Программа курса «Граждановедение» для младших школьников
рабочая программа (3,4 класс) по теме
Программа курса «Граждановедение» для младших школьников рассчитана на обучающихся 3 - 4 классов и разработана на основе Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования,
на материале учебника А.Ф.Никитина «Граждановедение » для обучающихся 3-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma__grazhdanovedenie_v_3-4_klassah.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ГРАЖДАНОВЕДЕНИЮ
для 3-4 классов
Адаптированная
(область знаний – обществознание)
Паршина Наталья Александровна
учитель начальных классов
г. Бодайбо
2011год
Пояснительная записка
Программа курса «Граждановедение» для младших школьников рассчитана на обучающихся 3 - 4 классов и разработана на основе Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования,
на материале учебника А.Ф.Никитина «Граждановедение » для обучающихся 3-4 классов.
В начальных классах важно заложить основу гражданственности в форме гуманистических моральных представлений, которые в будущем ставят базу политико–правовых взглядов и убеждений.
Актуальность программы заключается в том, что одним из направлений ФГОСа нового поколения является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Программа по граждановедению предусматривает через различные виды работ воспитание ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; нравственных качеств личности. Даёт элементарные представления о России, как государстве и социальной структуре российского общества, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- Цель программы: формирование и развитие ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма и гражданственности;
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- учить детей заботиться о своём здоровье;
- обеспечить работу над развитием речи обучающихся;
Программа способствует изучению и осознанию прав и обязанностей гражданина, воспитанию любви к Родине, уважению к её законам и символам, развитию гуманного отношения к людям, добросовестного отношения к труду и уважение к людям труда, терпимости к различиям во взглядах, пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Методические особенности преподавания курса
Курс «Граждановедение» включает ряд вопросов, которые близки и понятны ребёнку младшего школьного возраста («Человек и его семья», «Мама – самый дорогой человек», «Наша школа», «Во что человек верит», «Здоровый образ жизни» и т.д) и построен с таким расчётом, что восприятие материала должно пройти на эмоциональном уровне.
Содержание учебного материала не ограничивает деятельность учителя и ученика на уроке, а предполагает различные формы общения : комментированное чтение, пересказ, ответы на вопросы, ролевые игры. Все это позволит использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы и потребует большой самостоятельной работы от обучающихся и творческой от – учителя.
Каждый раздел начинается с учебного текста , вводящего обучающихся в суть содержания темы. С ними дети знакомятся дома. Следующие далее домашние и классные задания помогают определить, как дети усвоили прочитанное , дополнить их знания по теме.
Миниатюры нравоучительного содержания в разделе «Прочитайте и перескажите» своими словами» предназначены для обсуждения и пересказа. Умение пересказывать – одна из главных дидактических задач этого раздела.
На уроке учащиеся рассматривают рисунки и рассказывают о том, что изображено на них, составляют связные рассказы , опираясь на свой опыт , отвечают на вопросы к рисункам.
Раздел «Придумайте родственные слова…» предусматривает работу с соответствующей теме лексикой. Ученики выполняют это задание письменно. Учитель может облегчить им задачу, предложив детям список слов, среди которых есть и
родственные заданным словам. Для усвоения темы очень важен раздел «Закончите рассказ». Дети усовершенствуют свои речевые навыки и проявляют творческие возможности, фантазируя на предложенную тему.
При проведении ролевых и деловых игр необходимо объяснить детям суть игрового действия и конкретные задачи его частников.
Работа по разделу «Сценка» проводится в двух формах (по выбору учителя) : дети либо читают свои роли в классе, либо заучивают их дома, а в школе разыгрывают.
Очень интересной и полезной может оказаться работа с вопросами по теме урока. После того, как в целом усвоено содержание, происходит консультация по ней. Ученики выбирают или учитель назначает (поочерёдно консультантов, которые отвечают на вопросы одноклассников). Помогают детям развивать интерес к собственному внутреннему миру и к окружающим, предложенные в некоторых темах задания по конкретизации профессий.
Методическое обеспечение программы
Методы проведения занятий: беседа, практическая работа, комментированное чтение, пересказ, ролевые игры, дидактические игры.
Содержание программы (68 часов)
3 класс (34 часа)
Введение: Что изучает Граждановедение в 3 классе.
Раздел 1.Как человек стал похож на нас с вами (3 часа).
