Программа курса «Граждановедение» для младших школьников
рабочая программа (3,4 класс) по теме
Программа курса «Граждановедение» для младших школьников рассчитана на обучающихся 3 - 4 классов и разработана на основе Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования,
на материале учебника А.Ф.Никитина «Граждановедение » для обучающихся 3-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ГРАЖДАНОВЕДЕНИЮ
для 3-4 классов
Адаптированная
(область знаний – обществознание)
Паршина Наталья Александровна
учитель начальных классов
г. Бодайбо
2011год
Пояснительная записка
Программа курса «Граждановедение» для младших школьников рассчитана на обучающихся 3 - 4 классов и разработана на основе Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования,
на материале учебника А.Ф.Никитина «Граждановедение » для обучающихся 3-4 классов.
В начальных классах важно заложить основу гражданственности в форме гуманистических моральных представлений, которые в будущем ставят базу политико–правовых взглядов и убеждений.
Актуальность программы заключается в том, что одним из направлений ФГОСа нового поколения является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Программа по граждановедению предусматривает через различные виды работ воспитание ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; нравственных качеств личности. Даёт элементарные представления о России, как государстве и социальной структуре российского общества, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- Цель программы: формирование и развитие ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма и гражданственности;
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- учить детей заботиться о своём здоровье;
- обеспечить работу над развитием речи обучающихся;
Программа способствует изучению и осознанию прав и обязанностей гражданина, воспитанию любви к Родине, уважению к её законам и символам, развитию гуманного отношения к людям, добросовестного отношения к труду и уважение к людям труда, терпимости к различиям во взглядах, пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Методические особенности преподавания курса
Курс «Граждановедение» включает ряд вопросов, которые близки и понятны ребёнку младшего школьного возраста («Человек и его семья», «Мама – самый дорогой человек», «Наша школа», «Во что человек верит», «Здоровый образ жизни» и т.д) и построен с таким расчётом, что восприятие материала должно пройти на эмоциональном уровне.
Содержание учебного материала не ограничивает деятельность учителя и ученика на уроке, а предполагает различные формы общения : комментированное чтение, пересказ, ответы на вопросы, ролевые игры. Все это позволит использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы и потребует большой самостоятельной работы от обучающихся и творческой от – учителя.
Каждый раздел начинается с учебного текста , вводящего обучающихся в суть содержания темы. С ними дети знакомятся дома. Следующие далее домашние и классные задания помогают определить, как дети усвоили прочитанное , дополнить их знания по теме.
Миниатюры нравоучительного содержания в разделе «Прочитайте и перескажите» своими словами» предназначены для обсуждения и пересказа. Умение пересказывать – одна из главных дидактических задач этого раздела.
На уроке учащиеся рассматривают рисунки и рассказывают о том, что изображено на них, составляют связные рассказы , опираясь на свой опыт , отвечают на вопросы к рисункам.
Раздел «Придумайте родственные слова…» предусматривает работу с соответствующей теме лексикой. Ученики выполняют это задание письменно. Учитель может облегчить им задачу, предложив детям список слов, среди которых есть и
родственные заданным словам. Для усвоения темы очень важен раздел «Закончите рассказ». Дети усовершенствуют свои речевые навыки и проявляют творческие возможности, фантазируя на предложенную тему.
При проведении ролевых и деловых игр необходимо объяснить детям суть игрового действия и конкретные задачи его частников.
Работа по разделу «Сценка» проводится в двух формах (по выбору учителя) : дети либо читают свои роли в классе, либо заучивают их дома, а в школе разыгрывают.
Очень интересной и полезной может оказаться работа с вопросами по теме урока. После того, как в целом усвоено содержание, происходит консультация по ней. Ученики выбирают или учитель назначает (поочерёдно консультантов, которые отвечают на вопросы одноклассников). Помогают детям развивать интерес к собственному внутреннему миру и к окружающим, предложенные в некоторых темах задания по конкретизации профессий.
Методическое обеспечение программы
Методы проведения занятий: беседа, практическая работа, комментированное чтение, пересказ, ролевые игры, дидактические игры.
Содержание программы (68 часов)
3 класс (34 часа)
Введение: Что изучает Граждановедение в 3 классе.
Раздел 1.Как человек стал похож на нас с вами (3 часа).
