Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (4 класс)
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки. Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В первом классе мы формировали оценочную самостоятельность в учебной деятельности: дети оценивали по линеечкам успеха свои письменные работы, в дневнике первоклассника дети оценивали прошедший урок, день. Во втором классе мы работали над формированием непосредственно морально-нравственной самооценки, т.е. умения оценивать собственные поступки, поведение, собственное продвижение в поставленных задачах по самовоспитанию.В третьем классе мы продолжили эту работу на новом уровне, введя в сложившуюся схему еще одно звено – прогнозирование. У нас появилась прогностическая самооценка. То есть ребята оценивали свое будущее поведение, заранее предполагали, каким оно будет.Четвертый класс - это последний год обучения в начальной школе. Моим ученикам предстоит переход в пятый класс, где от них потребуется больше самостоятельности и сознательного отношения к учебе. В начале учебного года мы спланировали с психологами работу в этом направлении. Мы предложили ребятам написать мини сочинение «Хороший ученик». Эта методика предлагается для выявления рефлексивности самооценки школьников и учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl_formirovanie_refleks.samootsenki_2015g.doc | 71 КБ |
lichnostnye_uud_2015.ppt | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся
Слайд 1
Тема моей работы в рамках общего проекта - формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся.
Слайд 2
Самооценка является важнейшим психологическим механизмом формирования самосознания личности, она лежит в основе системы представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение.
Слайд 3
Важное условие развития самооценки - становление рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны, допускать существование других точек зрения. Развитие рефлексивной самооценки способствует выработке умений критически оценивать себя и свои поступки, и как следствие – формированию адекватной самооценки как важнейшему качеству психологически здоровой личности.
Слайд 4
Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки. Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. Вы видите эти темы на слайде. Сейчас я остановлюсь подробно на каждом из них.
Слайд 5
В первом классе я формировала оценочную самостоятельность в учебной деятельности: дети оценивали по линеечкам успеха свои письменные работы. Кроме того я использовала технологию самооценивания, заложенную в УМК «Школа 2100». В дневнике первоклассника дети оценивали прошедший урок, день.
Слайд 6
Рефлексивная самооценка включает умение критически оценивать себя и свои поступки, поэтому она тесно связана с действием морально-нравственного оценивания. Именно эти личностные универсальные учебные действия являются особенно актуальными в моем классе, в котором на первых порах было трудно создать коллектив, привить правила поведения, наладить межличностные отношения. Во втором классе я начала работу по формированию непосредственно морально-нравственной самооценки, т.е. умения оценивать собственные поступки, поведение, собственное продвижение в поставленных задачах по самовоспитанию.
Слайд 7
Самооценка может быть двух типов – ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая). Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому начинать формирование самооценки следует с неё. И только тогда, когда ретроспективная самооценка становится привычной нормой работы класса можно переходить к формированию прогностической самооценки. Во втором классе с помощью «Дневников школьника» я создавала условия для ретроспективной оценки детьми своих поступков, своего поведения.
Слайд 8 (схема)
В третьем классе я продолжила эту работу на новом уровне, введя в сложившуюся схему еще одно звено – прогнозирование. У нас появилась прогностическая самооценка. То есть ребята оценивали свое будущее поведение, заранее предполагали, каким оно будет.
Слайд 9.
Работа строилась так: сначала мы обсуждали конкретную проблему в нашем классе, ставили перед собой цель и совместно вырабатывали критерии оценивания. Например, одну неделю мы посвятили правилам вежливого поведения. Мы выработали следующие критерии (показать на слайд).
Слайд 10.
Цель работы на неделю каждый ребенок записывал в свой дневник в графу «На этой неделе мы будем стараться».
Затем ребята прогнозировали свой итоговый результат на конец недели, используя условные знаки. Каждый день мы обсуждали достижение цели, выходили на обсуждение тех или иных поступков с позиций нравственности и ставили себе оценку за день. В конце недели подводили итог, ставя обобщенную оценку, рядом с которой ставилась и оценка учителя.
Слайд 11.
Обсуждение по вопросам, которые вы видите на слайде – это очень важный этап, без которого невозможно формирование рефлексивной самооценки, а значит, и универсального учебного действия самоопределения.
Затем решали, достигли мы цели всем классом или нам стоит еще неделю поработать над этой проблемой.
Также в 3 классе я отрабатывала навыки оценивания в группах.
Слайд 12.
Формировалось универсальное учебное действие - умение сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами. Я применяла групповой опрос выученных наизусть стихотворений. Вместе с детьми были разработаны критерии оценки. Дети в своей группе, каждый по очереди, читали наизусть, другие члены группы внимательно слушали и на отдельный листочек выставляли оценку.
Слайд 13
Четвертый класс – это последний год обучения в начальной школе. Моим ученикам предстоит переход в пятый класс, где от них потребуется больше самостоятельности и сознательного отношения к учебе. Очень важно, чтобы дети осознавали, какие качества составляют идеальный образ хорошего ученика, могли соотносить его со своей личностью, оценивали свои сильные и слабые стороны, могли наметить пути самосовершенствования.