- обучающиеся должны получить представление как жили люди в глубокой древности, чем занимались и как выглядели;
- обучающиеся должны знать о периоде превращения первобытных людей в разумных.
Раздел 2. Человек – дитя природы и член общества(3 часа).
- рассмотреть влияние общества на формирование личности человека;
- значение для человека среды обитания;
- дети должны уяснить связь человека с природой и обществом.
Раздел 3 Может ли человек жить в одиночестве(3 часа).
- рассмотреть связь человека в обществе;
- пагубное влияние одиночества на человека.
Раздел 4. Общение – высокое искусство(4 часа).
- научить детей правилам общения;
- определить значение общения в жизни людей.
Раздел 5. Что такое человеческое «Я» (3 часа).
- научить учащихся самооценке и определить её значение для себя;
- дети должны правильно оценивать свои поступки.
Раздел 6. Во что человек верит, что знает, что умеет(3 часа)
- роль веры и неверия в жизни людей;
- настроить детей на правильность выбора профессии.
Раздел 7. Вера и неверие(4 часа)
- дети должны правильно отличать, во что надо верить, а во что нет;
- причины возникновения недоверия и влияние их на жизнь человека.
Раздел 8. Возраст, каким он бывает(3 часа).
- влияние возраста на развитие человека;
- что значит «взрослеть»?
- ответственность человека за свои поступки и формирование этой ответственности.
Раздел 9. Почему человек болеет(3 часа).
- учащиеся должны знать причины болезней человека;
- убедить детей в необходимости вести здоровый образ жизни.
Раздел10. Вредные привычки(3 часа).
- учащиеся должны знать и понимать опасность алкоголя, курения и наркотиков для человеческого организма;
- объяснить детям связь алкоголя и наркотиков для человеческого организма;
- объяснить детям связь алкоголя и наркомании с ростом преступности.
Итоговое повторение (1 час)
4класс (34 часа)
Введение: Что изучает Граждановедение в 4 классе. (1 час)
Раздел 1. Для чего человек учится(3 часа).
- обучающиеся должны понимать важность и необходимость образования;
- дети должны разобраться для чего человек учится, и осознать связь образования и профессии.
Раздел 2. Человек и его семья(3 часа).
- обучающиеся должны усвоить важность иметь семью для каждого человека;
- дети должны знать, что такое семейный долг родителей и детей;
- обучающиеся должны знать права и обязанности родителей и детей.
Раздел 3. Мама самый дорогой человек (3 часа).
- обучающиеся в ходе уроков должны осознать , что мама – самый дорогой человек;
- важность матери в жизни каждого человека;
- прививать школьникам любовь и уважение к матери.
Раздел 4. Наша Родина (2 часа).
- в ходе уроков о нашей Родине дети должны уяснить понятия, что такое Родина и малая родина, научиться любить и ценить свою отчизну;
- охранять богатства родной страны;
- гордиться своей родиной и уметь её защищать.
Раздел 5. Мы живём в России (3часа).
- в ходе уроков о нашей Родине дети должны научиться любить и ценить свою отчизну;
- познакомиться какие народы живут в России;
- охранять богатства родной страны;
- гордиться своей родиной и уметь её защищать.
Раздел 6. Каковы правила жизни в обществе(3 часа).
- ознакомить школьников с правилами жизни общества, объяснить важность их соблюдения;
- научить учащихся соблюдать правила хорошего тона.
Раздел 7. Добро и зло (3 часа).
- сформировать отрицательное отношение к человеческим порокам, безнравственному поведению;
- предупредить обучающихся об опасности этих качеств.
Раздел 8. Зачем людям быть честным (3 часа).
- развить представление обучающихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе;
- развить представление детей о важности честности.
Раздел 9 . Что такое долг (3 часа).
- раскрыть нравственное содержание долга каждого человека;
- способствовать развитию у обучающихся чувства долга к совершению добрых и гуманных поступков.
Раздел 10. Что такое порядочность (2 часа).
- развить представление обучающихся о порядочности;
- ознакомить с правилами порядочности и показать роль порядочности в жизни человека и общества.
Раздел 11. Милосердие – самое доброе слово (2 часа).
- обратить внимание учащихся на значение слова « милосердие»;
- развить представление о ценности милосердия в нашем обществе;
- способствовать развитию у обучающихся мотивации к совершению милосердных поступков.
