Каким должен быть современный учитель?(материал к педагогическому совету)
статья по теме

     Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.

       Современный учитель. Каким ему быть? Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, о том, что учитель должен быть оптимистом...Вообще, «образ педагога» обсуждался во все времена, но эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakim_dolzhen_byt_sovremennyy_uchitel.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

                          Каким должен быть современный учитель?

Цель нашего педсовета– разработать модель личности педагога в современной школе как идеал, образец, к которому нужно стремиться и постоянно самосовершенствоваться…

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, о том, что учитель должен быть оптимистом...

Вообще, «образ педагога» обсуждался во все времена, но эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе большие требования. Грядут серьезные изменения.   И в первую очередь должен меняться учитель. В последние полто ра десятилетия заявили о себе новые, отвечающие современным запросам, развивающие образовательные систе мы, появились качественные учебни ки, по которым с удовольствием учат ся школьники. Но всё это напоминает новогоднюю ёлку с яркими иг рушками. За полтора последних деся тилетия столько появилось новых «игрушек» - учебники, образователь ные системы, ЕГЭ, образовательные стандарты, реформы, а «ёлка» осталась старая. Стоит сухое дерево, всё обвешанное яркими «игрушка ми».                                            

Нынешнюю реформу затеяло прави тельство. Министерство по указке сверху выполняет заказ правитель ства, учителя лишь выступают в роли послушных исполнителей. Мне кажется,  реформы должны идти снизу. Насто ящая реформа рождается в душе учи теля. Когда его душа обновляется, он устремляется к переменам, к изме нениям.  Именно поэтому современной школе нужен новый учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Каждый педагог сегодня должен серьезно осознать необходимость самосовершенствования. А самым первым и самым трудным шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны. Согласитесь, у каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуть ся, проверить - насколько мы успеш ны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи?.. А еще хорошо бы само му себе ответить на такой вопрос: я ра ботаю творчески или я только транс лятор пусть даже самых передовых методик и технологий? Необходимо расширять сознание учителей. Это вопрос не количества знаний или навыков. Это внутренний мир учителя, состояние поиска, творчества, рождения идеи.

Итак, современный учитель. Каким ему быть?

Статистика:
*1 сентября 2011 года в России начали действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, стандарты второго поколения.
*Первыми "обновку" примерили ученики начальной школы.

*Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек.

*У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого пола - 1 миллион 99 тысяч.

*Примерно шестая часть из педагогов – 213 тысяч- пенсионного возраста.
Профессия педагога –  одна из важнейших в современном мире, но пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной – у нас очень низкие зарплаты и очень сложная работа.

Но кто-то все-таки работает в школах. Кто?
*В большинстве своем - очень талантливые фанатики, чудаки, которые все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради.

*Женщины, с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей.

А еще есть сегодня в школе немало учителей, которые совсем не хотят идти вперёд. Тех, кто считает, что их опыт даёт им право НЕ меняться, НЕ творить, НЕ идти вперёд. Знаете, есть такая поговорка: «Мудрость приходит с возрастом, но иногда возраст прихо дит один». Молодой педагог с опытом 5 лет, если он творчески подходит к своей миссии, может дать значитель но больше, чем учитель с 20-летним стажем.

Всем сейчас трудно! В стране кризис, сокращения, проблемы... Можно найти тысячу причин, чтобы оправдать свои поступки, бездействие или лень. А можно, несмотря ни на какие преграды или возникшие трудности, идти вперёд, искать и находить, учиться, расти и стараться не допустить даже попытки сдаться.

Настоящий педагог болеет душой за результаты своей педагогической деятельности, размышляет о том, как помочь своим воспитанникам понять себя и выстроить свою жизнь в согласии с совестью и с пользой для окружающих. Ему хочется, чтобы его выпускники стали умными, добрыми, воспитанными, смогли находить достойный выход из любой ситуации, научились понимать и чувствовать ценностное содержание жизни.

Нельзя не согласиться с мнением Л.С. Выготского, утверждающего, что «Человек, в сущности, воспитывает себя сам... С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого». Иными словами, педагог не может сделать воспитуемого ни хуже, ни лучше - он может лишь до некоторой степени создать условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким это видится педагогу.  

Но это не совсем простая задача – создать такие условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».
Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Ведь учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет, знает, что только большой багаж знаний дает право учить других. Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам. Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Учитель - помощник, советчик, воспитатель ещё неокрепших юных сердец, защитник, стремящийся уберечь своих воспитанников в водовороте жизни. Он не архитектор, не инженер, не начальник человеческих душ. Если педагог хочет, чтобы его воспитанники стали хорошими людьми, ему необходимо делать всё, чтобы  дети хотели стать такими, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.