- обучающиеся должны получить представление как жили люди в глубокой древности, чем занимались и как выглядели;
- обучающиеся должны знать о периоде превращения первобытных людей в разумных.
Раздел 2. Человек – дитя природы и член общества(3 часа).
- рассмотреть влияние общества на формирование личности человека;
- значение для человека среды обитания;
- дети должны уяснить связь человека с природой и обществом.
Раздел 3 Может ли человек жить в одиночестве(3 часа).
- рассмотреть связь человека в обществе;
- пагубное влияние одиночества на человека.
Раздел 4. Общение – высокое искусство(4 часа).
- научить детей правилам общения;
- определить значение общения в жизни людей.
Раздел 5. Что такое человеческое «Я» (3 часа).
- научить учащихся самооценке и определить её значение для себя;
- дети должны правильно оценивать свои поступки.
Раздел 6. Во что человек верит, что знает, что умеет(3 часа)
- роль веры и неверия в жизни людей;
- настроить детей на правильность выбора профессии.
Раздел 7. Вера и неверие(4 часа)
- дети должны правильно отличать, во что надо верить, а во что нет;
- причины возникновения недоверия и влияние их на жизнь человека.
Раздел 8. Возраст, каким он бывает(3 часа).
- влияние возраста на развитие человека;
- что значит «взрослеть»?
- ответственность человека за свои поступки и формирование этой ответственности.
Раздел 9. Почему человек болеет(3 часа).
- учащиеся должны знать причины болезней человека;
- убедить детей в необходимости вести здоровый образ жизни.
Раздел10. Вредные привычки(3 часа).
- учащиеся должны знать и понимать опасность алкоголя, курения и наркотиков для человеческого организма;
- объяснить детям связь алкоголя и наркотиков для человеческого организма;
- объяснить детям связь алкоголя и наркомании с ростом преступности.
Итоговое повторение (1 час)
4класс (34 часа)
Введение: Что изучает Граждановедение в 4 классе. (1 час)
Раздел 1. Для чего человек учится(3 часа).
- обучающиеся должны понимать важность и необходимость образования;
- дети должны разобраться для чего человек учится, и осознать связь образования и профессии.
Раздел 2. Человек и его семья(3 часа).
- обучающиеся должны усвоить важность иметь семью для каждого человека;
- дети должны знать, что такое семейный долг родителей и детей;
- обучающиеся должны знать права и обязанности родителей и детей.
Раздел 3. Мама самый дорогой человек (3 часа).
- обучающиеся в ходе уроков должны осознать , что мама – самый дорогой человек;
- важность матери в жизни каждого человека;
- прививать школьникам любовь и уважение к матери.
Раздел 4. Наша Родина (2 часа).
- в ходе уроков о нашей Родине дети должны уяснить понятия, что такое Родина и малая родина, научиться любить и ценить свою отчизну;
- охранять богатства родной страны;
- гордиться своей родиной и уметь её защищать.
Раздел 5. Мы живём в России (3часа).
- в ходе уроков о нашей Родине дети должны научиться любить и ценить свою отчизну;
- познакомиться какие народы живут в России;
- охранять богатства родной страны;
- гордиться своей родиной и уметь её защищать.
Раздел 6. Каковы правила жизни в обществе(3 часа).
- ознакомить школьников с правилами жизни общества, объяснить важность их соблюдения;
- научить учащихся соблюдать правила хорошего тона.
Раздел 7. Добро и зло (3 часа).
- сформировать отрицательное отношение к человеческим порокам, безнравственному поведению;
- предупредить обучающихся об опасности этих качеств.
Раздел 8. Зачем людям быть честным (3 часа).
- развить представление обучающихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе;
- развить представление детей о важности честности.
Раздел 9 . Что такое долг (3 часа).
- раскрыть нравственное содержание долга каждого человека;
- способствовать развитию у обучающихся чувства долга к совершению добрых и гуманных поступков.
Раздел 10. Что такое порядочность (2 часа).
- развить представление обучающихся о порядочности;
- ознакомить с правилами порядочности и показать роль порядочности в жизни человека и общества.
Раздел 11. Милосердие – самое доброе слово (2 часа).
- обратить внимание учащихся на значение слова « милосердие»;
- развить представление о ценности милосердия в нашем обществе;
- способствовать развитию у обучающихся мотивации к совершению милосердных поступков.
Раздел 12. Надо ли быть добрым человеком (2 часа).
