Природа Краснодарского края. Формы поверхности (равнины, горы, холмы, овраги).
план-конспект урока (3 класс) по теме
Поверхность края как бы делится рекой Кубань на две части: северную равнинную и южную гористую. Каждая из этих частей имеет особый характер рельефа, растительности , почв, животного мира и климата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_13.docx | 16.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Природа Краснодарского края. Формы поверхности (равнины, горы, холмы, овраги).
Цели: познакомить с формами поверхности Краснодарского края; развивать речь, познавательный интерес, наблюдательность, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
План
- Организационная часть.
- Основная часть.
- Вводная беседа.
- Как называется край, в котором мы живем?
- Поверхность бывает равнинной и гористой.
- Что вы можете сказать о поверхности нашего края?
- Посмотрим на физическую карту Краснодарского края.
- Как вы думаете , на какие две части можно условно разделить территорию нашего края ?
- Рассказ учителя.
Посмотри, какая даль
Без конца и края,
Речка тихая журчит,
В камышах вздыхая.
Ширь полей, размах степей –
Знакомая картина.
Только нет тебя милей,
Кубанская …(равнина)
1)Поверхность края как бы делится рекой Кубань на две части: северную равнинную и южную гористую. Каждая из этих частей имеет особый характер рельефа, растительности , почв, животного мира и климата.
2) Равнинная северная часть.
Само слово «равнина» происходит от слова «ровный», «гладкий». С давних времен человек заселял равнины. На равнинах легко строить поселки и города, прокладывать дороги, распахивать землю. Поверхность равнины пересечена реками . Кое –где встречаются курганы- древние надмогильные насыпи.
Найдем на карте Азово- Кубанскую низменность. Эта низменность является равниной. Большая её часть степи. На равнине встречаются возвышения в 10- 12м, а иногда и до 200м высотой - .это холмы.
Глубокие крутосклонные углубления, образованные дождевыми потоками – овраги. Во время таяния снега или сильных дождей ручейки сливаются вместе и образуются бурные потоки. Вода устремляется по склонам в низкие места, размывает землю, образуя рытвины. Не сплетенная корнями растений, рытвина легко размывается, расширяется, превращается в овраг.
Овраги разрушают плодородные земли. Этим они проносят большой вред народному хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами. По краям оврагов сажают деревья и кустарники, корни которых препятствуют разрушению верхнего слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Бывает , что по истечении многих лет склоны оврагов становятся пологими, заросшими травой , кустарниками, превращаясь в балки.
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры -
Знаешь ты, что это … (горы)
4«Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал» -знаменитая строка из песни принадлежит В.Высоцкому. Сколько стихов и песен посвящено им. Горы возникли миллионы лет назад. И сейчас еще идут горообразовательные процессы.
1)Работа картой:
Посмотрите на карту. На карте горы обозначены коричневым цветом. Чем выше горы ,тем более темный цвет. Найдите на карте Кавказские горы .
2) Рассказ учителя о Кавказских горах.
К югу от реки Кубань Закавказская низменность постепенно сменяется холмистой, изрезанной лощинами поверхностью. Это предгорье Западного Кавказа. Предгорье переходит в горную часть главного Кавказского хребта, которая занимает 1/3 площади края. Многие вершины Кавказских гор покрыты снегами и ледниками. Самые высокие из них – это Фишт, который возвышается над уровнем моря на 2852 метра, Чугуш – 2240 метров. А самая высокая Цахвоа. Её высота _ 3345 метров.
Снеговые вершины холодные и величавые, стоят безжизненные и недоступные. Сюда не долетают даже горные орлы. Только альпинисты могут покорить вершины. Но для этого нужно быть сильным, выносливым.
Ниже начинаются субальпийские луга ,которые покрыты высокими травами.
Еще ниже - леса. Сначала хвойные, которые потом переходят в смешанные и лиственные.
Кавказские горы ученые считают молодыми. Им около 70 миллионов лет. Раньше люди считали , что горы вечны и неизменны. Но это не так. дожди и ветры помогают разрушать горы. Бывает так , что гора вырастает буквально на глазах. Происходит это , когда рождается вулкан.
Вулкан – это гора с отверстием на вершине , из которого если вулкан действующий, извергаются потоки расплавленных пород, лавы.
В нашем крае есть вулканы на Таманском полуострове . их еще называют грязевыми сопками.
- Работа с иллюстрациями.
Подумайте на каких иллюстрациях овраги, холмы, горы, балки ?
- Обобщающая беседа о поверхности нашего края.
-Какие формы поверхности есть в нашем крае?
- Что такое равнина, холм, овраг, горы ?
- Что образует равнину Краснодарского края ?
- Что вы узнали о горах ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Природа Краснодарского края. Формы поверхности»: урок во 2 классе
«Природа Краснодарского края. Формы поверхности»: урок кубановедения во 2 классеЗадачи:Познакомить и расширить знания учащихся по теме «Природа Краснодарского края. Формы поверхности.Учить...
Конспект урока по кубановедению "Природа Краснодарского края" 1 класс
Методическая разработка конспекта урока-экскурсии по кубановедению для 1 класса. Конспект содержит: сведения о зонах края, загадки, правила поведения в лесу, сомостоятельные задания для учащихся....
Природа Краснодарского края
Доклад по Кубановедениюна тему:«Природа Краснодарского края»...
Памятники природы Краснодарского края Абинского района станицы Шапсугской
В презентации представлена заочная виртуальная экскурсия в загадочный уголок природы станицу Шапсугскую Абинского района Краснодарского края...
Тема: «Природа Краснодарского края. Формы поверхности (равнины, горы, холмы, овраги».
познакомить с формами поверхности Краснодарского края, с географическим положением Краснодарского края , формировать представление о многообразии видов ландшафтов края, умение ориентироваться по карте...
Творческие вопросы и задания о природе Краснодарского края
Творческие вопросы и задания о природе Краснодарского края В условиях повышения интереса к изучению родного края необходимо строить учебный процесс так, чтобы обеспечить “учение с увлечением”. Дл...
Познакомить с основными формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).
Предметные умения:проверить знания учащихся о компасе, ориентировании на местности;познакомить с новыми терминами (равнина, гора, овраг, холм);дать первоначальные сведения о формах земной поверхности...