Но наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества». (Рузвельт)

 Знаете ли вы, что в нашей стране еже дневно в среднем кончают самоубий ством 18-20 школьников? Это тысячи ребят в год! И в большинстве случаев причина, толкнувшая их на это, во многом связана со школьной жизнью. А вы знаете, что в России официально 2 миллиона детей-бомжей? Вы только представьте себе эту цифру!

А всё от того, что ни в школе, ни до ма дети не находят духовной опоры, не чувствуют тепла и любви. Сухомлинский утверждал, что без духовной общности нет воспитания.

Наше современное образование се годня сфокусировано лишь на зна ниях: их объёмах, методиках пре подавания, инструментах проверки. Отсюда ЕГЭ, вырванные кусочки информации, кроссвордные методы проверки, отсюда постоянно меня ющиеся стандарты образования.

Из школы исчезло самое главное -воспитание. Ошибаются те, кто счи тает, что учителя должны только давать знания, а воспитывать - дело родителей. Те, кто придерживается такой точки зрения, выбирают самый лёгкий путь, дорогу, которая, выра жаясь языком Александра Грина, ве дёт в НИКУДА. Что мы получим в итоге? Ребят знающих, но невоспи танных. А это опасно. Д.И. Менделе ев говорил: «Давать знания необлагороженному человеку - то же самое, что давать саблю сумасшедшему».

«Уважаемый учитель, я пережил концлагерь. Мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: газовые камеры, построенные учёными-инженерами; детей, отравленных учёными-врачами; младенцев, убитых квалифицированными медсестрами; женщин и детей, расстрелянных и сожжённых выпускниками высшей школы. Поэтому я не доверяю образованию. Я прошу Вас: помогите своим ученикам стать человечными. Ваши усилия не должны привести к появлению учёных чудовищ, умелых психопатов.    Чтение,    письмо, арифметика важны, только если они служат человечности».

В последнее время многие задают ся вопросами: откуда берутся терро ристы? Откуда такая дикая злоба в современных подростках? Юные скинхеды, обкуренные шестнадцати летние убийцы и насильники - отку да они? А они живут рядом с нами. Мы их сами выращиваем. Мы даём им знания по химии, физике, матема тике, но не даём им уроки нравствен ности и духовности.

И потому так важны сегодня такие образовательные направления, которые в своей основе опираются именно на духовность.

Вот почему еще современной школе нужны учителя-творцы, учи теля-искатели нового, учителя, гото вые положить на алтарь образования свою душу и совесть. У Ш.А. Амонашвили есть три заповеди, следуя которым учитель может добиться многого.

Первая - верить в ребёнка. Верить, что любой ребёнок есть безграничная сущность. Верить без тени сомнения и всегда помнить, что в классе нет лентяев и бестолковых учеников. Просто все дети разные и требуют раз ного подхода. Как поступать? Если учитель будет принимать какого-ни будь ученика как «слабого», тот, мо жет быть, слабым и останется. А если будет искать в этом ученике зерно силы, он и сделает его сильным.

Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.

 Спросил Молоток у Моря:

         «Отчего камни на твоём берегу такие

гладкие? А я свои, сколько ни бью, -

всё острые и колючие...»

         «А я их ласкаю!» - ответило Море.

                                             Притча

Вторая заповедь - верить в свою искру Божию. Даже если ты ещё не чувствуешь себя Учителем от Бога, надо верить в эту искру, - и ты её ощутишь в себе. Говори себе: «Я -Учитель от Бога», - и иди к детям.

Ребенка не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он есть. Искать в нём задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь ему самому. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и талантлив, должен, прежде всего, сам воспитанник. Самое главное, что ребёнок должен приобрести ещё в период школьного ученичества, - это чувство собственного достоинства, веру в себя, понимание, что он многое знает, умеет и на многое способен. Человек перестаёт чего-то хотеть, когда думает, что он не может ничего добиться и ни на что не способен. Только добро порождает добро. Так нам завещал замечательный педагог В.А. Сухомлинский.

Уверена, что для современного учи теля, как и для любого профессионала, творчество начинается с владения навыками управления той средой, в которой происходит его профессио нальная деятельность. Настоящее творчество по сути своей не что иное, как результат успешного управления профессионалом средой в нестандарт ной ситуации. А что может быть более нестандартным, чем школьные ситуа ции, ежедневно, ежечасно, ежеминут но рождающие проблемы, решить которые под силу только учителю?..

