Программа дополнительного образования "Чудеса аппликации"
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа дополнительного образования в 1 классе "Чудеса аппликации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендовано на заседании ШМО ________(Т.В.Качалова) Протокол№_____ от «___»________2011г. | Согласовано _________ зам.директора по УВР СимковаС.Н. «___»________2011г. | Утверждено _________ директор школы Михайлова Н.А. «___»________2011г. |
МОУ «Шлинская общеобразовательная школа» пос Куженкино-2,
Бологовского района, Тверской области
Рабочая учебная программа кружка
«Чудеса аппликации»
в 1 классе
на 2011-2012 учебный год
разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Срок реализации: 1 год
Составитель программы; Симкова С.Н.
2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Чудеса аппликации» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели кружковой работы:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи:
- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;
· учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Содержание программы
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-11 лет.
Программа кружка «Чудеса аппликации»
1 год (33 ч)
Первый год обучения определяет содержа ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклас сники под руководством учителя составляют словесный план, разли чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов ление будет вестись подконтрольно.
Вводная беседа (1 час).
- Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с природным материалом (15 часа):
- листья – 7ч.
- семена, кора, мох – 6ч.
- яичная скорлупа – 2ч.
- Рассказ о флористике. Природа Тверской области.
- Изготовление аппликаций из засушенных листьев.
- Составление аппликаций (коллективная работа).
- Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
Работа с бумагой и картоном (6 часов).
- Рассказ «Из истории бумаги», «Аппликация».
- Художественное моделирование из бумаги по шаблонам. Панно «Лесные мотивы».
- Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
- Изготовление карнавальных масок.
- Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
- Конструирование из бумаги
Работа с тканью (4 часов).
- Знакомство с наперстком.
- Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
- Изготовление аппликации на ткани (по образцу).
- Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
- Шитье коврика из лоскутков различной ткани.
Работа с бросовым материалом (4 часов).
- Конструирование дома для сказочных героев.
- Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
- Игрушки из пластмассовых бутылок.
Работа с пластилином (2 часа).
- Рассказ о глине и пластилине.
- Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
- Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
- Лепка по замыслу детей.
Подведение итогов (1 час).
- Подведение итогов работы, обзор курса.
- Рефлексия.
- Отзывы и пожелания.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
Методические рекомендации по проведению занятия
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступи тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос тоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Тематическое планирование содержания программы по темам и объему
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Вводная беседа | 1 | 1 | - |
|
2 | Работа с природным материалом | 15 | 15 | ||
Работа с бумагой и картоном. | 6 | 6 |
| ||
3 | Работа с тканью | 4 | 3 |
| |
4 | Работа с бросовым материалом | 4 | 4 |
| |
5 | Работа с пластилином | 2 | 2 |
| |
7 | Подведение итогов | 1 | 1 | - |
|
| Итого | 33 | 1 | 31 |
|
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Список литературы:
- А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
- И.В.Новикова «Аппликация из природных материалов»
- М.А.Гусакова “Аппликация”
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
- Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
- Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Игрушка”
- М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
- Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
- Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
- Н.М.Конышева “Умелые руки”
- Н.М.Конышева “Секреты мастеров”, “Копилка игр сибирячка”
- М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
Календарно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа кружка "Волшебная аппликация"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и предназначена для внеурочной деятельности младших школьников...
Программа дополнительного образования "Чудеса аппликации"
Рабочая программа дополнительного образования в 1 классе "Чудеса аппликации"...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ АППЛИКАЦИИ "ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок геометрической аппликации «Волшебные фигурки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Волшебные фигурки» ориентирован на работу с учащимися от 8 до 10 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...