- развить представление обучающихся о том, какого человека можно считать добрым;
- способствовать развитию у обучающихся мотивации к совершению добрых поступков.
Итоговое повторение (1 час)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения учащиеся должны
знать:
- Что такое Родина? Её народы и природные богатства. Символы и Законы.
- О важности семьи для каждого человека.
- Основные права и обязанности детей.
- Нормы поведения и общения юных граждан.
- Профессии и их особенности.
- Что такое здоровый образ жизни.
уметь:
- Рассказать о своей семье, Родине, как о многонациональном государстве, имеющем свои символы, Законы и богатства.
- Уважительно относиться к государственной символике.
- Оценивать поступки людей и соотносить их с правами Конституции, не нарушать требований Закона, толерантно относиться к окружающим людям.
- Уметь заботиться о своём здоровье.
Тематическое планирование
3класс (34 часа)
№ | Тема урока | Дата |
| 1 четверть |
|
1. | Вводный урок. Что изучает Граждановедение в 3 классе. |
|
Раздел 1.Как человек стал похож на нас с вами. | ||
2. | Как человек стал похож на нас с вами. Работа с текстом |
|
3. | Каким образом появлялись вожди у первобытных |
|
| людей? |
|
4 | Творческая работа " Закончи рассказ" |
|
Раздел 2. Человек – дитя природы и член общества |
| |
5. | Человек- дитя природы и член общества. |
|
6. | Анализ сказки "Собака и волк" |
|
7. | Почему надо беречь природу? Проверочная работа . |
|
Раздел 3 Может ли человек жить в одиночестве |
| |
8 | Может ли человек жить в одиночестве. |
|
9. | Анализ произведения В.А. Сухомлинского |
|
"Одинокий учитель" |
| |
2 четверть |
| |
1. | Влияние одиночества на характер человека. |
|
| Раздел 4. Общение – высокое искусство. |
|
2. | Общение - высокое искусство. |
|
Правила культурного поведения в обществе. |
| |
3. | Как они помогают в общении. |
|
4. | Спор. Ссора. Способы их разрешения. |
|
| Раздел 5. Что такое человеческое «Я» |
|
5. | Что такое человеческое "Я" |
|
6. | Художественные произведения о проявлении |
|
человеческого "Я" |
| |
7. | Контрольная работа. |
|
3 четверть |
| |
1. | Можно ли воспитать своё "Я" |
|
Раздел 6. Во что человек верит, что знает, что умеет |
| |
2. | Во что человек верит, что знает, что умеет. |
|
3. | Профессии людей.Что умею делать я? |
|
4. | Может ли человек познать самого себя? |
|
Раздел 7. Вера и неверие |
| |
5. | Вера и неверие. |
|
6. | Анализ сказки Л.Пантелеева "Две лягушки". |
|
7. | Должен ли человек верить в самого себя? |
|
8. | Творческая работа " Закончи рассказ" Проверочная работа. |
|
| Раздел 8. Возраст, каким он бывает |
|
9. | Каким бывает возраст. |
|
10. | Какой возраст самый активный; самый мудрый? |
|
4четверть |
| |
1. | Корона старости. |
|
Раздел 9. Почему человек болеет |
| |
2. | Почему человек болеет?. |
|
3. | Как можно регулировать настроение. |
|
4. | Здоровый образ жизни. |
|
Раздел10. Вредные привычки |
| |
5. | Какие бывают вредные привычки. |
|
6. | Анализ басни Л.Н.Толстого "Как вор сам себя |
|
выдал". |
| |
7. | Связь наркомании, алкоголизма с ростом преступности. | |
8 | Контрольная работа. |
Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ | Тема урока | Дата |
| 1 четверть |
|
1. | Вводный урок. Что изучает Граждановедение в 4 классе. |
|
Раздел 1 Для чего человек учится (3 часа) | ||
2. | Зачем человеку учиться |
|
3. | Важность образования. Ролевая игра «Зарубежные гости» |
|
4 | Творческая работа " Закончи рассказ" |
|
Раздел 2. Человек и его семья(3 часа). |
| |
5. | Человек и его семья. Работа над пересказом текстов. |
|
6. | Ролевая игра «Семейный совет». Творческая работа "Закончи рассказ" |
|
7. | Проект «Моя семья» |
|
Раздел 3 Мама- самый дорогой человек (3 часа) |
| |
8 | Мама - самый дорогой человек. Анализ текста. |
|
9. | Работа над пересказом текстов. Проверочная работа. |
|
| ||
2 четверть |
| |
1. | Мамина улыбка. Урок поэзии. |
|
| Раздел 4. . Наша Родина (2 часа) |
|
2. | Наша Родина. Моя малая родина. |
|
3. | Стебелёк с родной земли. |
|
| Раздел 5. Мы живём в России (3часа). |
|
4. | Мы живём в России. Символы страны. |
|
5. | Художественные произведения о России. |
|
6. | Творческая работа " Закончи рассказ" Контрольная работа. |