Раздел 12. Надо ли быть добрым человеком (2 часа).
- развить представление обучающихся о том, какого человека можно считать добрым;
- способствовать развитию у обучающихся мотивации к совершению добрых поступков.
Итоговое повторение (1 час)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения учащиеся должны
знать:
- Что такое Родина? Её народы и природные богатства. Символы и Законы.
- О важности семьи для каждого человека.
- Основные права и обязанности детей.
- Нормы поведения и общения юных граждан.
- Профессии и их особенности.
- Что такое здоровый образ жизни.
уметь:
- Рассказать о своей семье, Родине, как о многонациональном государстве, имеющем свои символы, Законы и богатства.
- Уважительно относиться к государственной символике.
- Оценивать поступки людей и соотносить их с правами Конституции, не нарушать требований Закона, толерантно относиться к окружающим людям.
- Уметь заботиться о своём здоровье.
Тематическое планирование
3класс (34 часа)
№ | Тема урока | Дата |
| 1 четверть |
|
1. | Вводный урок. Что изучает Граждановедение в 3 классе. |
|
Раздел 1.Как человек стал похож на нас с вами. | ||
2. | Как человек стал похож на нас с вами. Работа с текстом |
|
3. | Каким образом появлялись вожди у первобытных |
|
| людей? |
|
4 | Творческая работа " Закончи рассказ" |
|
Раздел 2. Человек – дитя природы и член общества |
| |
5. | Человек- дитя природы и член общества. |
|
6. | Анализ сказки "Собака и волк" |
|
7. | Почему надо беречь природу? Проверочная работа . |
|
Раздел 3 Может ли человек жить в одиночестве |
| |
8 | Может ли человек жить в одиночестве. |
|
9. | Анализ произведения В.А. Сухомлинского |
|
"Одинокий учитель" |
| |
2 четверть |
| |
1. | Влияние одиночества на характер человека. |
|
| Раздел 4. Общение – высокое искусство. |
|
2. | Общение - высокое искусство. |
|
Правила культурного поведения в обществе. |
| |
3. | Как они помогают в общении. |
|
4. | Спор. Ссора. Способы их разрешения. |
|
| Раздел 5. Что такое человеческое «Я» |
|
5. | Что такое человеческое "Я" |
|
6. | Художественные произведения о проявлении |
|
человеческого "Я" |
| |
7. | Контрольная работа. |
|
3 четверть |
| |
1. | Можно ли воспитать своё "Я" |
|
Раздел 6. Во что человек верит, что знает, что умеет |
| |
2. | Во что человек верит, что знает, что умеет. |
|
3. | Профессии людей.Что умею делать я? |
|
4. | Может ли человек познать самого себя? |
|
Раздел 7. Вера и неверие |
| |
5. | Вера и неверие. |
|
6. | Анализ сказки Л.Пантелеева "Две лягушки". |
|
7. | Должен ли человек верить в самого себя? |
|
8. | Творческая работа " Закончи рассказ" Проверочная работа. |
|
| Раздел 8. Возраст, каким он бывает |
|
9. | Каким бывает возраст. |
|
10. | Какой возраст самый активный; самый мудрый? |
|
4четверть |
| |
1. | Корона старости. |
|
Раздел 9. Почему человек болеет |
| |
2. | Почему человек болеет?. |
|
3. | Как можно регулировать настроение. |
|
4. | Здоровый образ жизни. |
|
Раздел10. Вредные привычки |
| |
5. | Какие бывают вредные привычки. |
|
6. | Анализ басни Л.Н.Толстого "Как вор сам себя |
|
выдал". |
| |
7. | Связь наркомании, алкоголизма с ростом преступности. | |
8 | Контрольная работа. |
Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ | Тема урока | Дата |
| 1 четверть |
|
1. | Вводный урок. Что изучает Граждановедение в 4 классе. |
|
Раздел 1 Для чего человек учится (3 часа) | ||
2. | Зачем человеку учиться |
|
3. | Важность образования. Ролевая игра «Зарубежные гости» |
|
4 | Творческая работа " Закончи рассказ" |
|
Раздел 2. Человек и его семья(3 часа). |
| |
5. | Человек и его семья. Работа над пересказом текстов. |
|
6. | Ролевая игра «Семейный совет». Творческая работа "Закончи рассказ" |
|
7. | Проект «Моя семья» |
|
Раздел 3 Мама- самый дорогой человек (3 часа) |
| |
8 | Мама - самый дорогой человек. Анализ текста. |
|
9. | Работа над пересказом текстов. Проверочная работа. |
|
| ||
2 четверть |
| |
1. | Мамина улыбка. Урок поэзии. |
|