«Называют неврастенией, -писал Эрнст Хемингуэй, - когда человеку плохо... Бык тоже неврастеник на арене, на лугу он здоровый па рень». Хотелось бы, чтобы творчество учителей-управленцев, т.е. нашей администрации, помогло возде лывать такой образовательный «луг», где не будет неврастеников не только среди детей, но и среди учителей. Ибо только счастливый человек может обучить и воспитать счастливого чело века. А в личном счастье каждого из нас немаловажную роль играет наш профессиональный успех. Поэтому, уважаемые коллеги,

Давайте жить во всём

Друг другу помогая,

Тем более что жизнь

Короткая такая.

Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

И третья заповедь Амонашвили - верить в силу гуманной педагогики, не авторитарной, не си ловой, а гуманной, творческой.

Конечно, педагогика не всесильна. Но надо верить в себя и свои силы и творить. И тогда вера твоя передастся ученикам, поможет им встать на ноги и откроет перед ними большой и прекрасный мир.

Есть притча: «После сильного шторма на берегу океана сидел старец и размышлял о жизни. А вдоль побережья шла маленькая девочка с корзинкой в руках. Она собирала в неё морских звёзд, выброшенных на берег разбушевавшейся стихией. Набрав полную корзину, девочка заходила в воду как можно глубже и выбрасывала в неё морских звёзд. Затем девочка продолжала свой путь по берегу. Когда она поравнялась со старцем, он подошёл и сказал: «Всех не спасёшь. Для чего тогда?..»

Девочка посмотрела на старца, подняла очередную звезду и сказала: «Всех не спасу, но эта будет жить...» Вошла в воду, бросила её на глубину и пошла дальше собирать морских звёзд в корзину».

Я согласна с этой девочкой. 

«Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить» (Плутарх).

Итак, давайте подведём итог: какими же должны быть мы - учителя современной школы?
Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Шалва Алек сандрович Амонашвили беседуя с учителями в своих лабо раториях или на чтениях, говорит им: «Посмотрите на своих учеников! Это Дети Света! Звёздные дети! Так станьте же для них Звёздным Учите лем! Дети Света нуждаются в Учителе Света. Ищите свет, и он к вам придёт. Ваша устремлённость - это шаг к свершению».

 Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.   Настоящие учителя - соработники у Бога. И пе ред Ним отчитываются за тех детей, которых Он нам посылает.

Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести людям весть, и вопрошал у каждого встречного:

- Имеешь ли сердце?

Люди недоумевали и спрашивали:

-  Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь ли сердце»?

Он отвечал им:

- Лишь бы люди не забыли о сердив. остальное приложится!

Если образовательные стандарты мешают вашим ученикам расти и развиваться, вспомните, что ни один стандарт не имеет смысла без вашего педагогического творчества. Если вы открыты  новому, открыты сердцем, вы многое поймёте, вы поломаете в интересах своего ученика все стандарты и пойдёте дальше.

Без сердца что поймём?

Как пожалеем, как полюбим,

Как чуткими и добрыми мы будем?

Как боль чужую разделить мы сможем,

Как слабому в беде его поможем?

Без сердца мы лишь куклы заводные,

Бездушные, красивые, пустые.

Я лучшей в жизни похвалой считаю,

Когда сердечным человека называют

Любой человек должен шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства очень неуютно. Вспоминайте иногда замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Кто такой современный учитель? Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: люди уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!

«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться самым лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех. И все решили, что ОН самый лучший. И вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся ни слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь. И решили все, что ОН самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, и танцевали, и слагали стихи. И каждый был достоин права называться самым лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.

Но не стал он этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой рассказал притчу, и прослезились даже седые и мудрые горы, повидавшие всё на своём веку.

Третий начал танцевать - и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что ОН - Учитель — достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать - любить мир, но ещё труднее научить этому других. И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую главную цель своей жизни».

Помните: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.» (В.Гёте)

И в заключении:

« В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живет в учениках»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный урок?

В статье описаны основные требования современного урока. Урок должен обеспечить создание комфортной обстановки для учащихся и учителя. Отражены критерии эффективности современного урока, стр...

Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей  в работу?Я хочу рассказать об учебных ситуациях  на уроках русского языка в нача...

Каким должен быть современный гимназист в начальной школе (в моём понимании).

Современный гимназист в начальной школе — это функционально грамотная личность. Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, скол...

Каким должен быть современный учитель

Образование является неотъемлемой частью любого общества. Общество не может динамично развиваться, не преобразуя образовательную систему. Образованные и грамотные люди — это основная движущая си...

«Каким должен быть современный урок в начальной школе»

В статье раскрыты основные формы, методы и технологии, от которых зависит успешность современного урока.Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, лич...

ЭССЕ на тему «Каким должен быть современный учитель начальной школы?»

ЭССЕ на тему«Каким должен быть современный учитель начальной школы?»...