В начале учебного года мы спланировали с психологами работу в этом направлении. Мы предложили ребятам написать мини сочинение «Хороший ученик». Эта методика предлагается для выявления рефлексивности самооценки школьников и учебной деятельности.
Слайд 14.
На втором этапе по результатам сочинений ребят была проведена групповая работа. Как мы и предполагали, в сочинениях чаще всего встречались следующие качества
- Хорошо учится;
- Выполняет правила школьной жизни;
- Хорошо общается с одноклассниками и взрослыми;
- Проявляет интерес к новым знаниям.
Каждой группе было дано одно из качеств - дети должны были самостоятельно подумать над тем, как они понимают данное качество, в каких действиях оно проявляется? Что надо делать ученику, чтобы про него сказали, что он хороший ученик?
Слайд 15.
Обобщив результаты детских выступлений, мы выделили в каждом качестве 5 действий. Например:
Хорошо учится – это значит, что ученик:
1.Активен на занятиях;
2.Внимателен на уроках;
3. Старательно выполняет все д/з;
4. Интересуется дополнительной информацией по предметам;
5. Всегда готов к уроку, приносит все принадлежности.
Слайд 16.
Для того чтобы в сознании у ребят действительно сложился образ «хорошего ученика», я предложила им примерить эти качества на себя, поработать над самооценкой действий. Использовалась уже привычная технология с постановкой целей на неделю в «Дневнике Школьника». В начале недели мы записывали цель – работать над одним из качеств и ставили прогностическую самооценку. Три раза в неделю: в понедельник, в среду, в пятницу ребята оценивали, насколько они выполняли все действия, необходимые для достижения данного качества.
Слайд 17.
Оценку ставили себе в дневник теперь уже не какими-то детскими символами, а по «взрослой» пятибалльной шкале.
В конце недели – выводили общую реальную самооценку и шло обсуждение в группах. Ученик доказывал, приводя примеры, свою реальную самооценку, группа слушала его и выставляла ему общую оценку группы.
Таким образом у ребенка постепенно складывался образ «хорошего ученика» и представление о том, насколько он соответствует ему. В конце этой работы детям было повторно дано мини сочинение.
Слайд 18.
Вообще методика «Хороший ученик» направлена на диагностику двух параметров – развития внутренней позиции школьника и развития рефлексивной критической самооценки. На этом слайде вы видите результаты диагностики развития внутренней позиции школьника. Выделяются три уровня развития этой позиции – низкий, средний и высокий. Критерии выделения этих уровней – по качеству ответов школьников. Низкий уровень характеризуется общими ответами, когда назывались лишь общие характеристики хорошего ученика, такие как добрый, общительный, трудолюбивый и давались отдельные учебные навыки, такие как, слушать учителя на уроке, поднимать руку и т.д. Средний уровень характеризуется тем, что учащиеся кроме общих качеств называли и такое важное качество хорошего ученика, как успеваемость (хорошо учится). Высокий уровень развития предполагал, что в ответах давались кроме успеваемости еще другие важные критерии, характеризующие хорошего ученика – дисциплина на уроках, хорошее поведение на переменах, хорошо общается с одноклассниками и учителями.
Как видно из таблицы, по результатам первого замера большинство учеников показали низкий уровень развития внутренней позиции школьника. По результатам второго замера количество учеников среднего и высокого уровня развития увеличилось в два раза.
Слайд 19.
Также улучшились результаты развития рефлексивной самооценки (Чем ты отличаешься от хорошего ученика?). Учащиеся с низким уровнем рефлексивной самооценки не дали ответа на этот вопрос. Уч-ся со средним уровнем – просто перечислили свои достижения, а уч-ся, которые указали свои недостатки, отнесены к учащимся с высоким уровнем рефлексивной самооценки. Как видно из таблицы, после второго замера все учащиеся дали ответы на этот вопрос, стало меньше тех, кто только перечислил достижения, и больше тех, кто указал на необходимость самоизменения и саморазвития - 75%.
Слайд 20.
Итак, по результатам работы в 4 классе у учащихся сложилось более широкое и более осознанное представление об образе хорошего ученика, что свидетельствует о выходе на новый уровень сформированности внутренней позиции школьника. Большинство из них стали более критично относиться к себе, осознали, что даже при наличии собственных достижений, им еще есть, к чему стремиться.
Слайд 21.
