педсовет "Первые шаги по реализации ФГОС"(1 полугодие 2011-2012 уч.г.)
методическая разработка (1 класс) по теме

Рамазанова Ирада Абдулкадировна

Педагогический совет "Первые шаги по реализации ФГОС" провела 23 января 2012 года. Разработка педсовета поможет зам.дир. по УВР нач.школы подвести итог  о проделанной работе по ФГОС в 1 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ramazanovoy_i.a..docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева

"Нам не дано предугадать:"

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить.
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.

Актуальность освоения и внедрения Федеральных государственных стандартов (далее — ФГОС) каждым образовательным учреждением не вызывает сомнений. За это  время сделано многое:

2.  В целях исполнения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» специалистом ГУО Аскеровой У.Ю. был проведен обучающий семинар на базе сош №12, гимназии №3.  В 2009-2010 уч.г. во втором полугодии  нас ознакомили с приказом №25 от 9.03.2010 г. по ГУО о «Статье «Дорожная карта для директора», опубликованная в «Учительской газете» 16.02.2010 г.». Согласно приказу, подробно изучили  документы ФГОС, создали совет, рабочую группу.  Провели ряд мероприятий по изучению изменений и дополнений образовательной системы школы. На апрель, май этого же года составлен и реализован план подготовки начальной школы к внедрению стандартов второго поколения.

  1. Ежеквартально сдавали информацию в ГУО о проведенной работе по ФГОС согласно реализации плана на 2010-2011 уч.г. В школе проведены педагогические советы, семинары, совещания при завуче, заседания  МО, на которых шло обсуждение нового образовательного стандарта. Административная  команда и учителя принимали участие в городских семинарах, конференциях, МО.
  2. 29 апреля 2011г. мною была посещена конференция в ДИПКПК. Со всего города присутствовала только я. На сайте вычла информацию и решила поучаствовать. Присутствовали учителя с городов и районов р.Дагестан. Идрис  Мусаевич -ректор института- предложил новые формы образовательной деятельности использовать при составлении расписания в 1-х кл.  слайд 2 

Много было вопросов, неясностей,  сомнений, проблем. Не были уверены, что стандарты все-таки введут. Организаторы  курсов ПК для зам.дир., учителей нач.кл. утверждали единогласно, что стандарты не найдут  практической  реализации в 2011 уч.году. Но Аскерова У.Ю. не давала  нам расслабиться. Создана  программа перехода школы на новые образовательные стандарты. Ею  были даны методические конструкторы по составлению ООП НОО, примерные программы, рекомендации по их составлению.

 Ежегодно в апреле месяце в школе реализуется программа по подготовке будущих первоклассников. Мы провели родительское собрание совместно с психологом начальной школы.  Слайд 3

Представлены  идеи новых стандартов родительской общественности. Ознакомили с режимом работы школы, с новшеством, связанным с введением стандартов, определились с выбором УМК. Учителя остановили свой выбор на системе «Школа России»

На  тот момент неизвестно было,  получат ли наши первоклассники учебники или нет. Да и получили мы 14 сентября. Поэтому многие родители приобрели учебники за свой счет.

 С 1 сентября 2011 года все учащиеся первых классов Российской Федерации  начали  обучаться по новому образовательному стандарту (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - ФГОС НОО). 

Это значит, что первоклассники учатся не только читать, писать и считать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать. Учиться им станет интереснее, а уставать они будут меньше.

1.Численный и количественный состав обучающихся первых классов

К  нам прибыло 64 ученика и 3 уч. - оставленные на повторный год обучения. Начали  обучаться по новому образовательному стандарту 67 уч. Образовалось 3 класса-комплекта.  

1а уч. Шаванова Р.Г. – 26  уч., слайд 4

1б уч. Каяева Н.Д.- 23 уч. Слайд 5

1в уч. Асварова Г.М. – 18 уч.  слайд 6

Со всеми родителями заключен договор о предоставлении общего образования МОУ СОШ №17 и буквально недавно мы заключили новый договор в связи переименования МОУ в МБОУ.