| Раздел 4. . Наша Родина (2 часа) |
|
2. | Наша Родина. Моя малая родина. |
|
3. | Стебелёк с родной земли. |
|
| Раздел 5. Мы живём в России (3часа). |
|
4. | Мы живём в России. Символы страны. |
|
5. | Художественные произведения о России. |
|
6. | Творческая работа " Закончи рассказ" Контрольная работа. |
|
Раздел 6. Каковы правила жизни в обществе(3 часа). |
| |
7. | Правила жизни. |
|
3 четверть |
| |
1. | Труд в жизни человека. |
|
2. | Ролевая игра «Суд чести» |
|
Раздел 7. . Добро и зло (3 часа). |
| |
3. | Добро и зло. Работа над пересказом текстов |
|
4. | Творческая работа " Закончи рассказ" . |
|
5. | Инсценировка по миниатюре В.А.Сухомлинского «Красивое и уродливое» |
|
| Раздел 8. Зачем людям быть честным (3 часа). |
|
6. | Честность в жизни человека. |
|
7. | Анализ и пересказ миниатюр о честности. |
|
8. | Игра «Общее мнение». |
|
Раздел 9. Что такое долг (3 часа). |
| |
9. | Что такое долг. Работа над пересказом текстов |
|
10. | Игра «Суд чести». Проверочная работа. |
|
4 четверть |
| |
1. | Творческая работа " Закончи рассказ" |
|
Раздел10. Что такое порядочность (2 часа). |
| |
2. | Порядочность |
|
3. | Анализ и пересказ миниатюр о порядочности. Творческая работа " Закончи рассказ". |
|
Раздел 11. Милосердие – самое доброе слово (2часа). |
| |
4. | Милосердие – самое доброе слово. Работа с миниатюрами. | |
5. | Творческая работа " Закончи рассказ". | |
Раздел 12. Надо ли быть добрым человеком (2 часа). | ||
6. | Надо ли быть добрым человеком. Работа над пересказом текстов. | |
7. | Проект : спектакль по истории, рассказанной датским писателем Х.Бергстедтом. | |
8. | Контрольная работа. |
Список литературы для реализации данной программы
Для учителя:
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками.- М.,1985
- Всеобщая декларация прав человека для детей.- М., 1992 г.
- Из опыта работы преподавания прав человека в начальной и средней школе. Сборник методических материалов М: Молодёжный центр прав человека и правовой культуры.
- Имею права! Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей.- М., 1999г.
- Конвенция о правах ребёнка.
Для обучающихся:
1.Никитин А.Ф. Граждановедение 3-4 классы, учебник.
2.Сборник «Право малышам»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС "ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" 3 КЛАСС
КУРС ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ 3 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА РОССИИ"...
Факультативный курс "Речевое развитие младших школьников" для 2 класса
Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Речевое развитие младших школьников" для 2 класса...
Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"
Программа может быть использована в начальной школе с 1 по 4 класс.Сооставлена в соответствии с программой окружающего мира А.А. Плешакова....
Внеурочное занятие по курсу "Исследовательское обучение младших школьников" по теме "Методы исследования"
Внеурочное занятие представлено на флипчарте для интерактивной доски. Было представлено для курсантов ИПКро. Представляет внеурочное занятие для учеников 3 класса с учетом требований ФГОС....
Программа курса «ЛИДЕР» (Обучение младших школьников правилам общения)
Создание системы духовно-нравственного воспитания младших школьников для формирования и развития коммуникативных способностей и умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизнен...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «СЕРПУХОВ В ЧИСЛАХ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В программе «Серпухов в числах, 4 класс» реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, патриотическое. При реализации содержания программы рас...
Адаптированная образовательная рабочая программа по коррекционному курсу «Психологическое развитие младших школьников»
Адаптированная образовательная рабочая программапо коррекционному курсу «Психологическое развитие младших школьников»...
Комментарии
Программа курса «Граждановедение» для младших школьников