По итогам работы в течение 4-х лет можно сделать следующие выводы. Универсальное учебное действие самоопределение, включающее самооценку, получило новое развитие. Самооценка детей стала более адекватной – одни стали более уверенными, а другие – более реалистичными. Это благотворно повлияло и на межличностные отношения в классе – дети стали замечать свои недостатки в общении и стараются сдерживать свои эмоции. В результате работы над образом хорошего ученика изменилось отношение ребят к их обязанностям и к требованиям учителя, что положительно сказалось и на отношениях в системе учитель-ученик. Эти факторы являются показателями улучшения и индивидуального психологического здоровья детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самооценка Система оценок и представлений о себе на основе умения анализировать свои действия, видеть себя со стороны, сравнивать свои достижения Личностные УУД – самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация) – морально-этическая ориентация (оценка своих поступков) Регулятивные УУД – управление своей деятельностью – контроль и коррекция – инициативность – самостоятельность
Рефлексивная самооценка - умение анализировать собственные действия, видеть себя со стороны, допускать существование других точек зрения. Является важным условием сохранения и укрепления психологического здоровья
Темы проектной работы по годам 1-ый класс: Самооценка в учебной деятельности 2-ой класс: Морально-нравственная самооценка 3-ий класс: Морально-нравственная самооценка и прогнозирование 4-ый класс: Морально-нравственная самооценка и образ «Хорошего ученика»
Морально-нравственная самооценка- умение оценивать свои поступки, свое поведение в соответствии с морально-нравственными нормами
Самооценка Ретроспективная (обращенная в прошлое) – оценка уже выполненной работы Прогностическая (предсказывающая) – оценка предстоящей работы
Технология самооценивания критерии самооценки Прогнозирование обсуждение, коррекция итог новая цель постановка цели оценивание себя оценивание учителем
Неделя вежливости Критерии самооценки: п унктуальность (приходить вовремя на уроки) культура поведения на уроках культура общения (с работниками школы и друг с другом) культура поведения в столовой
Вопросы для обсуждения самооценки «У кого совпали все три оценки?», «У кого совпала прогностическая и реальная?» - «Почему», « У кого лучше прогностическая, чем реальная?» - «Чем это можно объяснить?» «У кого наоборот лучше реальная, чем прогностическая?», «У кого прогностическая или реальная самооценка отличается от моей оценки?» - «Как вы это можете объяснить?.
Формирование умения сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами групповой опрос выученных наизусть стихотворений и оценка по следующим критериям: 1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения 2. Безошибочность чтения. 3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса.) 4. Эффективное использование мимики и жестов.
4 класс - работа над образом «хорошего ученика» 1 этап Мини-сочинение «Хороший ученик» Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика. Можно ли тебя назвать хорошим учеником? Чем ты отличаешься от хорошего ученика? Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя «Я — хороший ученик»?
Работа над образом «хорошего ученика» 2 этап групповая работа над качествами хорошего ученика Хорошо учится; Выполняет правила школьной жизни; Хорошо общается с одноклассниками и взрослыми; Проявляет интерес к новым знаниям.
«Хорошо учится» – это значит: 1.Активен на занятиях; 2.Внимателен на уроках; 3. Старательно выполняет все д/з; 4. Интересуется дополнительной информацией по предметам; 5. Всегда готов к уроку, приносит все принадлежности.
Работа над образом «хорошего ученика» 3 этап Работа над каждым из качеств (1 неделя на каждое качество): постановка цели на неделю, прогностическая оценка, реальная оценка, оценка группы.
«5»баллов - выполняет все виды действий; «4» - выполняет большинство действий; «3» - выполняет половину действий; «2» - выполняет меньше половины; «1» - не выполняет ни одного действия.
Развитие внутренней позиции школьника (Кто такой хороший ученик?) Уровни развития внутренней позиции школьника Критерии оценки ответов 1-ый замер 2-ой замер Низкий уровень общие личные качества и отдельные учебные навыки 65% 28% Средний уровень общие личные качества и отдельные учебные навыки плюс успеваемость 18% 36% Высокий уровень успеваемость плюс дополнительные критерии из других сфер школьной жизни 17% 36%
Развитие рефлексивной самооценки (Чем ты отличаешься от хорошего ученика?) Уровни развития внутренней позиции школьника Критерии оценки ответов 1-ый замер 2-ой замер Низкий уровень Нет ответа 7% 0% Средний уровень Называет собственные достижения 32% 25% Высокий уровень Указывает на необходимость самоизменения и саморазвития 61% 75%
Результаты работы над образом «хорошего ученика» новый уровень развития внутренней позиции школьника – более широкое и более осознанное представление об образе хорошего ученика ; развитие рефлексивной критической самооценки.
Общие выводы: Универсальное учебное действие самоопределение, включающее самооценку, получило новое развитие Рефлексивная самооценка положительно сказалась на межличностных отношениях в классе и отношениях в системе «учитель-ученик», что способствует укреплению психологического здоровья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (1 класс)
Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своём месте в мире и в отношениях с другими людьми....
Формирование рефлексивной морально-нравственной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (2 класс)
Более подробно остановлюсь на своей работе по формированию рефлексивной самооценки. Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью так...
Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (3 класс)
Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение. Самооценка является важнейшим психологическ...
МАСТЕР-КЛАСС «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников...
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей: взаимодействие педагога-психолога и учителя
В современном мире важнейшим условием полноценного развития ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья....
Современные модели и практики сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся в образовательной организации.
Психологическое здоровье школьника, это то, что позволяет личности быть самодостаточной. Оно помогает личности придерживаться своих внутренних ориентиров, оценивать в соответствии с установленными нор...