|
Раздел 6. Каковы правила жизни в обществе(3 часа). |
| |
7. | Правила жизни. |
|
3 четверть |
| |
1. | Труд в жизни человека. |
|
2. | Ролевая игра «Суд чести» |
|
Раздел 7. . Добро и зло (3 часа). |
| |
3. | Добро и зло. Работа над пересказом текстов |
|
4. | Творческая работа " Закончи рассказ" . |
|
5. | Инсценировка по миниатюре В.А.Сухомлинского «Красивое и уродливое» |
|
| Раздел 8. Зачем людям быть честным (3 часа). |
|
6. | Честность в жизни человека. |
|
7. | Анализ и пересказ миниатюр о честности. |
|
8. | Игра «Общее мнение». |
|
Раздел 9. Что такое долг (3 часа). |
| |
9. | Что такое долг. Работа над пересказом текстов |
|
10. | Игра «Суд чести». Проверочная работа. |
|
4 четверть |
| |
1. | Творческая работа " Закончи рассказ" |
|
Раздел10. Что такое порядочность (2 часа). |
| |
2. | Порядочность |
|
3. | Анализ и пересказ миниатюр о порядочности. Творческая работа " Закончи рассказ". |
|
Раздел 11. Милосердие – самое доброе слово (2часа). |
| |
4. | Милосердие – самое доброе слово. Работа с миниатюрами. | |
5. | Творческая работа " Закончи рассказ". | |
Раздел 12. Надо ли быть добрым человеком (2 часа). | ||
6. | Надо ли быть добрым человеком. Работа над пересказом текстов. | |
7. | Проект : спектакль по истории, рассказанной датским писателем Х.Бергстедтом. | |
8. | Контрольная работа. |
Список литературы для реализации данной программы
Для учителя:
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками.- М.,1985
- Всеобщая декларация прав человека для детей.- М., 1992 г.
- Из опыта работы преподавания прав человека в начальной и средней школе. Сборник методических материалов М: Молодёжный центр прав человека и правовой культуры.
- Имею права! Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей.- М., 1999г.
- Конвенция о правах ребёнка.
Для обучающихся:
1.Никитин А.Ф. Граждановедение 3-4 классы, учебник.
2.Сборник «Право малышам»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/04/picture-98925-1670154893.jpg)
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС "ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" 3 КЛАСС
КУРС ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ 3 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА РОССИИ"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/09/picture-120527-1349796198.jpg)
Факультативный курс "Речевое развитие младших школьников" для 2 класса
Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Речевое развитие младших школьников" для 2 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365635-1386764703.jpg)
Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"
Программа может быть использована в начальной школе с 1 по 4 класс.Сооставлена в соответствии с программой окружающего мира А.А. Плешакова....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-415208-1517849719.jpg)
Внеурочное занятие по курсу "Исследовательское обучение младших школьников" по теме "Методы исследования"
Внеурочное занятие представлено на флипчарте для интерактивной доски. Было представлено для курсантов ИПКро. Представляет внеурочное занятие для учеников 3 класса с учетом требований ФГОС....
Программа курса «ЛИДЕР» (Обучение младших школьников правилам общения)
Создание системы духовно-нравственного воспитания младших школьников для формирования и развития коммуникативных способностей и умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизнен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/10/picture-69079-1473506063.jpg)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «СЕРПУХОВ В ЧИСЛАХ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В программе «Серпухов в числах, 4 класс» реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, патриотическое. При реализации содержания программы рас...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/15/picture-404145-1400134379.jpg)
Адаптированная образовательная рабочая программа по коррекционному курсу «Психологическое развитие младших школьников»
Адаптированная образовательная рабочая программапо коррекционному курсу «Психологическое развитие младших школьников»...
Комментарии
Программа курса «Граждановедение» для младших школьников