2.Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные , то есть универсальные учебные действия (регулятивные , познавательные и коммуникативные).
В связи с этим, целью своей работы в этом направлении мы видим формирование функционально грамотной личности, т. е. человека, который обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания, принимать решения и нести за них ответственность, толерантен по своей жизненной позиции, понимает что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других, эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей, способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Коллектив педагогов МОУ сош №17 делает первые шаги в данном направлении и в связи с этим по ходу реализации программ вносятся необходимые изменения и корректировки, программы дополняются средствами психолого-педагогической поддержки. При организации внеурочной деятельности мы стараемся максимально использовать возможности образовательного учреждения. Нам хочется заинтересовать каждого ребенка, дать возможность проявить свое «я», создать сообщество увлеченных детей и творческих учителей. Решая эти проблемы, мы определили ряд задач, без решения которых невозможно внедрить ФГОС:
-принятие идеологии ФГОС общего образования
-освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся
-овладение учебно-методическими и информационными ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС
-обеспечение оптимального вхождения в систему ценностей современного образования, для чего необходимо проанализировать имеющиеся условия, определить проблемное поле; обозначить направления работы по приведению образовательной среды школы  в соответствие с требованиями к условиям реализации ФГОС.

Центральное место во ФГОС нового поколения отводится Основной образовательной программе начального общего образования  (ООП НОО), которая является нормативным документом, фиксирующим:

-цели начального образования школы :

  1. Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья школьника;
  2. Обеспечение эмоционального благополучия;
  3. Сохранение и поддержка индивидуальности каждого школьника;
  4. Развитие ребенка как субъекта обучения через общение и сотрудничество;
  5. Формирование желания и основ умения учиться.

 - результаты образования в образовательном учреждении, согласованные всеми участниками образовательного процесса;

-пути, средства и условия, необходимые для эффективного достижения этих результатов (статья 9 Закона РФ «Об образовании»).

Что такое ООП? Слайд 7

ООП НОО состоит из 3-х  разделов:

  1. Целевой
  1. Пояснительная записка к основной образовательной программе.
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
  1. Система оценки достижений планируемых результатов.

2. Содержательный

  1. Программа по формированию УУД у обучающихся на ступени начального общего образования.
  2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
  3. Программы отдельных учебных предметов.
  4. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
  5. Программа коррекционной работы.
  6. Мониторинг полноты и качества реализации ООП.
  1. Организационный
  1. Учебный план
  2. Приказы
  3. Локальные акты

Какой мы видим ООП НОО?  Слайд 8

Слайд 9

 

Слайд 10

Задачи, которые мы планируем решать в ходе реализации программы личностного развития и формирования УУД таковы:
- определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования;
- осуществить связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых современных технологий и различных форм работы;
-использовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий;
- применять систему типовых задач для  оценки  сформированности универсальных учебных действий.

Решить эти задачи под силу только современному, информационно грамотному учителю, который сможет осуществить переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий . познания и освоения мира, так как специфика современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами.

Составлен график повышения  квалификации. В  марте, июне и ноябре 2011 г. учителя 1-х классов прошли курсы, но вот действенной помощи они не получили. Своими впечатлениями от проведенных занятий  поделится

уч.1в кл. Асварова Г.М., которая в ноябре была на курсах.

Таким образом, мы пришли к необходимости системной перестройки педагогической практики, предполагающей реальное обеспечение реализации программы УУД посредством разработки и реализации технологии педагогического управления формированием и оцениванием УУД младших школьников.

Методом  оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. 

Об оптимальном способе  организации накопительной системы оценки расскажут  уч-ля  1-х кл.

1а кл. – Шаванова Р.Г.

В основу нового стандарта положен системно-деятельностный подход в образовании. Ключевое условие реализации данного подхода в начальном общем образовании – организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в учебной (урочной и внеурочной) деятельности.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важным элементом формирования УУД учащихся начальной школы является ориентировка в информационных и коммуникативных  технологиях, способность  грамотно применять их на практике. Реализация программы формирования УУД – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

 

В этом учебном году произошли изменения в учебном плане. Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» разработан на основе:

Приказа № 930 от 12 августа 2011 года «Об утверждении Примерных учебных планов общеобразовательных учреждений Республики Дагестан на 2011 – 2012 учебный год»

Основным отличием явилось внедрение внеурочной деятельности (10 ч.)

Составлены рабочие программы по предметам. Организована внеурочная деятельность.

Разрабатывается система отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения; система по  формированию социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Ведется психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Результаты  обученности, сформированности основных видов УУД, личностного развития осветит :

  1. психолог школы Мисриханова Р.А.,  которая замещает психолога нач. школы Саидову С.А. ( она отсутствует по болезни )

Портфель достижений – средство для решения  ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  1. Поддерживать  высокую учебную мотивацию учащихся;
  2. Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности  обучения и самообучения
  3. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности ученика;
  4. Формирование умения учиться, ставить цели, планировать собственную учебную деятельность.

Слайды 11, 12, 13.

Об индивидуальных достижениях учащихся  ознакомит нас учитель 1 б класса Каяева Н.Д.

Анализ мониторинговых исследований  здоровья уч-ся осветит медсестра Ибрагимова Н.К.

