор. Так они стояли, постигая вечность и касаясь сердца посредством души.
-
 Наки, - раздался откуда-то издалека крик, - где ты, иди домой, отец ищет тебя...
Девушка вздрогнула и побледнела, опустила глаза и побежала по тропинке. А он так и стоял и не понимал: был ли это сон, или лик, что видел он в небе, спустился на землю. На следующий день, как только рассвело, пастух погнал свое стадо туда, где вчера встретил ее. Время, казалось, тянулось бесконечно, но вот мелькнул чей-то силуэт на тропе. Она не сказала ни слова, просто подошла и посмотрела в глаза, и снова они не могли насмотреться друг на друга, и время словно остановилось. Он и она - вечная песня любви. И он говорил:

- Наки, ты словно небесная Нимфа, я видел твой облик на небе.
- На небе - это знамение свыше, но мне хочется жить.
- Ты не думай о смерти...
- Кто ты? - спросила девушка.
- Я пастух.
- Как жаль, что я княжна, мой отец не позволит даже говорить с тобой.
- Но ты уже говоришь.
- Да.
- Я не думал, что от слов твоих можно испытывать такое блаженство
.
И уже говорили без умолку, глядя друг на друга с нескрываемым восторгом, забывая о том, что так далеко стоят друг от друга. Огонь любви разгорался все сильнее и сильнее.
-
Где ты была? - спрашивал отец.
-
Я ходила к ручью, отец, там прохладно и тихо.
- Почему так пылает лицо и сияют глаза твои, Наки? Отвечай!
- Я бежала отец, оттого и алеет лицо .

И теперь каждый день Лаго и Наки видели друг друга, и обжигали нежные прикосновения губ, и сладость первого поцелуя волновала и томила сердце предчувствием еще более сильного чувства. Все вокруг перестало существовать, только сказка вечной любви царила в их жизни. Но однажды Наки не пришла, не пришла и на следующий день, не пришла и на третий. Казалось, что солнечный день превратился в ночь, казалось, что жизнь мгновенно оборвалась, слезы сердца вырывались и слышались стоны. "Где же ты, голубка моя, что же случилось с тобой? Неужели отец запер в доме? Приди же, принеси свет солнца живого, омой сердце мое потоками чистого огня, я не могу более жить без тебя". А ветер, подхватив слова эти, нес их к распахнутому окну, и Наки слышала их. "О Лаго, жизнь моя, моя радость, свет моих глаз, я здесь, но мысли мои с тобой, не терзай мое сердце, не тоскуй так по мне, я приду, я скоро приду". И правда, отец отпустил девушку. И она, как птица, летела, и несмотря на вечерние сумерки, он ждал ее, и словно вспыхнуло солнце над горизонтом, нежные объятия и тихий шепот, а после горячие и горькие слезы:
-
Отец нашел мне знатного жениха и пообещал ему отдать меня в жены. Я умру, мой Лаго, потому что не мыслю своей жизни с кем-то другим.
- Не надо, не плачь. Скажи, ты готова быть рядом и в жизни и в смерти со мной, и в радости, и в печали...
- О, да, я готова, бежим от этого мира, бежим туда, где царит свет любви.

И, взявшись за руки, они побежали в горы. Ночь лунная освещала тропу, по которой поднимались они в горы, и только когда рассвет коснулся робко края небосвода, они присели на душистую траву и, склонив головы друг к другу, уснули, как дети - прекрасные и чистые, словно рассвет, омытый каплями росы. Отец обнаружил пропажу дочери только утром и отправился в погоню на лошадях с отрядом всадников. Горы содрогнулись от стука копыт. Наки вскрикнула и проснулась.
-
Лаго, отец послал погоню, они несутся на лошадях, бежим же, друг возлюбленный, бежим скорее.
И вот глазам открылись снежные вершины, и девушка замерла на миг.
-
Величие неземного рая, - сказала тихо, - и здесь останется навечно моя любовь. 

Но сильные руки подхватили ее и понесли: и два сердца, опаленные трепетным огнем любви, бились как одно. И вот он опустил ее на землю. Наки робко шагнула к краю пропасти и вскрикнула:
-
О, Лаго мой, неужели мы пришли?.. - она оглянулась. - Назад дороги нет, я слышу шум погони и лай собак. А небо,  Лаго, посмотри,  его коснуться можно, а свет, взгляни - сияние, я вижу сияние небесное, скажи, ты видишь свет?
- Да, милая, я вижу свет, то вечность манит нас, но там, внизу, там камни острые, там боль, забвенье, мрак.
- Нет, Лаго, нет. Любовь - как крылья, мы вознесемся в небо: помнишь, ты сказал, что видел лик мой в небе, и я ответила, что то знамение... Иди ко мне, мой друг, и обними меня покрепче, чтобы ничто не разлучило нас, и миг полета, словно сладость поцелуев, словно поток любви, поток огня, нас вознесет на небо.

И обнявшись, стояли так, пока погоня не появилась. Все замерли, сошли с коней, все видели, как, оторвавшись от земли, они парили над пропастью. И вдруг - яркая вспышка ослепительного света, такая яркая, что все закрыли глаза, а когда открыли - только облако золотистого сияния висело, над пропастью и звучала удивительная мелодия любви, которую эти люди никогда не слышали. Они подошли к краю пропасти, но никого не увидели там, внизу, и удивленно подняли головы к небу, словно бы они не упали вниз, но взлетели по воле кого-то могущественного. И кому-то казалось, что они видели их и слышали счастливый смех, точно двое влюбленных прыгали по облакам, догоняя друг друга. Но еще долгие века будет звучать в пространстве песнь о любви Лаго и Наки, волнуя сердце прикосновением потоков вечной и прекрасной любви .

 VI.Итог урока:

Кавказские горы учёные считают молодыми. Им около 70миллионов лет. Раньше люди считали,что горы неизменны и вечны. Так ли это?

Что вы узнали о горах? Чем вам запомнился урок?

Мне хочется закончить урок словами поэта Хамида Беретарь слайд №24

Отключите свои компьютеры. Аккуратно закройте и уберите на край стола.

VII.Домашнее задание:

Подберите произведения кубанских поэтов или писателей о горах. Либо нарисуйте иллюстрации к услышанным вами сегодня легендам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубановедение Тема урока "Времена года. Климатические особенности Краснодарского края."

        - познакомить учащихся с характерными особенностями смены времен  года;           - расширить знания детей о климатических о...

«Природа Краснодарского края. Формы поверхности»: урок во 2 классе

«Природа Краснодарского края. Формы поверхности»: урок  кубановедения во 2 классеЗадачи:Познакомить и расширить знания учащихся по теме «Природа Краснодарского края. Формы поверхности.Учить...

Формы поверхности Краснодарского края

Урок кубановедения в 4 классе ....

Формы поверхности Краснодарского края

Урок кубановедения в 4 классе ....

Природа Краснодарского края. Формы поверхности (равнины, горы, холмы, овраги).

Поверхность края как бы делится рекой Кубань на две части: северную равнинную и южную гористую. Каждая из этих частей имеет особый характер рельефа, растительности , почв, животного мира и климата....

Тема: «Природа Краснодарского края. Формы поверхности (равнины, горы, холмы, овраги».

познакомить с формами поверхности Краснодарского края, с географическим положением Краснодарского края , формировать представление о многообразии видов ландшафтов края, умение ориентироваться по карте...