Внеурочная деятельность реализуется через следующие  направления:

 (слайд 14)

  1. научно-познавательное
  2. проектная деятельность
  3. художественно-эстетическое
  4. духовно-нравственное
  5. спортивно-оздоровительное

Слайды  15, 16. - О кружках и руководителях.

Все  эти направления красной нитью проходят в каждом классе. Опрос  родителей на выбор спектра занятий планируем провести в конце года. Но уже руководителями внеурочной деятельности выявлены уч-ся наиболее способные в данном направлении.  Слайды 17, 18, 19


Разработана  программа  коррекционной  работы,   предусмотренная  только в том случае, если в образовательном учреждении учатся дети с нормальным интеллектом, но  ограниченными возможностями здоровья (ограничение по зрению, слуху или физические недостатки здоровья)….  То, есть те дети, которые способны получить общее образование (а таких детей достаточно), но им необходимо для этого создать определенные условия. В связи с этим лицензия на данную деятельность не требуется, в Уставе школы это отражено, но как требование не устанавливается. Остается нерешенной главная проблема  - нет квалифицированного специалиста – опытного логопеда.

Мониторинг полноты и качества реализации основной образовательной программы начальной школы

Понятие «мониторинг» применительно к образованию характеризуется как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или отдельных его элементов в целях принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. Следовательно, это механизм, с помощью которого осуществляется длительное отслеживание образовательного процесса для определения его соответствия нормам или стандартам, или желаемому результату с целью принятия адекватных управленческих решений. Именно поэтому мониторинг должен являться неотъемлемым и важнейшим фактором управления реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Целью мониторинга является анализ деятельности педагогического коллектива по полноте и качеству реализации основной образовательной программы начальной школы данного учреждения.

Согласно стандарту 1 поколения к уч-ся предъявлялся ряд требований к ЗУН в конце каждого года обучения. Теперь же представлен портрет выпускника начальной школы.

Исходя из концептуальных основ УМК «Школа России»  и требований ФГОС, планируемые результаты можно представить в виде трех моделей выпускника. В представленных моделях отражены основные требования, предъявляемые к выпускнику современной начальной школы.

Слайды 20, 21, 22

И наконец, каким же должен быть выпускник начальной школы?

Слайд  23

«Модель» выпускника

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину
  2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества
  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир
  4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
  7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

Сегодня, когда внедрены образовательные стандарты  в практику образовательного процесса, очевидно, что готовность педагога к формированию и оцениванию УУД младших школьников является,   с одной стороны, гарантией успеха внедрения ФГОС, с другой стороны, не должно быть личной проблемой отдельного педагога, а результатом системной методической работы с педагогами через проведение семинарских занятий, практикумов, работу творческих групп в школе.

Слайд 24

Четыре свечи
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

Я - Спокойствие.

"К сожалению, люди не умеют меня хранить.
Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!"
И огонёк свечи погас.

Вторая сказала:

 Я – Вера

."К сожалению, я никому не нужна.
Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше."
Едва произнеся это, подул лёгкий ветерок и  загасил свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла:

Я - Любовь.

"У меня нет сил  гореть дальше.
Люди не ценят меня и не понимают.
Они ненавидят тех, которые любят их больше всего - своих близких."

Долго не ждав, эта свеча угасла.

Вдруг в комнату зашёл ребёнок. И увидел три  потухшие свечки.

Испугавшись, он закричал:
"Что вы делаете?! Вы должны гореть!
Я боюсь темноты!!!"

 Произнеся это, он заплакал.

Взволнованная четвёртая свеча произнесла:
"Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно
зажечь и другие три свечи.
Я - НАДЕЖДА.

Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.

Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы за I полугодие 2011-2012 учебного года

На начало учебного года нами были поставлены цели и задачи.Цели и задачи деятельности воспитателей 1 группы, 2 «А» класса следующие:·        адаптация детей к ...

План воспитательной работы класса на 2 полугодие 2011-2012 уч. г.

Запланированные мероприятия с учениками и родителями по различным напралениям....

Тесты по окружающему миру для 2 - 4 классах за 1 полугодие 2011-2012 учебного года

Тесты по курсу "Окружающий мир" разработаны по программе "Школа 2100"....

Тесты по русскому языку во 2 - 4 классах за 2 полугодие 2011-2012 учебного года

Тесты по русскому языку составлены по программе "Школа 2100"....

Тесты по курсу "Окружающий мир" во 2 -4 классах за 2 полугодие 2011-2012 учебного года

Тесты по курсу "Окружающий мир" разработаны по программе "Школа 2100"....